Сайди Янгулбаев упрекнул Кремль в бездействии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывший судья Сайди Янгулбаев заявил, что неоднократно обращался к президенту России Владимиру Путину с просьбами защитить его семью от преследования "кадыровцев", однако реакции не последовало. Его обидело молчание Кремля в связи с ситуацией вокруг похищения и удержания в Чечне супруги Заремы Мусаевой.

Как писал "Кавказский узел", 3 февраля квалификационная коллегия судей Чечни прекратила отставку бывшего судьи Сайди Янгулбаева, таким образом лишив его неприкосновенности. Янгулбаев заявил, что решение квалификационной коллегии судей Чечни противоречит закону и будет обжаловано. При этом он констатировал, что судебная система в Чечне полностью утратила независимость. Квалификационная коллегия судей России отменит решение о прекращении отставки, если будет руководствоваться законом, так как в Чечне не был соблюден порядок этой процедуры, считает Янгулбаев. Федеральный судья в отставке Сергей Пашин, комментируя жалобу министра печати Чечни Ахмеда Дудаева в Совет судей по поводу прекращения отставки Янгулбаева, заявил, что поводом для рассмотрения вопроса о прекращении отставки судьи не может быть обращение чиновника.

В ноябре 2015 года среднего сына Янгулбаевых Ибрагима вместе с отцом и братом привезли в резиденцию Рамзана Кадырова, где избили за ведение группы в соцсети "ВКонтакте", глава Чечни объявил Ибрагиму кровную месть. Отца, Сайди Янгулбаева, под угрозой смерти Ибрагима вынудили уйти в отставку с должности федерального судьи Верховного суда Чечни, говорится в справке "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова".

Сайди Янгулбаев рассказал, что еще в 2017 году, после того как его семья подверглась преследованию, он обращался к Путину за помощью, однако вместо этого все его жалобы были спущены в Чечню. "Вроде бы я был назначен указом президента, так можно же было с 2015 года поручить кому-то разобраться со мной, ну хотя бы в 2017 году, когда я к нему обращался (к президенту Владимиру Путину из-за преследований младшего сына Ибрагима по обвинению в экстремизме). Но мои заявления тогда отправили в Чечню — в те органы, на которые я жаловался, и работникам, которых просил привлечь к ответственности", — сказал Янгулбаев в интервью изданию Republic* от 4 февраля.

Он рассказал, что покинул Чечню 27 августа 2017 года. "Больше там (в Чечне) не появлялся, заблокировал телефоны и не общался с родственниками, потому что им было опасно со мной связываться. Думал, в центральной части России будет проще", — сказал бывший судья.

Судья рассказал, что 20 января, когда чеченские силовики явились в его квартиру в Нижнем Новгороде, он понял, что не защищен от произвола "кадыровцев". "Десятки раз звонил в УФСБ по Нижнему Новгороду, и никто не приехал и даже [...] Никто нам не помог, а я-то думал, что хотя бы такая серьезная организация как ФСБ поможет, но они только в дурачка играли, говорили, "вот-вот приедут". И когда не приехали, я раз на двадцатый снова позвонил в их управление и сказал: "Спасибо большое, мою жену похитили  [...]  и трубку положил", — посетовал Янгулбаев.

Супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный, после чего Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января он обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. После этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года. Другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. Адвокату впервые удалось посетить Зарему Мусаеву спустя две недели после похищения. В СИЗО Зарема Мусаева содержится в одиночной камере, она "еле ходит", ей дважды вызывали скорую помощь, рассказал адвокат Александр Караваев. Мусаева настаивает, что даже не видела силовика, нападение на которого ей вменяют, отметил он.

Он подчеркнул, что о ситуации с его семьей знает весь мир, "а Кремль молчит". "Все-таки я ведь был назначен судьей указом президента России. На конкурсной основе выиграл у восьми достойных людей. Почему сейчас, когда весь мир говорит об этом, Путин молчит? Почему он не проверит, не войдет в ситуацию? Он же все-таки гарант Конституции. Я очень на него обижен", — высказался бывший судья.

Янгулбаев отметил, что находится в выжидательной позиции. "Может быть, разрешится мой вопрос, с моей семьей, может быть, удастся вернуться (из-за границы). Но пока находиться там опасно", — сказал он.

Бывший судья считает, что его супругу взяли в заложницы. "(Глава Чечни) прислал кадыровцев с постановлением, этой филькиной грамотой о приводе на допрос к следователю. Ведь, насколько нам известно, за две недели никакого допроса не было [...] привод был лишь формальным поводом, чтобы взять Зарему в заложники", — привело слова Янгулбаева "Кавказ.Реалии"*. 

Теперь Кадырову "стыдно дать задний ход, он чувствует свою вину в похищении Заремы", предположил бывший судья причины продолжающихся нападок на его семью. 

"Помочь моей жене может продолжение общественного резонанса. Остановить Кадырова и прекратить беспредел в отношении беззащитной женщины мог бы Путин, потребовав ее освобождения. Я не знаю, почему он не реагирует", — заключил Янгулбаев.

Напомним, ранее Кремль дистанцировался от борьбы Кадырова с Янгулбаевыми. 1 февраля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у Кремля нет возможности и планов вникать в обоснованность претензий к Рамзану Кадырову в связи с преследованием семьи Янгулбаевых, это прерогатива правоохранительных органов.

Песков также назвал личным мнением слова Кадырова, который 24 января, комментируя ситуацию с похищением матери юриста "Комитета против пыток"** Абубакара Янгулбаева Заремы Мусаевой, причислил к пособникам террористов члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку "Новой газеты" Елену Милашину. Песков также отметил, что у главы Чечни, как у руководителя "особенного региона", есть право делать такие заявления, а у Милашиной и Каляпина есть право "защищать свои честь и достоинство". "Новая газета" 31 января призвала главу Следкома Александра Бастрыкина начать расследование уголовного дела в отношении главы Чечни Рамзана Кадырова по статье о возбуждении ненависти.

1 февраля депутат Госдумы и советник главы Чечни Адам Делимханов опубликовал в Instagram видео, в котором на чеченском языке пригрозил расправой членам семьи Янгулбаевых и наказанием тем, кто сделает перевод этих его слов на русский язык. Свои угрозы он обосновал кровной местью. Обещание депутата Госдумы Адама Делимханова отрезать головы Янгулбаевым и переводчикам его слов на русский язык вполне можно рассматривать как угрозу убийством, особенно в реалиях Чечни, поэтому власти России обязаны немедленно отреагировать, указали кавказоведы и правозащитники. Глава думской фракции "Справедливой России — За правду" Сергей Миронов призвал прокуратуру дать оценку словам Делимханова и попросил ФСБ обеспечить безопасность членам семьи отставного федерального судьи. 2 февраля Песков заявил, что оценку заявлениям  Делимханова должен дать думский комитет по этике.

На фоне скандала, вызванного угрозами властей Чечни семье Янгулбаевых, правозащитникам и журналистам, президент России провел встречу с главой Чечни Рамзаном Кадыровым в Москве, о чем стало известно в ночь на 3 февраля. Встреча состоялось, несмотря на то, что ранее пресс-секретарь Путина заверил, что таких планов нет. Песков сообщил, что одной из тем, которая обсуждалась во время встречи  Путина и  Кадырова в Кремле, была работа правоохранительных органов. Встреча Путина с Кадыровым выглядит, как попытка Кремля мягко исправить главу региона, но на устойчивости позиций Кадырова это не скажется, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.

Новости о преследовании Кадыровым и его окружением семьи Янгулбаевых "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми". Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

* издания включены Минюстом России в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

** "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.

Автор: