Дом-музей Сосланбека Едзиева (фото)

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сосланбек Едзиев – основоположник осетинской скульптурной школы, представитель наивного течения в искусстве.

Едзиев родился в 1865 году и прожил почти до 90 лет. от отца он научился ремеслу каменщика, и долгое время этим и занимался, но постепенно применяя свой художественный подход. так, значимой частью его наследия являются его надгробные камни, которые он делал на заказ сельчан. конечно, Едзиев творил и вне этой тематики, но что бы он не делал, это все было в традициях народного искусства. поэтому, Едзиев считается поистине народным художником. 

недавно я побывал в доме-музее Сосланбека Едзиева в селении Карман-Синдзикау. вернее, это только на бумаге дом называется музеем, но ничего от музея там почти нет. потому что, никто этим не занимается, хоть и здание числится филиалом североосетинского художественного музея им. Туганова. 

но все равно дом, построенный самим Едзиевым, дает представление о художнике. даже кладка выглядит необычно красиво. обратите внимание на небольшой потрет на арке. таких деталей там полно.

так выглядит общий фасад дома. прекрасный резной вход.

а вот эта деталь на фасаде меня удивила. обнаженная женщина в привлекательной позе. на заметку моралистам и любителям рассуждать о длине шорт – это почти век назад:

так выглядит дом внутри. совершенно непонятно зачем надо было штукатурить нижнюю часть (ремонт 2005 года вроде)

еще пара деталей, их там множество:

дом, конечно, нуждается в срочном уходе, если мы хотим его сохранить. прямо на входе растет дерево, которое разрушает кладку:

внутри дом пуст. стоит себе и портится от сырости:

рядом с домом находится кладбище, где и стоят многие надгробные камни, сделанные Едзиевым. все они в сильном запущении:

это наиболее сохранившийся могильный камень. на фото Людмила Караева, жительница этого села и также очень интересный скульптор. о ней в следующей публикации.

этот небольшой рассказ имеет целью привлечь местную общественность к сохранению дома-музея основоположника осетинской школы скульптуры Сосланбека Едзиева.

АЦ