Президентские выборы в Нагорном Карабахе. Политический контекст

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Через год или даже больше в Арцахе (Нагорно-Карабахской республике) должны пройти президентские выборы. Точную дату выяснить пока не удалось, встречались упоминания марта-апреля и июля. Будем считать, что выборы пройдут к середине 2020 года, то есть до выборов осталось чуть более года. Однако уже обсуждается довольно большое число кандидатов и всех интересует, кто в действительности примет участие – и кто может победить.

Начнем с того, что президентские и парламентские выборы предполагается провести в один и тот же день. Учитывая, что в НКР и так выраженно президентская система, этот подход следует считать институциональной основой для укрепления авторитаризма в стране, поскольку предполагается, что выборы будут проводиться раз в пять лет, а парламентские выборы будут носить явно подчиненный характер. Другой основой для похожих манипуляций обычно является референдум, но в данном случае к этому способу не прибегли.

Важным является вопрос о том, кого поддержит Ереван, а также – кого выдвинет политическое руководство – администрация в Степанакерте. На данный момент сложилось такое ощущение, что ни Ереван, ни Степанакерт своих кандидатов не выдвигают или – по крайней мере – не торопятся это сделать.

От мнения Еревана будет зависеть не столько то, кто будет избран, сколько то, кто не будет избран – у Еревана есть де-факто право вето в вопросе кандидатуры. В Степанакерте все понимают, что человек, у которого серьезные разногласия с политическим руководством в Ереване, в данной ситуации – с Николом Пашиняном и его политической силой, не сможет ни эффективно управлять, ни получать помощь от Армении, ни обеспечивать обороноспособность.

Администрация президента в НКР может оказать влияние на выборный процесс, например, ориентировав административный ресурс (что может теоретически включать в себя взятки, давление на бюджетников, фальсификации и пропаганду) в пользу одного из кандидатов. Однако влияние всех этих факторов несвободного голосования на протяжении последних десятилетий постоянно снижалось. И именно поэтому сейчас почти никто не ожидает масштабного вмешательства в процесс. Более того, после протестов в июне прошлого года Бако Саакян заявил о том, что он не будет баллотироваться на пост президента в 2020 году. Это означает, что не только изменился общий контекст, низка также мотивация нынешней администрации к вмешательству в выборный процесс на одной из сторон. Также, нынешняя администрация после тех протестов, не обладает достаточной легитимностью для определения будущего президента.

Эти и другие обстоятельства дают многим основания предположить, что выборы будут честными. В том смысле, что они зафиксируют социологические предпочтения граждан. Учитывая, что желающих принять в них участие большое количество, в действительности велика вероятность второго тура. Распределение голосов между кандидатами может оказаться достаточно близким – и тут мы возвращаемся к теме о влиянии нынешнего президента НКР Бако Саакяна и премьер-министра Армении Никола Пашиняна на процесс. Даже объявление ими «своих» кандидатур может оказать серьезное влияние на результат. А уж административное вмешательство, даже минимальное, может добавить необходимой критической массы для получения предпочтительного для той или иной стороны результата.

Чуть позже рассмотрим все возможные кандидатуры на пост президента, их слабые и сильные стороны, критику в их отношении, существующую в обществе, а также уровень их отношений с властью в Ереване.