Мусаева пожаловалась адвокату на плохое самочувствие
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В СИЗО Зарема Мусаева содержится в одиночной камере, она "еле ходит", ей дважды вызывали скорую помощь, рассказал адвокат Александр Караваев, которому сегодня впервые удалось посетить ее в СИЗО. Мусаева настаивает, что даже не видела силовика, нападение на которого ей вменяют.
Как писал "Кавказский узел", Зарема Мусаева в Чечне была помещена под административный арест, 31 января стало известно, что в отношении нее расследуется уголовное дело о нападении на силовика - когда ее доставили в отделение полиции, она расцарапала одному из силовиков лицо. У адвокатов до сих пор нет официальных сведений об уголовном деле Мусаевой, и им не дают встретиться с ней, сообщил 1 февраля юрист "Комитета против пыток"* Олег Хабибрахманов. Старопромысловский райсуд Грозного 1 февраля постановил арестовать Мусаеву на два месяца, до 1 апреля, по делу о применении к представителю власти насилия, опасного для жизни или здоровья. Правозащитники указали на нарушения закона, которые чеченские силовики допустили в отношении Мусаевой. Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев обратился к главе Следкома России Александру Бастрыкину с предложением забрать у чеченских следователей дело Мусаевой, так как оно Мусаевой тесно увязано с конфликтом между чеченскими властями и семьей Янгулбаевых.
Супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева 20 января была насильно увезена чеченскими силовиками из квартиры в Нижнем Новгороде в Грозный, после чего Рамзан Кадыров заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января он обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети и поддержке терроризма и потребовал задержать и наказать всю семью или уничтожить как пособников террористов. После этих угроз Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев, покинул Россию еще в конце 2021 года. Другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по уголовному делу об оправдании терроризма. О том, какие обвинения озвучил Кадыров, и что ему ответили Янгулбаевы, и какую роль сыграл оппозиционный Telegram-канал, можно узнать из справки "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова".
Адвокаты смогли сегодня добиться встречи с Заремой Мусаевой. По ее словам, медицинскую помощь ей оказывают, но чувствует она себя плохо. При рассмотрении дела об административном правонарушении и при избрании меры пресечения ей вызывали в суд скорую помощь, сообщил сегодня "Комитет против пыток"*.
Мусаева категорически отрицает вменяемые ей правонарушения - и административное, и уголовное. При этом от помощи предоставленных "Комитетом против пыток"* адвокатов она не отказывалась, не отказывается и не планирует отказываться по доброй воле, говорится в сообщении в Telegram-канале "Комитета против пыток"*.
28 января Хусейн Айдамиров, замначальника полиции МВД Чечни по охране общественного порядка показал адвокатам, которые добивались встречи с Мусаевой заявление от ее имени, в котором говорилось, что она не нуждается в услугах адвоката Александра Немова. Сын Заремы Мусаевой Абубакар Янгулбаев предположил, что заявление написано под давлением, однако в нем не указано, что она отказывается от услуг других адвокатов.
Мусаева "еле ходит", адвокаты намерены добиваться ее дополнительного медицинского обследования, рассказал адвокат Александр Караваев. "Состояние здоровья у нее не очень, выглядит она не очень. Ей тяжело ходить, координация в пространстве у нее нарушена. Врачи к ней вроде как приходят, она сама говорит об этом, и мы разговаривали с руководством СИЗО — они говорят, что все необходимые меры принимают. Мы не знаем, почему у нее такое состояние. У нас есть версия, что это может быть последствием перевозки из Нижнего Новгорода. Пока ее сутки везли, а потом судили по административной статье, она ничего не ела, вообще. А у нее диабет, для диабетика это очень болезненно, и она может долго от этой ситуации отходить. Мы будем настаивать на дополнительных медицинских обследованиях, принимать со своей стороны меры по поводу ее здоровья. Пока она ходит еле-еле", — привело его слова РБК.
Он сообщил, что скорую вызывали в связи с тем, что Мусаева падала в обморок. "Давление было 90 на 60, очень высокий сахар — 13. Ее не госпитализировали. В материалах дела по мере пресечения осталась ее кардиограмма, другие документы скорой", — отметил Караваев.
По его словам, Мусаева содержится в одиночной камере, она должна отбыть десятидневный карантин. "Мы с ней общались через стекло. У нее нет телевизора, нет холодильника, других удобств. Сначала в камере было холодно, сейчас стало теплее. К сотрудникам СИЗО она не предъявляет никаких претензий", — привело слова адвоката агентство.
Адвокатам также удалось ознакомиться с материалами дела Мусаевой. "21 января в 19 часов Мусаева находилась в помещении отдела полиции № 1 УМВД по городу Грозный, где в 19.15 мск совершила мелкое хулиганство, заключавшееся в том, что она "выражалась грубой нецензурной бранью в адрес граждан, находящихся перед дежурной частью ОП № 1, на замечание не реагировала, проявляла агрессию, оскорбляла человеческое достоинство и общественную нравственность, тем самым нарушила общественный порядок", — приводятся в публикации материалы дела.
По версии следствия, в 19.20 мск она нанесла участковому уполномоченному, оформлявшему протокол об административном правонарушении, "телесные повреждения в виде ссадины и раны левой скуловой области", что стало основанием для возбуждения уголовного дела. В показаниях, приобщенных к делу, участковый сообщил, что "шел мимо дежурной части, увидел, что она громко говорит какие-то непотребные выражения", отметил Караваев. "Он (участковый) к ней обратился, сказал, что она нарушает закон, и он вынужден составить на нее протокол об административном правонарушении. Стал выяснять ее анкетные данные, документы заполнять, она на него набросилась, царапала, била", — привело издание слова адвоката.
В 21.00 мск 21 января в отношении Мусаевой был составлен протокол об административном правонарушении, который суд рассмотрел в 22.20 мск, назначив Зареме за мелкое хулиганство административный арест. 27 января следователь Аюб Тарамов возбудил в отношении Мусаевой уголовное дело. Ее дважды допросили: во время первого допроса в качестве подозреваемой она, согласно протоколу, отказалась давать показания, воспользовавшись 51 статьей Конституции. Во время второго допроса в качестве обвиняемой заявила, что не применяла насилия к участковому, так как "была не в состоянии даже стоять", отмечается в публикации.
Караваев добавил, что во время следственных действий и суда по мере пресечения с Мусаевой был адвокат по назначению, однако он не дождался оглашения решения суда, не обжаловал ее арест. На судебном заседании по избранию меры пресечения в рамках уголовного дела в отношении Мусаевой присутствовал участковый, нападение на которого вменяют Мусаевой. "Как она сказала, она впервые его увидела в суде. До этого она его в глаза не видела", — приводятся в публикации слова Караваева.
В материале уточняется, что в СИЗО Грозного, помимо Караваева, были допущены адвокаты Аркадий Шиндяпин и Ольга Омариева.
Новости о преследовании семьи Янгулбаевых, "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо - "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.