Правозащитники предупредили о последствиях криминализации оскорблений в Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Криминализация оскорбления сдерживает свободу слова, прокомментировала правозащитная организация Freedom House уголовный штраф за брань в адрес премьер-министра Армении. Политики и чиновники должны быть морально готовы к жесткой критике, считают местные правозащитники. Криминализация стала результатом противостояния прежней и действующей власти, считает армянский активист Даниел Ионесян.

Как сообщал  "Кавказский узел", в сентябре 2020 года вице-спикер парламента Армении Ален Симонян инициировал внесение в Гражданский кодекс поправок об увеличении в пять раз компенсаций за клевету и оскорбление. Союз журналистов Армении назвал эту инициативу попыткой ограничить свободу слова, а Freedom House призвала власти отказаться от увеличения компенсаций за клевету. 11 февраля парламент в первом чтении одобрил законопроект о пятикратном увеличении размера компенсации за оскорбление и клевету. Ко второму чтению парламентская комиссия по государственно-правовым вопросам решила, что размер компенсаций за оскорбления достаточно увеличить в три раза. Сильное повышение компенсаций за оскорбления и клевету расширяет возможности для давления на прессу за критику в адрес чиновников, указали правозащитники и представители  медиасообщества и попросили президента не подписывать законопроект. 5 октября 2021 года Конституционный суд признал конституционными поправки о трехкратном повышении компенсаций за оскорбление и клевету.

30 июля 2021 года парламент Армении принял во втором и окончательном чтении закон о криминализации нецензурной брани. Уголовный кодекс дополнили статьей 137.1 "Тяжкое оскорбление", согласно которой тяжкое оскорбление достоинства нецензурной бранью или иным крайне неприличным способом наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч драмов (от 207 до 1035 долларов США). Если оскорбления нанесены публично или в Интернете, обусловлены общественной деятельностью лица, штраф составит от 500 тысяч до одного миллиона драмов (от 1035 до 2070 долларов США). За оскорбления периодического характера в отношении одного и того же лица предусмотрено наказание в виде штрафа от одного до трех миллионов драмов (от 2070 до 6214 долларов США) или ареста на срок от одного до трех месяцев.

Freedom House раскритиковала власти Армении за криминализацию оскорблений

Ереванский суд вынес первый приговор за нанесение тяжкого оскорбления, сообщила 3 февраля Генпрокуратура Армении на своем официальном сайте. Согласно материалам уголовного дела, 20 сентября 2021 года гражданин Армении позвонил в полицию и, выражая недовольство работой общественного транспорта, нецензурно бранился в адрес премьера Никола Пашиняна и министра высокотехнологической промышленности Ваагна Хачатряна. 5 ноября 2021 года ему было предъявлено обвинение по пункту 2 части 2 статьи 137.1 УК Армении "Тяжкое оскорбление".

"Как в ходе следствия, так и судебного разбирательства мужчина признал выдвинутые против него обвинение. 2 февраля 2022 года суд признал его виновным и приговорил к штрафу в размере 500 тысяч драмов", - отмечено в сообщении генпрокуратуры.

По данным ведомства, до 31 декабря 2021 года по данной статье было возбуждено 263 уголовных дела, производство 25 из них производство было прекращено, в пяти случаях дела были приостановлены, еще в 11 случаях объединены с другими уголовными делами. "По 214 уголовным делам продолжается расследование. Обвинение предъявлено 31 человеку. Восемь уголовных дел направлено в суд, по семи из них судебное разбирательство продолжается", - сказано в сообщении.

Международная правозащитная организация Freedom House сегодня выразила обеспокоенность первым судебным актом, вынесенным на основании нового закона, предусматривающего наказание за тяжкое оскорбление чиновника. "Это свидетельствует о явной деградации демократических норм и создает сдерживающий эффект для свободы слова в Армении", - сказано в заявлении Freedom House, опубликованной сегодня, 5 февраля, на странице организации в Twitter.

Ранее правозащитная организация уже выступала против криминализации оскорбления. 28 сентября 2021 года Freedom House раскритиковала власти за возбуждение уголовного дела против пользователя Facebook за оскорбление премьер-министра Никола Пашиняна. Правозащитная организация призывала армянские власти "немедленно прекратить применение антиконституционного закона, устанавливающего уголовную ответственность за оскорбление".

Правозащитники опасаются, что новая статье в Уголовном кодексе Армении будет использована против критиков властей

Уголовное преследование за оскорбления стало отступом от свободы слова и демократии, заявила корреспонденту "Кавказского узла" глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитница Нина Карапетянц. По ее мнению, политик, чиновник или публичная личность должны понимать, с чем им придется столкнуться, и должны быть морально готовы к жесткой критике. Кроме того, оскорбления представителей власти являются следствием отношения самой власти к своим оппонентам, считает правозащитница.

"Новая статья принята для запугивания. Формируется атмосфера страха. К сожалению, армянские власти предпочли российский опыт. И ничего удивительного в этом нет, когда в стране единовластие, людей затыкают с помощью законов", - отметила Карапетянц.

При этом оценка оскорбления сугубо индивидуальна, подчеркнула правозащитница. "Как оценивает шкала оскорблений? Кто решает степень тяжести? Нужна экспертиза, но и в этом случае будет перенят российский опыт. Будет создана комиссия, которая станет оценивать тяжесть оскорблений в угоду властям", - полагает она.

Координатор программ "Союза информированных граждан" Даниел Ионесян считает, что руководители страны пошли на криминализацию оскорбления, чтобы сохранить свою власть.

"После войны во властных кругах стали воспринимать оскорбления как безвластие. За последние годы ситуацию довели до такого плачевного состояния, что для сохранения власти нужна сакрализация власти. Что и было сделано", - заявил активист корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, криминализация оскорбления стала результатом противостояния команды Пашиняна с прежней властью. "Прежние криминальные круги легализовались и позиционируют себя оппозицией. Это результат дилетантства властей, которые не смогли побороть их законным способом, и теперь борются с ними такими недемократическими способами", - считает Ионесян.

По его мнению, закон не коснется непосредственно политических оппонентов Пашиняна. "Лидеры так называемой оппозиции не сидят и не пишут оскорбления. Конечно, система не способна привлечь всех, кто нецензурно выражается в соцсетях. Таких ресурсов у правоохранительной системы нет. Более того, есть опасения, что закон будут использовать выборочно", - полагает он.

Армянские политики и чиновники подчас острую критику воспринимают как оскорбление или клевету и пытаются через суды сводить счеты, а, учитывая трехкратное повышение компенсации за клевету и оскорбление, криминализация оскорбления становится опасным явлением, заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Комитета по защите свободы слова, правозащитник Ашот Меликян.

Тревогу вызывает создание в законе привилегированных групп - политиков, публичных и должностных деятелей, ответственность за оскорбление которых еще более жесткая, тогда как, по его словам, закон должен быть един для всех. "Публичные и должностные деятели, наоборот, должны быть толерантны к критике, в том числе в острой форме. Международная практика показывает, что если слово несет в себе общественно значимую информацию и сопровождается нецензурной бранью, то брань отодвигается на второй план. К ответственности привлекают лишь в том случае, если нет никакой информации, и слово направлено, чтобы оскорбить. То есть матерщина в чистом виде. Новый закон является необоснованным ограничением свободы слова, так как в нем эти нюансы не учтены", - считает глава комитета.

Ужесточение закона связано с политизацией и поляризацией армянских СМИ, добавил Меликян. "В послевоенный период СМИ распространяли нецензурную брань политиков. Не говоря, что в послевоенный период ряд телеканалов транслировал в эфире нецензурную брань противников Пашиняна во время его визита в Сюник. И принятие законов стало, по сути, ответной реакцией на это. Но с другой стороны принятие законов должно соответствовать международным стандартам и учитывать международную практику", - подчеркнул он.

В то же время правозащитник сомневается, что эта законодательная инициатива повлияет на степень инакомыслия. "Надо иметь в виду, что любой запрет сковывает работу журналиста, который начинает писать с оглядкой. А это может привести к самоцензуре, что не будет способствовать свободе слове", - полагает Меликян.

Адвокат указал на опасность однотипного применения закона

Уголовная ответственность за оскорбления не противоречит международным принципам и конвенциям, заявил корреспонденту "Кавказского узла" член Палаты адвокатов Армении, адвокат Оганес Кочарян.

Главное требование международных структур заключается в однотипном применении закона, указал адвокат. "Должны быть четкие критерии. У Евросуда есть прецеденты по делам об оскорблении, обозначены красные линии, что именно считается оскорблением. Так как новая статья непростая и проблематична с точки зрения свободы слова, важно, как правоохранители обоснуют оскорбление и степень его тяжести. Очень важно учесть позиции Евросуда, кассационной инстанции по вопросу оскорбления, которые, хотя и высказаны по части гражданского права, но могут быть применимы в уголовной практике", - пояснил он.

Необходимо проводить лингвистическую экспертизу, которую, по его сведениям, не проводят, и очень важно, чтобы суды требовали такую высокую доказательную планку, которая не позволит ставить под сомнение судебный приговор, добавил адвокат.

"Важно избежать вариаций оценки приговора. И нельзя, чтобы каждый чих становился поводом для уголовного преследования. Рано или поздно, конечно, Кассационный суд обратится к практике применения этой статьи, утвердив критерии тяжкого оскорбления. Содержание этих критериев должны быть такое, чтобы у абсолютного большинства в обществе не было сомнений в обоснованности их применения", - подчеркнул Кочарян.

При этом он отметил, что у противников криминализации оскорбления есть довольно сильный аргумент, который касается фейков. "На стадии обсуждения должны были подумать, а как закон регулирует, если оскорбление в соцсети написал фейковый аккаунт из Новой Зеландии? Будут расследовать или проигнорируют, чтобы статистику не портить? И вот здесь уже будет нарушен принцип равенства всех перед законом. Поэтому нужны критерии применения закона, иначе вынуждены будут пойти на декриминализацию", - заключил адвокат.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"