Наследники Кавказской Албании хотят освободиться от Армянской церкви
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Благодаря героической войне азербайджанского народа историческая, автохтонная Албанская
(Кавказская, не путать с европейской Албанией) христианская церковь освободилась не только
от 28-летней оккупации со стороны армянских григорианских священников , но прекращена
200-летняя оккупация со стороны православной церкви России. В 1836 году Священный синод
Русской православной церкви и российское правительство постановили ликвидировать престол
и канцелярию албанского католикоса и передать удин-христиан в лоно армянской церкви.
Произошло это в результате настойчивых обращений в Санкт-Петербург армянского патриарха,
в результате чего находящаяся в упадке Албанская (кавказская) церковь отдана армянам.
С этого времени началась насильственная арменизация албанцев как нации и прихожан. Но
до сих пор остаются видимыми различия в форме креста, архитектуре, росписи на храмах,
по которым глава удинской христианской церкви на Кавказе Роберт Мобили определяет:
монастырь Худавенд как другие 46 храмов в Кялбаджарском районе построены албанцами и
должны быть возвращены албанской церкви.
Говорил с ним по телефону. Р.Мобили рожден в Габале, живет в Баку, занят сейчас сложным
процессом канонизации (узаконивания), или возвращения в правовое поле Албанской (кавказской)
Апостольской Автокефальной церкви - существовала с IV в. до XIX век. Роберт Мобили получил второе высшее, на этот раз духовное образование в Киевской духовной
академии, имел встречи с церковными руководителями Украины, Константинопольским патриархом.
Сейчас он на сложном этапе рукоположения, или обретения духовного сана. «Надо возрождать
Каноническую территорию албанской церкви на Кавказе. Когда я объяснил Константинопольскому
патриарху положение албанской церкви, он согласился с тем, что несправедливо подчинение
территории албанцев Кавказа армянской григорианской, а через нее одновременно российской
православной церкви. Идея возрождения албанской церкви поддержана находящейся в Египте
коптской православной церковью. Наше стремление однозначно поддерживается всеми
азербайджанскими мусульманами», - объяснил Р.Мобили.
Уголовное дело против азербайджанского военнослужащего должно быть прекращено
Роберт сказал, что целью албанцев Азербайджана сейчас является
разделение духовного и материального (церкви, монастыри) наследий армянской автокефальной
и албанской апостольской церквей. Конечно, живя на Кавказе, армяне построили свои храмы,
к которым затем с помощью России присоединили албанские. Необходимы специалисты для того,
чтобы дифференцировать материальное наследие двух религий. Это возможно, анализируя
сохранившиеся религиозные строения. Камень, надписи, лишайники, цементирующий раствор
при научном анализе дают информацию о времени строительства храма с точностью до 30-40 лет, -
сказал Р.Мобили. Он ощущает поддержку азербайджанского государства. «Президент И.Алиев заявил, что
государство будет возрождать архитектурные, исторические памятники в Гарабаге», -
напомнил Р.Мобили. Его волнует разрушение покидающими Гарабаг армянами Гянджасарского
(в Агдеринском районе, Гандзасар - арм.), Худавенского (в Кялбаджарском районе,
Дадиванк - арм.), Агогланского (в Лачинском районе) и других албанских церквей и
монастырей. На видеозаписях видно , как армяне выламывают из стен храмов каменные плиты,
уносят религиозные картины, каменные кресты. Пока азербайджанская власть не вошла в эти
земли, наследники кавказских албанцев могут требовать сохранения этих храмов через прессу,
надеясь на срочные действия российских миротворцев.
Р.Мобили заметил, что армяне выносят из храмов элементы, признаки албанской
церкви, оставляя там малоценные элементы присущие армянской религии. Так они поступают
затем, чтобы потом заявлять об оставшемся в Гарабаге и поруганном Азербайджаном именно
армянском духовном наследии. Эту проблему Р.Мобили поднимет на коллегии Министерства
культуры и туризма Азербайджана.
С уходом из Гарабага армянского населения необходимо убрать из Азербайджана статус
армянской церкви. Если мы ее оставим, она всегда будет изнутри разрушать религиозный
мир мультиконфессионального Азербайджана, - считает Р.Мобили. «Кавказские албанцы 200 лет жили под гнетом армянским священников. Нас арменизировали.
Отныне пусть армяне молятся в албанских храмах. Представители карабахских арменизированных
албанцев - участники проведенных в последние годы в Баку международных миротворческих
конференций по Гарабагу, против этого не возражали. С возрождением албанской церкви на
Кавказе мы станем владельцами канонической христианской территории» , - пояснил представитель
кавказских албанцев.