Соглашение о финансировании восстановления Южной Осетии будет принято на этой неделе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На этой неделе Межведомственная комиссия, курирующая восстановительные работы в Южной Осетии, утвердит в окончательном варианте проект межправительственного соглашения между РФ и ЮО, согласно которому будет проводиться дальнейшее финансирование восстановления республики. Об этом "Кавказскому узлу" сообщил входящий в комиссию первый зампредседателя правительства Южной Осетии Хасан Плиев.
Межведомственная комиссия по вопросам восстановления и социально-экономического развития Южной Осетии была создана в августе 2008 года для организации восстановления жилищного фонда, объектов ЖКХ, здравоохранения, образования, транспорта, энергетики и связи. Комиссией разработан план комплексного развития производственной и социально-общественной инфраструктуры этого региона на 2009-2011 годы.
"Вчера комиссия одобрила окончательный проект программы по восстановлению Южной Осетии, в разработке которого участвовали представители российских министерств, а также специалисты от правительства Южной Осетии, - рассказал 27 марта корреспонденту "Кавказского узла" Хасан Плиев.
Согласно этому документу, по словам Плиева, в первую очередь начнется работа по восстановлению разрушенного жилья, средств водоснабжения и связи, а также помещений образовательных, социальных и культурных учреждений.
Как уже сообщалось, 26 марта Москва и Цхинвали договорились о финансировании строительства и восстановления объектов в Южной Осетии на условии того, что за прозрачностью расходования средств, постоянно находясь в республике, будут следить представители российской стороны. Вопросы дальнейшего финансирования восстановления ЮО будут прописаны в упомянутом выше соглашении.
"Российская и югоосетинская стороны внесли свои проекты соглашения, - уточнил Хасан Плиев. - Предложения будут изучены и проработаны, и в конце недели будет принят окончательный вариант документа".
Документ будет действовать в рамках заключенного сроком на 10 лет Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Южной Осетией, официально подписанного в Кремле в сентябре 2008 года.
В статье 18 данного договора стороны обязались оказывать друг другу "взаимную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и создающих угрозу для жизнедеятельности населения". Но положений, которые бы прямо указывали на обязательства России по оказанию Южной Осетии финансовой помощи при проведении восстановительных работ, в тексте договора нет.
Тем не менее, в рамках Договора о дружбе и сотрудничестве Россия уже выделила Южной Осетии часть средств на восстановление из обещанных республике правительством РФ 10 миллиардов рублей. Затем, однако, стало известно, что строительные работы в Южной Осетии приостановлены из-за недостатка средств. Сообщалось, что работы в Южной Осетии смогут возобновиться не раньше сентября, если не будет возобновлено российское финансирование.
Ситуацию с финансированием работ обострил мировой финансовый кризис: если летом и в начале осени Россия могла спокойнее относиться к растратам в Южной Осетии, то с наступлением кризиса у правительства России не стало хватать денег даже на поддержку регионов самой РФ.
Помимо проблем, вызванных кризисом, приостановка финансирования была связана с желанием Москвы более плотно контролировать расходование средств в Южной Осетии. В декабре 2008 года Счетная палата РФ по результатам проверки объявила, что не все средства, направленные правительством России в Южную Осетию, были использованы, а темпы восстановления региона признала замедленными. Власти Южной Осетии не согласились с обнародованными Счетной палатой выводами.
Президент республики Эдуард Кокойты отвергал также все звучавшие в его адрес обвинения в нецелевом использовании российских денег. "Глава Счетной палаты Степашин приехал по моему личному приглашению, и я ему за это очень благодарен. Он приехал - и несколько подрядчиков сразу ушли. Они думали, с нами можно "договориться". Помнится, они же мне говорили: "Вы что, хотите против системы пойти?" Не знаю, какая у них "система", а наша вместе со Счетной палатой РФ такого не приемлет. Мы хотим, чтобы каждый рубль был потрачен максимально эффективно", - заявил Кокойты в интервью "Российской газете" 4 марта этого года.
Напомним, что уже в конце августа 2008 года Россия выделила 1,5 млрд рублей на финансирование неотложных работ по восстановлению Южной Осетии. Позднее, в сентябре 2008 года, в газете "Ведомости" были опубликованы сведения о том, что федеральное правительство планирует потратить на восстановление республики до 25 млрд. рублей.
Между тем, по словам политолога, заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова, такая щедрость может негативно сказаться на имидже России в Южной Осетии.
"Конечно, спонсирование республики, которую официально мы признали независимой, говорит об интересах РФ на этой территории, - сказал политолог в интервью корреспонденту "Кавказского узла". - С одной стороны это, конечно, может укрепить имидж России в Южной Осетии. На Кавказе уважают силу и выполняемые обещания. С другой стороны, 10 миллиардов рублей - это очень большие деньги. И если правящая элита распорядится ими неправильно, это может спровоцировать негативную реакцию среди населения".
По словам Маркедонова, правовая основа спонсирования Южной Осетии также может быть подвергнута критике со стороны мирового сообщества. "Этот договор о дружбе и сотрудничестве никем в мировом сообществе не принят, - пояснил политолог. - Однако мы живем в эпоху международных джунглей, нет сейчас права, которое признавалось бы абсолютно всеми странами. Многие государства спонсируют другие государства, и всегда для этого находится правовая основа. Так что в этом случае юридическая оценка выделяемых Россией средств на восстановление Южной Осетии даже некорректна. Это вопрос чисто политический".
Подобной точки зрения относительно правовой базы выделения Россией средств Южной Осетии придерживается ведущий научный сотрудник Института географии РАН, политолог Дмитрий Орешкин. "Смешно рассуждать про международные нормы, - поясняет Орешкин, - если Россия с прибором положила на всё международное сообщество, в одностороннем порядке признав Южную Осетию и Абхазию как государства, вместо того, чтобы выполнить пункт договора Медведев-Саркози, где предполагалось международное обсуждение статуса этих территорий".
Вместе с тем, по мнению Дмитрия Орешкина, выделение Южной Осетии этих средств "гуманитарно обоснованно", поскольку люди там живут в разрушенных домах, без тепла, без газа, не получают зарплаты. "Тут в любом случае, если до них дойдут какие-то деньги, то это благо", - считает политолог. Главное здесь, подчеркивает Орешкин, чтобы выделенные Россией на восстановление Южной Осетии средства дошли до людей.
"Никто не сомневается, что значительная часть этих денег будет по дороге разворована. Какая-то ещё в России, большая часть в Южной Осетии. Но, что-то всё-таки доползёт до народа", - заявил Дмитирий Орешкин корреспонденту "Кавказского узла".
На вопрос о том, не ударит ли такая щедрость России в отношении Южной Осетии по гражданам самой России, политолог ответил, что переживать по этому поводу вряд ли стоит, поскольку в масштабах России сумма в 10 млрд рублей не столь значительна.
"От этих конкретно 10 млрд - плохо не станет. Проблема не в этом, - считает политолог. - Любое государство тратит какие-то деньги для поддержания престижа, военных программ. Вопрос только в том, насколько эффективно эти деньги тратятся и что после них остаётся".
Вопрос же эффективности расходования российских средств в Южной Осетии, по мнению Орешкина, во многом определяется как раз форматом декларируемых Россией отношений с республикой как с независимым государством. Россия хочет, чтобы это были прямые субвенции под контролем ее государственных служб. На что Кокойты совершенно трезво ей отвечает: «Я же независимое государство, вот и давайте на уровне договорённостей между странами. То есть, деньги дайте и в сторонку отойдите, а потратим мы их сами и без вас», поясняет политолог.