Онлайн-дискуссия «Северный Кавказ: новые конфликты или линии напряжения?» 31 марта в 19.00

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

31 марта  в 19.00 по московскому времени на «Кавказском Узле» состоится онлайн-дискуссия «Северный Кавказ:  новые конфликты или линии напряжения?»  

Северный Кавказ по-прежнему остается одним из проблемных регионов России. С одной стороны, здесь представлены те проблемы, которые свойственны стране в целом. С другой, проблемы и практики, еще не так давно казавшиеся присущими только Северному Кавказу, стали распространяться в другие регионы. "Северный Кавказ остается полигоном для социальных экспериментов властей, и некоторые технологии кризисного управления, прошедшие апробацию на юге, уже узнаваемы в других частях России", - писали еще в 2012 г. политологи С.Хайкин и Н.Попов в статье "Проблемы Северного Кавказа и эффективность государственной политики в оценках местного населения".

В последние годы властям удалось уменьшить интенсивность террористических атак и других вооруженных инцидентов. В 2013 г. произошло их снижение на 19,5%, а в 2014 г. – еще на 46,9%.  На заседании в Пятигорске осенью прошлого года глава Национального антитеррористического комитета Александр Бортников отметил, что предпринимаемые меры позволили существенно сократить число преступлений террористической направленности в СКФО. В 2017 году их было 15, в 2018 — шесть, с начала 2019 года — два. Согласно данным «Кавказского Узла» в 2018 году на Северном Кавказе число жертв вооруженного конфликта по сравнению с 2017 годом снизилось на 38,3%, а вооруженных инцидентов – на 25,5 %.

Но помимо успехов, существует и масса нерешенных проблем. В феврале 2020 года в Москве в Счетной палате России состоялась стратегическая сессия «О приоритетах развития Северного Кавказа». В своем выступлении полномочный представитель Президента в СКФО Юрий Чайка, в частности, отметил:

«К системным проблемам нашего округа относятся: безработица (более 11%, в РФ – 4,6%) и низкий уровень доходов населения (68% от среднероссийских). Так, например, среднемесячная заработная плата составляет 61% от среднероссийской, при этом сохраняется высокий уровень задолженности по заработной плате – более 300 миллионов рублей. В социальной сфере существуют проблемы оснащения медицинских учреждений современной техникой и лекарственного обеспечения льготных категорий населения, не хватает мест в детских садах, а ряде субъектов образовательный процесс ведется в три смены. Есть и другие проблемы».

Важным показателем сложностей и проблем людей, проживающих в СКФО, является увеличивающаяся миграция за пределы своих регионов, в том числе - за рубеж.

Результаты нескольких исследований показали, что «голосование ногами» не теряет своей актуальности. Соловьев И.А. в своей статье, опубликованной в «Географическом вестнике» в 2018 году,  указывает, что с начала века произошел перелом миграционных тенденций 90-х годов.  Вынужденная миграция «стихла», и главной детерминантой переселенческих потоков стала урбанизация. Городская местность и особенно крупные города стали точками экономического роста в России. Неизменным трендом остается устойчивый миграционный отток из большинства республик Северного Кавказа (–312,2 тыс. человек). Самых больших масштабов миграционная убыль достигает в Дагестане.

В регионе существует и множество порой не пересекающихся проблем и противоречий, специфических для каждой республики или для ряда республик. На Западном Кавказе - нерешенность «черкесского вопроса», особенно в части осмысления исторической памяти о Кавказской войне и ее современных мемориальных практиках, проблемы репатриации и юридического статуса черкесов диаспоры, уже много лет живущих на исторической родине. В Дагестане - земельные споры, оставшиеся в наследство от советской практики переселений целых этнических групп. Остаются не урегулированными на уровне межнациональных отношений последствия осетино-ингушского конфликта (проблема Пригородного района) или вопросы границы Чечни с Ингушетией и Дагестаном.  

Внутриисламские проблемы также не сошли с политической повестки и различаются на западе и востоке Северного Кавказа.  

Противоречия между отдельными республиками, между запросами разных национальных движений, между мусульманами разных направлений, между различными юрисдикциями включены в широкий контекст противоречий между каждым из этих субъектов в отдельности и Москвой.  Последнее как нельзя отчетливо проявилось в ходе обсуждения поправок к Федеральному закону «Об образовании», касающихся национальных языков.

Сейчас Кавказ столкнулся с еще одним вызовом – эпидемией коронавируса, которая в условиях массового распространения фейков и слухов тоже может спровоцировать социальную напряженность в обществе, где люди  традиционно сохраняют интенсивные родственные коммуникации, массовые обрядовые, в том числе и религиозные, практики и уважение к старшим.  

Все это делает Северный Кавказ по-прежнему непростым для России регионом. Какие конфликты обострятся в ближайшее время и будут ли новые линии напряжения – об этом поговорим в ходе нашей дискуссии.

 

1. Северный Кавказ: существующие и потенциальные линии напряжения. Основной докладчик А. Квахадзе.

2. Старые конфликты на Северном Кавказе – консервация или актуализация?  

3. Кавказ в условиях Конституции Путина: опасения и перспективы

Спикеры: 

Алексей Гуня,  доктор географических наук, Институт географии РАН, Москва

Алеко Квахадзе, исследователь Фонда Рондели, Грузия

ASLAHAN

Евгений Иванов, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ-ВШЭ, Москва

Катерина Нерозникова, журналист, редактор регионов МБХ медиа, Москва

Магомед Оздоев,   член коллегии Экспертного клуба "КавказPro", Ингушетия

Ирина Стародубровская, кандидат экономических наук, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие», Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Москва

Мадина Хакуашева, доктор филологических наук, КБИГИ, представитель Демконгресса от КБР, координатор круглого стола в Нальчике, посвященного проблемам федерализма в РФ.

Шахрудин Халидов, политический обозреватель газеты «Новое дело», Махачкала, Республика Дагестан  

Мурат Шогенов, кандидат психологических наук, доцент КБГУ, Нальчик

Идрис Юсупов, журналист, Махачкала, Республика Дагестан 

Ахмет Ярлыкапов, с.н.с., кандидат исторических наук, МГИМО, Москва

Все желающие принять участие в обсуждении, напишите мне об этом заранее в личные сообщения в фейсбуке, чтобы мы оговорили регламент вашего участия.