Молодые солдаты плакали под дождем...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Спустя год после войны ее участники рассказывают на ТВ, в прессе и социальных сетях увиденное там, пережитое. Война 2020 года была совсем не такой, что мы видели в 92-93 годах. Ужасают подробности: интенсивность боев, физические нагрузки на военнослужащих, Путь войны, который мы прошли за 2-3 года, отступая, наши дети и внуки преодолели за полтора месяца, постоянно атакуя и продвигаясь вперед.
Операция освобождения города Шуша и соседних сел проходила без авиационной поддержки сухопутных войск. Наверное, это объясняется туманной и дождливой погодой.
В фейсбуке опубликовал воспоминания старший лейтенант запаса, ушедший добровольцем на войну в 2020 году, заместитель председателя партии "Мусават" и бывший политзаключенный Фарадж Керимли. Текст на азербайджанском языке, приведу наиболее впечатлившие меня отрезки. На фотографии он держит в руке камеру, снимая подчиненных. Снимки им сделаны после объявления капитуляции противника.
Ф.Керимли командовал отделением из призванных по мобилизации и добровольцев, гражданских мужчин. В войне их называли по русски "пехотой". Задачей этого рода войск было размещение на позициях, освобожденных спецназом, оборона этих позиций и выполнение других, по обстоятельствам, приказов командования. Судя по воспоминаниям ветеранов, атакующие действия почти всегда выполняли специализированные подразделения - "спецназ". Наиболее многочисленные потери личного состава был у спецназа. Шушу освобождали только специальные подразделения различных родов войск и прибывшие самолетом из отдельной Нахчыванской армии.
Значение специальных подразделений в войне-2020
Ф. Керимли пишет: за 12-14 часов мы пешком, по горному лесу прошли до подножия города Шуша. Несли на себе военный груз, наверное, по 50 кг на каждого. Но когда увидели сколько несут на себе спецназовцы, я понял, что нам жаловаться нельзя. На них было, может, по 150 кг на человека. У нас шутили: "мы сдали последний текст Яшмы".
Яшма - распространенное в народе название сил специального назначения министерства обороны.
Зато во время боев недостатка в боеприпасах не было.
"Мучила жажда. Переходя реку, все припали к воде и напились. Я наполнил 300-мл бутылку, думал ее мне хватит. Оказалось - нет, Жажда нас мучила больше, чем пули противника. Когда дошли до горы на которой находится Шуша, поднялись на Лачинскую дорогу. В окопе спросил у находящегося в нем спецназовца - есть ли у него воды напиться. А он ответил: они надеялись взять воды у нас".
Он же показал Фараджу место где ловит сигнал мобильной связи. Солдаты больше 10 дней не могли звонить домой. По очереди, группками, они подходили к этому месту, чтобы сообщить родным что они живы.
Задачей подразделения Ф.Керимли было закрыть Лачинскую дорогу, чтобы по ней в Шушу армяне не направили подкрепление. Вся дорога была усыпана телами армян. В меньшем количестве были тела азербайджанских воинов. Наших солдаты Керимли собрали в одном месте.
В боях на дороге подразделение Фараджа понесло потери, были убитые.
Ночью пошел такой дождь, которого, может, в этих местах не было 50 лет. Уставшие от бессонницы солдаты собрали пластиковые мешки, клеенки, чтобы закрыться от дождя. Но пластик быстро наполнялся водой, которая собиралась и вытекала на пытавшихся скрыться под пластиком солдат. Фарадж видел, как самые молодые плакали от безысходности. Приходилось крепиться, не подавать вида насколько ему самому тяжко.
Было обидно, что их не заменяют другими подразделениями, которым повезло ночевать в свободных от жителей домах.
После объявления о прекращении войны на Лачинскую дорогу прибыли грузовики спецназа, с офицерами. Солдаты Фараджа показывали им места, где лежали тела наших военнослужащих. Молодой офицер спецназа второй день собирал убитых, был на грани помешательства, Под конец он признался, что у него кончились силы, не может поднимать убитых, многие из которых были гигантского телосложения. Ф. Керимли тоже был без сил. На место прибыли офицеры других подразделений, собиравшие останки с мест недавних боев.
Запомнились два богатыря, лежащие на земле так, как будто в момент их гибели один показывал рукой другому вершину горы с находящимися на ней противниками.
Ф.Керимли сетует на то, что спустя год медали за освобождениеи Шуши и других районов, которые прошли его подчиненные, многие освободители не получили. Зато медали демонстрируют на себе те, кто в этих районах даже не был.
Добавлю свое: война и все, что о ней говорится и делается - это разные вещи. Ни один художественный фильм не способен отразить и десятой доли настоящей войны. Никогда все ее герои не становятся известными и не получают достойных наград, После любой войны на поверхность выплывает больше мифических участников, чем реальных. Мифические собирают сливки в виде орденов, медалей, льгот. Они выступают перед публикой, мелькают на телеэкранах.
Настоящие герои молча возвращаются в прежнюю тяжелую жизнь. Хорошо, если не спиваются, не сходят с ума и не попадают в тюрьмы. К сожалению, такое тоже бывает.
оригинал текста Ф.Керимли здесь https://www.facebook.com/farajkarimli