Сфальсифицирован ли экономический рост Армении?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последний месяц довольно часто разные спикеры возвращались к вопросу о фальсификации экономической статистики в Армении. Это происходит далеко не впервые, поэтому я ожидал этого еще четыре месяца назад, когда написал в своем фейсбуке:

Ожидаем нашествия на СМИ фейковых статистиков, которые будут убеждать, что это - выдумка к президентским выборам. Для тех, кому интересно, что произошло на самом деле, месяц назад я написал небольшое разъяснение. Само разъяснение по ссылке: Что означают высокие темпы роста экономики Армении в 2017 году

Фейковые статистики не заржавели, хотя и проявились позже. В частности, бывший премьер-министр Грант Багратян сказал: Пашинян даже шутил о статистической лжи (слова Марка Твена), но вновь назначил того же человека. Степан Мнацаканян заявил об экономическом росте на 7,5%. Неужели меняют власть, зафиксировавшую 7,5% рост. Или экономическая ложь будет продолжаться, или правительство Пашиняна рухнет. Таким образом, можно свести к нулю уровень доверия.

Теперь будем разбираться по порядку с заявлением Багратяна.

  1. Начнем со Степана Мнацаканяна. Мнацаканян не заявлял об экономическом росте в 7.5% - это результат подсчета НСС РА. Это разные вещи и путать заявление с подсчетом это то же самое как путать аналитическую и политическую позицию. Что допустимо для обывателя, но не для экономиста и бывшего гос.чиновника высшего уровня.
  2. Власть, показавшую 7.5% роста ВВП меняют – и еще как. В частности, в 2003 году рост ВВП Грузии составил 11.3%, рост ВВП Украины в 2004 году составил 12.1%, да и рост Франции в 1967 году низким не был – 5%. Рост ВВП не является причиной смены правительства. Иначе бы правительство Венесуэлы было бы свергнуто. Однако политические факторы всегда доминируют над экономическими.

Другое дело, что уровень жизни населения в этих настроениях играет важную роль. В частности, как я уже писал в записи «Экономика бархатной революции – Армения и другие примеры постсоветского пространства», рост ВВП не сопровождался ростом уровня жизни, а почти наоборот – за 5 лет уровень конечного потребления домашних хозяйств остался практически на том же уровне, во многом из-за спада нефтяных цен и сопутствующего снижения иностранных трансфертов в экономику Армении. И это такие же официальные данные как ВВП, это и есть статистика ВВП – национальных счетов.

3. Правительство Пашиняна если когда-то и рухнет, то точно не из-за статистической лжи. Также как не из-за этого рухнули все предыдущие правительства. Хотя в одном согласен – уровень доверия важен и его обеспечить можно только специальными мерами. Теперь более конкретно по теме.

Фальсификация экономической статистики – факты

Именно Мнацаканян был назначен в рамках реструктуризации НСС РА в 1998 году и при нем на уровне Армстата крупных фальсификаций не было. В то же время, назначение Мнацаканяна на 6 лет сейчас означает, что все прошлое уже никогда не будет расследовано и останется «в граните», по крайней мере на официальном уровне. Отдельные эпизоды я буду разбирать, а общие результаты представлены здесь: Экономика Армении, 1817-2017. Реконструкция. Это никак не означает, что будут новые фальсификации, хотя и исключить этого нельзя. Но к примеру, фальсификация сельскохозяйственной статистики происходила на уровне муниципалитетов и министерства территориального управления, а не Национальной статистической служб - это важно понимать.

Реальный рост ВВП в 2016-2017 гг.

Что касается текущего объема ВВП и его роста, то слова о том, что 7.5% роста, конечно, не было, но 4.5% скорее всего было должны оскорблять любого ученого. В том числе и Багратяна, высказавшего их не раз в отдельных эфирах. Примерно сказать, каким является процент роста ВВП – невозможно. ВВП это результирующая экономической деятельности 3 миллионов людей за 365 дней и «на глазок» его определить невозможно в принципе. Для этого как раз и существует учет и контроль, налоговая, финансовая и прочая статистика, которая, конечно же, подтверждает данные о высоких темпах роста ВВП.

Подтверждает его, к примеру, грузинская статистика, которая говорит о том, что импорт из Армении вырос с 217 млн долл. в 2016 году до 281 млн долл. в 2017. Эту статистику составлял не Мнацаканян, не Саргсян и не Пашинян.

Более того, в действительности, поскольку рост сельскохозяйственного сектора с сентября 2016 года был пересмотрен, скорее всего данные о спаде в этой сфере имеют вид статистического артефакта. Раздувание сельскохозяйственного сектора во все предшествовавшие годы, скорее всего, давало примерно 0.05%-0.1% липовой прибавки к ВВП в год. Но накопленным итогом вышли довольно значительные суммы, особенно, учитывая, что и в советское время урожаи, поголовья и пр. завышались.

Поэтому имеет смысл рассмотреть рост несельскохозяйственного сектора ВВП. Он вырос в 2016 году на 1.1%, а в 2017 году – на 8.4%. Еще раз: рост ВВП в предшествовавшие 25 лет, скорее всего, завышался от 0.05% до 0.1% в год, а в 2016 и 2017 гг. – скорее всего занижался, о чем свидетельствуют совокупные данные по остальным секторам экономики.

Поэтому, если Багратян хочет рассматривать «реальный рост ВВП», то ему нужно метить не в 4.5%, а в 8.4%, будет ближе.