Конституционный суд Армении дал властям новый инструмент преследования оппозиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Армении утвержден закон о трехкратном повышении компенсаций за оскорбление и клевету. Это решение Конституционного суда продемонстрировало его зависимость от власти, поправки будут действовать против политических оппонентов правящей силы, заявили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", в сентябре 2020 года вице-спикер парламента Армении Ален Симонян инициировал внесение в Гражданский кодекс поправок об увеличении в пять раз компенсаций за клевету и оскорбление. Союз журналистов Армении назвал эту инициативу попыткой ограничить свободу слова. 11 февраля парламент Армении в первом чтении одобрил законопроект о пятикратном увеличении размера компенсации за оскорбление и клевету – до пяти миллионов и десяти миллионов драмов (10,5 тысячи и 21 тысяча долларов соответственно). Парламентская комиссия по государственно-правовым вопросам ко второму чтению снизила размер компенсаций за оскорбления до трех миллионов драмов (около 6275 долларов США) и за клевету до шести миллионов драмов (около 12 550 долларов США). Трехкратное повышение компенсаций за клевету, одобренное парламентом Армении, расширяет возможности для давления на прессу за критику в адрес чиновников, указали представители правозащитных организаций и медиасообщества и попросили президента не подписывать законопроект.
5 октября Конституционный суд признал конституционными поправки, согласно которым максимальный порог за оскорбление и клевету увеличен в три раза – с одного до трех и с двух до шести миллионов драмов соответственно. 8 октября решение суда опубликовано на официальном сайте Конституционного суда.
Армянские аналитики указали на зависимость Конституционного суда
Решение Конституционного суда о признании трехкратного повышения компенсаций за оскорбление и клевету является свидетельством его зависимости от партии власти, заявил в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" политтехнолог Армен Бадалян.
По его словам, инициированный в прошлом году процесс замены конституционных судей преследовал именно эту цель – подчинить Конституционный суд правящей силе. "Конституционный суд не поставит под сомнение закон или международный договор, который входит в круг стратегических интересов правящей силы. Если завтра, к примеру, надо будет подтвердить конституционность соглашения о делимитации и демаркации границ, Конституционный суд сделает это", – отметил он.
В Армении установилась модель единоличного правления, считает политтехнолог. По его словам, судебная система, правительство, парламент, органы местного управление – все эти институты подчиняются воле премьер-министра. "При этом назвать Пашиняна диктатором или авторитарным лидером нельзя. У него нет жесткого стержня, который присущ тиранам. Внешняя атрибутика тирании, конечно, есть. Используя рычаги власти, он может уволить неугодного судью или министра, поручить полиции задержать политических оппонентов. Но из-за отсутствия жестких качеств и авторитета его правление всего лишь подражание диктатуре и авторитаризму", – пояснил Бадалян.
Подобная модель управления неизбежно приведет к разрушению всех институтов власти, добавил политтехнолог.
Аналитические материалы могут быть восприняты как оскорбление и клевета, предположила главред русской версии Lragir.am, политический обозреватель Наира Айрумян.
"Если слово "капитулянт" в парламенте воспринимается как оскорбление, теоретически статью, в которой будет отмечено, что власти капитулировали [в осенней войне], могут расценить как оскорбление. Вопрос, хотят ли власти конфликта со СМИ? Я думаю, что поправки приняты против политических оппонентов", – заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению Айрумян, власти будут выборочно подходить к применению закона. "В частности, положения будут действовать против тех, кто поднимает вопрос законности полномочий премьера при подписании трехстороннего заявления от 9 ноября, согласно которому были сданы арцахские (самоназвание Нагорного Карабаха) территории, в частности, Карвачар, Кашатаг", – пояснила политобозреватель.
Конституционный суд находится в прямом подчинении партии власти, отметила она. "Нет ни одной инстанции, которая не подчинялась бы власти. То, что Конституционный суд стал карманным и ручным, не подлежит сомнению. Взять хотя бы историю по делу Кочаряна. Статью, по которой судили бывшего президента, признали антиконституционной. Это мог сделать суд, зависимый от власти, так как в будущем уже эту власть могли бы судить по той же статье. Власть подстраховалась, чтобы избежать ответственности", – заявила Айрумян.
Повысив максимальный порог компенсации за оскорбление и клевету, армянские власти нарушили взятые международные обязательства, заявила корреспонденту "Кавказского узла" директор Центра свободы информации Шушан Дойдоян.
По ее словам, Конституционный суд принял решение в угоду властям. "Суд принял расплывчатое решение. Отсутствуют какой-либо контекст анализа СМИ – не упоминается право о свободе изъявления мнения, нет слов о необходимости учитывать финансовое состояние СМИ при назначении компенсации", – подчеркнула она.
Дойдоян отметила, что правозащитники обратили внимание международных структур, в частности, "Репортеров без границ", на ситуацию со свободой слова в стране. "В последнем отчете организации Армения опустилась на две позиции. И в следующем году оценка ситуации со свободой слова в Армении будет хуже", – указала директор центра.
Согласно отчету международной организации "Репортеры без границ", Армения потеряла два пункта по уровню свободы СМИ, заняв 63-е место из 180 стран мира. "Новое правительство, пришедшее к власти после "бархатной" революции, не смогло уменьшить поляризацию СМИ. Редакционная политика ведущих телеканалов совпадает с интересами их владельцев", – отмечено в отчете. Его авторы выразили обеспокоенность вмешательством судов в деятельность СМИ и инцидентами в борьбе с фейковыми новостями. "Также тревожит участие спецслужб в борьбе с дезинформацией, и попытки принятия законов без обсуждения с гражданским и журналистским сообществом", – указано на сайте организации.
Механизмов, чтобы оспорить положения закона в Европейском суде по правам человека, нет, добавила она. "Должен быть кейс – вердикт суда, который станет основанием для обращения в ЕСПЧ", – сказала Дойдоян.
Общественные организации сочли решение Конституционного суда противоречащим международным нормам
Журналистские и общественные организации раскритиковали решение Конституционного суда. Заявление подписали 11 организаций – Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб, Центр медиа-инициатив, журналистский клуб "Аспарез", Центр свободы информации, Институт многосторонней информации, Клуб общественной журналистики, Горисский пресс-клуб, "Журналисты во имя будущего", "Журналисты во имя прав человека" и "Фемида".
Поправки о трехкратном повышении компенсаций за оскорбление и клевету раскритиковали международные правозащитные организации, в частности, Freedom House и "Репортеры без границ", отметили авторы заявления. Они напомнили, что призвали президента Армении Армена Саркисяна не подписывать законодательную поправку и направить изменения в Конституционный суд для оценки их соответствия Конституции.
"Президент так и поступил, однако суд не учел ряд прецедентных решений Европейского суда по правам человека [по поводу размера компенсаций]. Более того, постановление Конституционного суда противоречит решению того же суда десятилетней давности [от 15 ноября 2011 года], согласно которому суд при назначении компенсации за оскорбление и клевету должен учитывать финансовое состояние СМИ, чтобы ответственность [за оскорбление и клевету] не привела к банкротству СМИ", – сказано в документе.
Решение Конституционного суда Армении может стать сигналом для судебной системы, которая при рассмотрении дел об оскорблении и клевете станет назначать более высокий размер компенсаций, чем это принято на практике, считают авторы заявления.
"Мы утверждаем, что применение непропорционально строгого подхода нанесет больший вред свободе слова, чем послужит борьбе против этого порочного явления [оскорблений и клеветы]. Тем более, учитывая, что политики и чиновники зачастую обращаются в суд, воспринимая критику в свой адрес как оскорбление и клевету. Это [решение суда] может привести к росту судебных исков против журналистов и СМИ, что станет препятствием для деятельности СМИ", – уверены авторы заявления.
Они требуют, чтобы парламент пересмотрел законодательные акты, касающиеся СМИ, и организовал обсуждения для разработки правовой концепции. "Мы также требуем, чтобы президент, Конституционный суд и политические силы противодействовали регрессу в сфере СМИ и содействовали процессу разработки законодательных инициатив. Мы также требуем от международных структур обсудить законодательные изменения, принятые парламентом с игнорированием международных норм, и принять меры для стабилизации ситуации", – говорится в заявлении журналистских и общественных организаций.
Союз журналистов Армении также раскритиковал Конституционный суд за отказ от публичного обсуждения обращения президента и его рассмотрения в письменной форме.
"Законодательная поправка отражает позицию действующей власти, в ее основе лежит последовательная политика против СМИ и свободы слова. Закон ограничивает свободу слова, право на которую закреплено в статьях 42 и 51 Конституции Армении, а также 10-й статье Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на свободное выражение мнения и свободу СМИ и право на получение информации, – прим. "Кавказского узла")", – говорится в заявлении.
Решение суда является грубейшим нарушением резолюции ПАСЕ от 4 октября 2007 года, согласно которой максимальный размер компенсации за клевету не должен ставить под угрозу деятельность СМИ, отмечено в нем.
В документе также упоминается решение Конституционного суда 2011 года о пересмотре верхнего порога компенсации за оскорбление и клевету во избежание ограничения права на свободу выражения мнения, и позиция ЕСПЧ, согласно которому при назначении компенсации необходимо учесть, в частности, такой фактор, как размер минимальной зарплаты.
Конституционный суд, по сути, исходит из принципа политической целесообразности, а не права, считают авторы заявления. "Закон позволит властям сводить политические счеты через судебную систему, вынося вердикты, которые будут иметь необратимые последствия для финансового состояния СМИ", – сказано в заявлении Союза журналистов.