Правозащитники призвали Кокова раскрыть данные об обучении школьников родным языкам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Минпросвещения Кабардино-Балкарии отказалось предоставить данные о числе школьников кабардинской и балкарской национальностей, выбравших русский язык в качестве родного. Ученики и их родители могли столкнуться с принуждением к отказу от изучения национальных языков, заявили правозащитники в обращении к главе республики.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2021 года представители общественных организаций заявили о нехватке учебников родных языков в школах Кабардино-Балкарии. Учебники старого образца по родным языкам было решено поменять на новые, пояснил тогда издатель учебников.
24 июля 2018 года Госдума приняла поправки к закону "Об образовании", предполагающие изучение государственных языков республик России "на добровольной основе". Законопроект возмутил жителей национальных регионов, которые увидели в нем угрозу для существования языков и культуры своих народов, говорится в справке "Кавказского узла" "Пять фактов про новый закон о родных языках".
Обращение к главе Кабардино-Балкарии Казбеку Кокову опубликовано 27 декабря на сайте Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра. Автор обращения, председатель организации Валерий Хатажуков указал, что правозащитный центр дважды в этом году (28 июля и 13 октября) обращался к министру просвещения и науки республики "с просьбой предоставить статистические данные количества учащихся в среднеобразовательных учреждениях кабардинской и балкарской национальностей, выбравших в качестве родного языка русский" после принятия поправок в закон "Об образовании" в 2018 году.
В полученных ответах запрашиваемые данные отсутствуют
"Но, к сожалению, в полученных ответах запрашиваемые данные отсутствуют. А между тем эта информация является открытой, и министерство просвещения КБР обязано предоставить ее по первому требованию", - говорится в обращении.
Ранее с получением подобных данных не было затруднений, отметил Хатажуков. "1 октября 2019 года на собрании общественности Кабардино-Балкарии, посвященном этой проблеме, представитель министерства просвещения КБР Марина Мизова заявила, что в 2018–2019 учебном году 1015 черкесских (кабардинских) и 317 балкарских детей (1,52% и 2,46% всех обучающихся соответственно) вместо черкесского (кабардинского) и балкарского языков выбрали русский язык как родной", - указал он.
При этом в ответах Минпросвещения на запросы "отсутствуют интересующие нас сведения", подчеркнул правозащитник. "А именно, сколько конкретно учащихся кабардинской и балкарской национальностей выбрали русский язык в качестве родного с 2018 года по настоящее время. И их непредставление стоит интерпретировать как очередное подтверждение опасений представителей общественности Кабардино-Балкарии относительно ухудшения ситуации с обучением на родных языках в республике за последние годы", - говорится в обращении.
209 детей под давлением были вынуждены отказаться от изучения родных языков
Есть вероятность "давления на детей и их родителей" из числа кабардинцев и балкарцев для принуждения их к выбору русского языка в качестве родного, указано в документе. "Подобный инцидент уже имел место в одной из школ города Нальчика. В декабре 2017 года в гимназии № […] был проведен опрос учащихся, после которого 209 детей под давлением были вынуждены отказаться от изучения родных языков в старших классах. Тогда их противозаконные намерения не были реализованы, столкнувшись с негативной реакцией общественности", - указал Хатажуков.
Правозащитный центр призвал Кокова "обязать министерство просвещения КБР предоставить нам конкретную информацию о количестве учащихся кабардинской и балкарской национальностей, выбравших русский язык в качестве родного языка с 2018 года по настоящее время".
Минпросвещения сослалось на отсутствие полных сведений о школьниках
К публикации прикреплена копия ответа Минпросвещения республики от 28 октября 2025 года на обращение Валерия Хатажукова от 13 октября 2025 года.
"Представление данных о выборе обучающимися изучаемого родного языка в привязке к национальности обучающегося, как и о выборе обучающимися кабардинской и балкарской национальности для изучения в качестве родного языка русского языка, невозможно в связи с тем, что данные в статистической отчетности дают информацию о численности обучающихся, изучающих тот или иной язык, без привязки к национальности peбенкa", - говорится в документе.
При этом проведение дополнительного запроса по выбору изучаемого родного языка с учетом национальной принадлежности учащихся не представляется возможным "в условиях требований по снижению бюрократической нагрузки на образовательные организации", заявило министерство.
Напомним, в январе 2019 года жители Шовгеновского района Адыгеи потребовали увеличить число уроков адыгейского языка в школах республики. По их мнению, дети забывают родной язык в русскоязычной среде, а семейный круг не может восполнить этот пробел. Опрошенные "Кавказским узлом" жители республики поддержали обращение земляков.
В декабре 2019 года участники конференции "Проблемы сохранения и развития языков народов Карачаево-Черкесской Республики" потребовали обязательного изучения родных языков. Они заявили, что школы не обеспечены учебниками родного языка, а многие учителя плохо подготовлены. Участники конференции призвали отменить принятые в 2018 году поправки в закон об образовании, предусматривающие добровольное изучение родных языков.
11 марта 2020 года Госдума приняла поправки к Конституции России, в том числе понятие о русском языке как о "языке государствообразующего народа", которое вызвало недовольство историков и этнографов в Кабардино-Балкарии, Дагестане и Адыгее.
Положение о "государствообразующем народе" лишит государственной защиты все остальные народы, предположили сотрудники Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. "Мы утверждаем, что государствообразующими являются все народы РФ без исключения", - говорится в заявлении сотрудников КБИГИ, полный текст которого опубликован на "Кавказском узле".