Экономика Армении, 1817-2017. Реконструкция

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Наконец, у меня есть черновые результаты исследования по экономической и демографической динамике Восточной Армении в последние 200 лет. В сумме оно у меня заняло порядка 4 лет архивной и библиотечной работы в ущерб праздникам и выходным :). В будущем это надо будет превратить в научную публикацию, но до того надо решить множество методологических вопросов и заполнить лакуны с данными. Черновик первой части за советский и постсоветский период с некоторыми пояснениями здесь.

Там представлены темпы роста экономики. За это время результаты несколько раз корректировались, особенно в том, что касается периода НЭПа, однако период после 1950 года подвергся лишь самым незначительным изменениям. Это, кстати, не означает, что их не будет в будущем, поскольку это исследование пока не завершено. Тем не менее, могу представить основные результаты. На сегодня это направление в западной академической науке активно развивается, начиная со школы анналов и теперь – университет Гронингена, который продолжает развивать проект Мэддисона. Популярно это направление также в США, Европе (в особенности, в Великобритании, Швеции, Германии, Франции и Дании), а также – в Турции. Все существующие данные по экономике Армении до недавних пор ограничивались периодом начиная с 1991 года (причем период 1991-1999 представлен данными сомнительного качества). Не так давно Conference Board включила в свою базу данных период с 1980 года (в 1989 году в СССР рассчитали ВВП до этого периода) и вслед за ней проект Мэддисона тоже включил этот период в свою базу данных. Однако для комплексного изучения политической истории и экономических трендов этого недостаточно, поэтому я всегда стремился расширить этот период.

В какой-то момент даже была идея сделать оценку динамике в средние века, но меня отговорили, ибо без надежных цифр это было бы спекуляцией, хотя в будущем я попытаюсь собрать достаточную для этого информацию.

  1. Темпы роста ВВП Армении в 1818-2017 гг.

На этом графике можно разглядеть многие события нашей истории, однако в первую очередь, на мой взгляд, интересны политические изменения: мы видим спады в конце 1820-ых гг., в 1905-1907 гг., также в 1913-1921 гг., в 1942-1944 гг. и наконец в 1986-1993 гг. Этот последний спад был самым глубоким, если смотреть на ежегодную динамику, а если смотреть в общем – то самым глубоким был спад 1913-1921 гг., когда экономика сократилась на 77.5% по сравнению с 75.8% в 1986-1993 гг. Следует учитывать, что до 1918 г. подсчет осуществлен в границах Эриванской губернии. Возможно, когда-нибудь мне удастся сделать корректировку для получения данных в нынешних границах Республики Армения – или Восточной Армении с включением Карской области и территории НКР, но на сегодня это слишком далеко от реализации. Тем не менее, численность населения и территория регионов (Республика Армения/Эриванская губерния) очень близки, что самое главное, совпадает их центральный регион, что позволяет использовать результаты в едином ряду данных, с учетом только того, что есть разрыв в численных рядах. Тем не менее, воспринимать эти данные следует лишь с учетом указанных методологических проблем.

 

2. ВВП на душу населения

ВВП на душу населения в период с 1817 по 1912 год вырос не очень значительно, что неудивительно: в этот период на той же территории почти в 10 раз выросло население и, хотя в Армении уже началась урбанизация и модернизация, но рост промышленного производства был не столь существенным. Поэтому рост был вызван скорее повышением производительности труда в селах.

Значительные трудности возникли также и с определением дефлятора, поскольку дефлятора за этот период не существует не только для Восточной Армении, но и для России. В свое время я составил динамику инфляции в Тифлисе с 1907 по 1928 год по годам и месяцам (смотрите по ссылке), но даже этого было бы совершенно не достаточно. Данных для составления индекса потребительских цен в Эриванской губернии совершенно недостаточно, поэтому использовались цены Российской империи, такие как индекс оптовых цен, цены зерновых в Европейской России и др., но этот индекс содержит допущение, что динамика цен в Эриванской губернии совпадала с общероссийской, что также содержит риск неточности.

ВВП на душу населения в Восточной Армении в 1817-2017 гг.

(на основании ICP 2014), паритет покупательских цен, в постоянных долларах 2014 года; шкала логарифмическая.

Данные дореволюционного периода рассчитаны в ценах 1913 года, а с последующим периодом сопоставлены объемы промышленного производства и сельского хозяйства, на основании чего восстановлена динамика периода 1915-1921 гг., из которых у нас полностью отсутствуют данные за 1917 и 1918 гг. Также, как уже отмечено, полнота данных, в особенности, в период с 1836 по 1850 год, оставляет желать лучшего. Часть данных представлялась в следующем виде:

В особенности это касается ранних данных, периода первой половины XIX века, за которую у нас нет никаких статистических отчетов в нынешнем понимании, а лишь обзоры, содержащие отдельные цифры. Поэтому, надо учитывать, точность этих данных ниже. В дореволюционный период наиболее полные данные есть за период 1827-30, 1860-63 и 1882-1914. Нередко использовались общие для всего Кавказа данные, в том числе статистика внешней торговли, которая использовалась как прокси для статистики внешней торговли Восточной Армении в периоды, за которые таких данных нет (до 1884 года). Также стоит учитывать, что статистика торговли и услуг до 1860 года отсутствует.

Армения и другие страны/регионы

Дополнительный интерес может представлять сравнение Армении с другими странами в доиндустриальный период, который, фактически, в Армении продолжался почти до середины 1930-ых гг. Приведу сравнение с Российской империей в целом (в составе которой Эриванская губерния тогда находилась), Индией, а также с рядом самых развитых стран того времени.

Здесь мы видим, как "Великая дивергенция" проходила на практике, то есть рос разрыв между нынешними развитыми и развивающимися экономиками. Так, если в начале XIX века, подушевой ВВП Восточной Армении можно оценить как 2/3 от английского, то в начале ХХ века разрыв был 4-кратным и продолжал расти, хотя медленными темпами и в Армении начиналась индустриализация. Также интересно, что российские тренды, рассчитанные западными специалистами (Пол Грэгори в дореволюционный период и Марк Харрисон в период ПМВ, революции и НЭПа, а далее - Бергсон), почти полностью совпадают с нашими расчетами в отношении тенденций, что можно связать с аграрными/погодными циклами и параллельной политической канвой, повлиявшей на экономическую динамику. Но при этом, уже в период Второй мировой войны, Армения, будучи тыловой республикой, получила относительное преимущество и, хотя тоже испытала определенный спад, в относительном выражении заметно прибавила и из отстающей республики достигла средних по Союзу показателей.

 

4. Промышленное производство

Ну и на сегодня последнее. Я уже говорил о том, что в Эриванской губернии так и не началась индустриализация вплоть до революции – на территории Армении индустриализация началась уже в сталинские времена со всеми сопутствующими этому обстоятельствами.

Ниже на графике представлена динамика объема промышленного производства в постоянных ценах за весь период начиная с 1817 года (стоит учитывать, что до 1860 года использовались оценки на основании косвенных и отрывочных данных).

В базах данных по выбросам углекислого газа существует набор данных по Армении. Интересно его сравнить с динамикой промышленного производства. Я совместил эти графики в 1913 году, куда же без 1913 года. В 20 веке промышленность росла быстрее, тогда как в 19 веке это было наоборот. Эти графики скорее должны были бы совпадать, посему, скорее всего статистика выбросов углекислого газа неточна, либо представляет собой определенный процент выбросов Российской империи/СССР, соответственно, отражает динамику России, а не Армении.

В СССР очень любили проводить сравнения с 1913 годом. Однако из-за фальсификации дефлятора, получались сильно раздутые показатели. Не совсем понятно, зачем им это нужно было, ведь Советский Союз и так показывал хорошую динамику в промышленности. Стоит учитывать, однако, что наивысшим предреволюционным годом в промышленности был 1912, а в советский период – 1987. По моей оценке, в 1987 году промышленность превысила уровень 1912 года в 141 раз (уровень 1913 – в 155 раз), если вообще правомочно такое сравнение. По советским же данным, валовый объем промышленной продукции превысил уровень 1913 года в 576 раз. Но тогда промышленность Армении сейчас должна была бы не уступать, как минимум, венгерской (в пересчете на население). Кстати, в постсоветское время тоже «пришлось» подкручивать статистику. Благодаря этому, мы уже «производим» больше, чем в позднесоветское время, что очевидно не так. Согласно моей оценке, на данный момент (по итогам 2017 года) объем пром. производства на 31% меньше, чем в 1987 году.

 

5.       Некоторые источники

Шопен И. И., «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской империи» (1852)

Гагик Саркисян. «Население Восточной Армении В ХIХ-начале XX В.» (2002). Отрывки можно посмотреть по ссылке.

George Bournoutian. Eastern Armenia in the Last Decades of Persian Rule 1807-1828. (1982)

Кавказский календарь (1845-1917)

Обзор Эриванской губернии (1886-1914)

Обзор Елисаветпольской губернии (1890-1907)

Сборник статистических сведений по Закавказскому краю. Часть 1. (1902)

Народное хозяйство Армянской ССР 1923-1927

Maddison Project Database, version 2018. Bolt, Jutta, Robert Inklaar, Herman de Jong and Jan Luiten van Zanden (2018), “Rebasing ‘Maddison’: new income comparisons and the shape of long-run economic development”, Maddison Project Working paper 10

Brian R. Mitchell. European Historical Statistics 1750-1975. (1980)

Paul Gregory. Russian National Income, 1885-1913 (1982)

Борис Миронов. «Хлебные цены в России за 2 столетия (XVIII-XIX вв.) (1985)

Орест Эвецкий. «Статистическое описание Закавказкого края». (1835)

«Обозрение российских владений за Кавказом, в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях». В 4 ч. (1836)