Освобождение осужденных за смерть Цкаева стало маркером терпимости к насилию

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Условно-досрочное освобождение осужденных по делу о смерти Владимира Цкаева после пыток в полиции будет обжаловано, сообщила вдова погибшего Земфира Цкаева. Досрочный выход бывших полицейских на свободу стал маркером терпимости к насилию, указала основатель проекта "Хотæ" Агунда Бекоева.

Как писал "Кавказский узел", 8 ноября Спартак Бузоев и Алан Бигаев, осужденные по делу о смерти жителя Владикавказа Владимира Цкаева, погибшего после пыток в полиции, вышли на свободу по условно-досрочному освобождению. Пользователи соцсетей сочли несправедливым решение суда об условно-досрочном освобождении двух силовиков, осужденных по делу о смерти владикавказца Владимира Цкаева.

В апреле Верховный суд Северной Осетии смягчил приговоры шести полицейским - четверо из них были освобождены от назначенного наказания в связи с истечением срока давности, еще двоим суд сократил сроки лишения свободы. 

Вдова Владимира Цкаева Земфира Цкаева заявила, что обжалует решение об УДО бывшим полицейским Алану Бигаеву и Спартаку Бузоеву. Она сообщила, что ее вовремя не проинформировали о заседании по этому поводу. Повестку в суд она получила только 8 ноября, хотя заседание прошло 28 октября. Письмо из суда было отправлено 3 ноября, указано на конверте (копии документов имеются в распоряжении "Кавказского узла").

"Суд даже не поинтересовался моей гражданской позицией, они должны были по закону и вовремя меня уведомить, может, я полетела бы туда?" - сказала Земфира Цкаева корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, и Бузоев, и Бигаев могут восстановиться на службе через два года после истечения срока наказания.

Вынесенное решение об условно-досрочном освобождении двух бывших полицейских будет иметь последствия, сказала основательница просветительского проекта "Хотæ" Агунда Бекоева.

"Это было невероятно резонансное дело, которое вышло на федеральный уровень. Наказание, в принципе, было не очень жестким, многие остались на свободе. Поэтому эти освобождения по УДО через год - это, конечно, еще один сигнал, что можно убивать людей и отсидеть несколько месяцев и гулять дальше. А кому-то можно вообще спокойно уехать из страны, загорать с семьей во Флориде, как Цугкиев", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Бекоева.

По ее словам, при этом решение об освобождении двух осужденных не стало неожиданным. "Все, кто борется с домашним насилием, итак делают это из последних сил, поэтому я не думаю, что кто-то сильно удивился, что у кого-то это выбьет почву из-под ног. Мы будем продолжать (работу), мы знаем, в какой стране мы живем, мы знаем, с чем мы боремся. Никто не удивлен", - сказала Бекоева.

Активистка напомнила, что Земфира Цкаева много лет боролась за то, чтобы виновные в смерти ее мужа были наказаны. "Такое ощущение, что их показательно выпороли, а теперь можно и отпускать", - подчеркнула Бекоева.

При освобождении Бигаева и Бузоева сработал обыкновенный механизм возможности выйти по УДО, уверен журналист издания "Коммерсант" Заур Фарниев.

"Я не думаю, что здесь есть какой-то заговор, скорее всего, все произошло совершенно рутинно - они подали прошение об УДО, люди, ответственные за это, не увидели в этом ничего странного. Вряд ли это имело отношение к тому, что они собирались как-то смягчить наказание именно людям, которые имели отношение к смерти Владимира Цкаева в полицейском участке. Думаю, что тут произошло совершенно рутинное действие. Другое дело, что для людей, которые следили за ходом этого процесса, естественно, любое смягчение наказания для людей, которые к этому причастны, выглядит как минимум странно и неприятно", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Фарниев признался, что решение об УДО Бузоева и Бигаева его не удивило. "Меня это решение не удивило с точки зрения формальной юриспруденции, но по-человечески было неприятно, хотя, конечно, понимание того, что рано или поздно люди выйдут на свободу, есть и никуда не делось. У нас в стране нет смертной казни, их не осудили на пожизненное заключение, поэтому они вышли. Более того, стало известно, что один из фигурантов этого дела уже находится в Америке, он эмигрировал", - сказал он.

"Кавказский узел" также писал, что семья Цкаева потребовала у МВД 15 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда. Юристы сочли шансы на справедливую компенсацию минимальными.

В России исповедуется "советский подход" к определению сумм компенсаций родным погибших, указала автор блога на "Кавказском узле" "Блогерка. Северный Кавказ". Как правило, по делам о смерти от пыток, как в случае Владимира Цкаева, суды назначают незначительные суммы, исходя, например, из зарплаты погибшего, говорится в публикации "О компенсациях и справедливости в суде в контексте "дела Цкаева".

Владимир Цкаев умер после допроса в отделе полиции города Владикавказа в ночь на 1 ноября 2015 года. Его сыну на тот момент исполнилось одиннадцать лет, а дочери — восемь. "Кавказский узел" подготовил видеосюжет о том, как Земфира Цкаева борется за справедливое наказание для тех, кто виновен в смерти ее супруга и лишил ее детей отца. Подробности расследования дела о смерти Цкаева приведены в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции".

Судебное следствие по делу о смерти Цкаева продолжалось более двух лет. По мнению Земфиры Цкаевой, защита подсудимых всячески затягивала процесс – из 143 заседаний, которые должны были состояться, 73 были перенесены из-за подсудимых и их адвокатов.

Материалы о ходе этого процесса собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Убийство Цкаева: пытки и полиция".

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"