Будущие выборы президента НКР - кандидаты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Продолжаем карабахскую тематику. В прошлой статье я писал о политическом контексте выборов, возможностях и ограничениях, которые существуют в связи с этой кампанией, а в особенности – о роли Еревана и влиянии Еревана на выборы в НКР.
Учитывая то, что президент Бако Саакян решил не участвовать в выборах, сложилась ситуация, когда у власти нет непосредственного кандидата. Это привело к тому, что поле «раскрылось», и большое число людей заявили о желании принять участие в выборах – или были соответствующие публикации об их возможном участии в выборном процессе. Большая часть представляет нынешнюю или прошлую элиту. Учитывая небольшой размер Карабаха, а также большой спрос на квалифицированные кадры в государственных учреждениях, это неудивительно. Однако не стоит рассматривать всех, кто так или иначе связан с госструктурами, в качестве кандидатов от власти.
В конце 2018 года о своем желании выступить на президентских выборах объявил Виталий Баласанян. Ныне он глава Совета безопасности НКР, а в 2012 году довольно успешно участвовал в президентских выборах. Он тогда получил 32.5% голосов, в два раза меньше действующего президента, что по карабахским меркам очень и очень много. Тогда в его пользу сработали все оппозиционные силы и была проведена грамотная избирательная кампания. Сегодня основу его имиджа составляет открытость к обществу и прессе, славный боевой опыт, а также жесткая позиция по урегулирования конфликта. Его упрекают в отсутствии управленческого опыта в последние годы, но основную проблему для Баласаняна составит негативный фон в отношениях с Ереваном, сложившийся в декабре 2018 года. Востребованность Баласаняна будет зависеть от актуальности проблем, за которые он ценится, то есть в первую очередь от остроты восприятия конфликта и вероятности войны, а пока перспективы не ясны и он это понимает.
Другим кандидатом является Араик Арутюнян. Он тоже участвовал в войне как доброволец, а потом, поскольку был квалифицированным экономистом, сделал себе карьеру в правительстве, а также стал крупным бизнесменом в сфере сельского хозяйства и пищепрома. Он лидер крупнейшей партии в карабахском парламенте («Азат hАйреник» / Свободная Родина) и один из богатейших людей в НКР. В прошлом году, на фоне протестов, он подал в отставку, но были даны разъяснения, что он по-прежнему политик и планирует сконцентрироваться на президентских выборах. Он старается установить позитивный фон в отношениях с Николом Пашиняном; недавно написал статью о том, что Пашиняну не стоит стесняться брать в долг для развития экономики. Его шансы оцениваются довольно высоко, хотя в обществе есть мнение, что в своей бизнес-деятельности он попирал интересы простых людей. Сложно комментировать обоснованность этого мнения, поскольку можно встретить обе точки зрения, однако факт, что это будет влиять на восприятие данного кандидата.
Еще одним кандидатом на выборах может быть Ашот Гулян. Глава парламента НКР, а также лидер второй по размеру – Демократической партии Арцаха. Прямо сейчас он совершает очень успешный визит в Европу. Почти весь его опыт состоит из парламентской работы, а также работы в министерстве иностранных дел НКР. Впрочем, у него нет боевого опыта и особой харизмы, поэтому на данный момент наблюдателями его шансы оцениваются не очень высоко. Что, впрочем, не исключает, что в течение года он может добиться большей узнаваемости или – напротив, решить не участвовать в выборах.
Официально объявил о своем желании участвовать в выборах Самвел Бабаян. Бабаян является одним из героев и победителей Карабахской войны, впрочем, восприятие его не столь однозначное, учитывая, что с его именем связывается непотребное поведение в послевоенном Карабахе, а также связываются покушение на президента НКР и попытка ввоза оружия в Армению в 2017 году, вероятно, с целью применения против Сержа Саргсяна. Он не жил в Нагорном Карабахе на протяжении последних десяти лет, что ограничивает его право быть избранным. В случае сбора примерно 10 тысяч подписей, он может подать в парламент заявку на изменение Конституции и включение возможности избраться в случае отсутствия из страны. Но в ответ на его такую попытку, власть определила порядок сбора подписей – в официальных муниципальных учреждениях. В какой-то момент его имя связывали с Ереваном, поскольку не так давно его помиловали, но на данный момент вряд ли можно говорить о том, что в Ереване будут поддерживать Бабаяна. На сегодня вероятность допуска Самвела Бабаяна к выборам стремится к нулю, низок также уровень общественной поддержки в его отношении. Однако пока не закрыт вопрос относительно его возможности устроить дестабилизацию, в случае роста уровня недовольства в Арцахе.
Еще одним претендентом может стать Масис Маилян, действующий глава МИД НКР, а также бывший кандидат в президенты в 2007 году. Маилян является человеком, который еще может сказать свое слово в политике, но на данный момент он пока не говорил о том, что планирует участвовать в выборах; все разговоры на эту тему являются слухами в прессе. Отсутствие боевого прошлого также играет против него, а в его пользу может сыграть образованность, умение держаться, контактировать как с обществом, так и с иностранными партнерами. В прессе также регулярно появлялись слухи о том, что его может поддержать Ереван, однако ни в аппарате премьер-министра Армении, ни сам Маилян, на эту тему никак не высказывались и пока достоверность этих слухов под вопросом.
Поскольку президентские и парламентские выборы пройдут одновременно, есть еще несколько возможных кандидатов на участие в президентских выборах. Возможно, таковым станет Айк Ханумян, глава небольшой оппозиционной фракции в парламенте. Впрочем, Ханумян может также поддержать кого-нибудь из вышеперечисленных. Также, многих (и в первую очередь – коллег) удивило объявление спикера президента Давида Бабаяна о желании создать партию для участия в выборах 2020 года. Давид Бабаян давно вел публичную деятельность, выходящую за рамки только собственной работы, что уже показывало наличие у него политических амбиций. И вот сейчас пришло время их реализовать. Кроме того, своего кандидата могут выдвинуть представители АРФ «Дашнакцутюн», традиционно имеющей сильные позиции в Арцахе. Наконец, в прессе проскользнул слух о том, что Роберт Кочарян может принять участие в этих выборах. Однако это сообщение настолько спекулятивно, что воспринимать его всерьез невозможно.
Итого, останется еще немало вопросов, а уже основной контекст борьбы за президентский пост задан, хотя невозможно быть уверенным, что ничего в ближайшее время не произойдет, что изменит ситуацию полностью.