Жители Цхинвала со страхом ожидают зимних холодов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Цхинвале активно ведутся восстановительные работы. Однако решить проблемы в частном секторе до наступления зимних холодов не удастся. Около 500 жилых домов полностью разрушены или сгорели. Со слов пострадавших, их восстановление правительство Южной Осетии обещает начать только весной.

22 ноября представители Правозащитного центра "Мемориал" и Интернет-СМИ "Кавказский узел" встретились с жителями  Южной Осетии, чьи дома сгорели в результате обострения конфликта в августе 2008 года, а также с вынужденными переселенцами из Грузии осетинской национальности.

Большинство погорельцев приютили родственники и соседи. Однако остается около 100 семей, которым негде зимовать. Некоторые поставили палатки у себя во дворах или у знакомых. Так, Алан Чочиев со своей семьей живет в палатке на территории пожарной части, где он служит.

"Эти люди потеряли все, им нужна помощь: кому-то - теплый свитер, кому-то сапоги, холода наступают" - объясняет председатель общественной организации "Комитет погорельцев" Инара Габараева.

"Комитет погорельцев" объединяет 50-60 активистов со всей Южной Осетии, по 2-3 представителя от каждого района. Это граждане, которые остались без крова в ходе событий августа 2008 года и решили объединиться для защиты своих законных интересов и прав. Главная задача Комитета сегодня - срочно найти временное жилье для этой категории граждан.

"Мы понимаем, что жилой фонд в республике разрушен, муниципальных зданий, где можно было бы расселить людей, мало. Цены на квартиры выросли, однокомнатные квартиры сдают за 3 000 рублей, двух-трех комнатные - за 5 000. Мы просим правительство выделить малообеспеченным семьям погорельцев финансовую поддержку на несколько месяцев, чтобы они могли снять квартиры и перезимовать. Можно обратиться к жителям г. Цхинвал с просьбой сдать погорельцам квартиры или комнаты по более низкой цене, а за это власти могли бы освободить за это хозяев квартир от оплаты коммунальных услуг", - объясняет Габараева.

В здании на окраине Цхинвала, которое называют Заготзерновской конторой, проживают не только погорельцы, но и беженцы из внутренних районов Грузии - две семьи из Кахетии, молодые девушки и парни из разных сел совместного и раздельного проживания грузин и осетин. В этом импровизированном общежитии нет бани, туалет - на улице, отопления нет, свет жители провели сами. Помещение, которое можно было бы использовать под баню, имеется, но там нужно делать ремонт.

"Продуктовую гуманитарную помощь привозят - макароны, гречку, подсолнечное масло, сахар. Дали обогреватель, но всю комнату он не прогревает", - рассказывает Катя Григорьевна Кулумбекова, проживающая в Заготзерновской конторе.

Ее свекровь тяжело больна и не встает с постели. "Мне 91-й год, я - инвалид первой группы, вставать не могу. Ни воды здесь нет, ни туалета, очень я мучаюсь. А ведь я - ветеран Отечественной войны, всю войну прошла фельдшером. Я все жду, когда президент обо мне вспомнит" - рассказала Анна Захарьевна Гергаулова.

Макуева Лали Юрьевна с семьей из четырех человек, в том числе 10-месячной дочерью, также проживают в Заготзерне. Катя Григорьевна и Лали Юрьевна очень просят обеспечить их холодильниками и стиральными машинами, чтобы облегчить уход за инвалидом и малолетним ребенком, отмечается в сообщении ПЦ "Мемориал".

Как оказалось, для жителей Южной Осетии, пострадавших в ходе конфликта, была выделена гуманитарная помощь в виде комплектов бытовой техники - стиральные машины, микроволновые печи и холодильники. Однако до погорельцев, живущих в Заготконторе, эта помощь не дошла, отмечают правозащитники.

В здании Заготзерновской конторы также живут юноши и девушки из внутренних районов Грузии. Молодые люди, в основном, уезжают, чтобы избежать призыва в грузинскую армию. Девушки покидают села из соображений безопасности. Молодежь надеется устроиться в Цхинвале или перебраться во Владикавказ, а затем забрать своих родителей и остальных членов семьи. У большинства из них - грузинские паспорта или нет никаких документов. Уехать во Владикавказ они уже не могут, так как в Россию по грузинским паспортам теперь не пропускают.

По данным замминистра по особым делам Южной Осетии Казбега Карсанова, в настоящее время в Южной Осетии находятся более 50 беженцев из Грузии. "С начала обострения вооруженного конфликта, по неподтвержденным данным более двух тысяч человек вынужденно покинули Грузию, более 350 человек через Южную Осетию бежали из Грузии в Россию", - говорит замминистра.

22 ноября в Цхинвали состоялось очередное собрание Комитета погорельцев. Было решено переименовать Комитет в "Фонд граждан Республики Южная Осетия, оставшихся без крова в результате агрессии 2008 года".

ПЦ "Мемориал" отмечает, что все, кто потеряли имущество, получили по 50.000 рублей в качестве компенсации за моральный ущерб от правительства России. Однако из 12 присутствовавших на собрании погорельцев ни бытовую технику, ни другую существенную гуманитарную помощь никто не получил.

Ранее представитель "Мемориала" Екатерина Сокирянская, посетившая граничащий с Грузией Ленингорский район Южной Осетии, рассказала "Кавказскому узлу" о бедственном положении населения в селах этого района.

Напомним, что в ходе своего визита в регион представители Правозащитного Центра "Мемориал" и Интернет-СМИ "Кавказский узел" также встречались с российскими солдатами, служащими по контракту в Ленингорском районе республики Южная Осетия. Солдаты рассказали о прошедшей войне и о сегодняшних условиях их службы.

Автор: