Зарема Мусаева отказалась от услуг адвоката
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление Заремы Мусаевой об отказе от услуг адвоката показали сегодня юристам, которые добивались встречи с ней. На Мусаеву было оказано давление, уверены "Комитет против пыток"* и ее сын Абубакар Янгулбаев.
Как писал "Кавказский узел", 26 января уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев сообщил, что по просьбе уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой позвонил в дежурную часть полиции и поинтересовался состоянием Заремы Мусаевой, которая находится в спецприемнике. Свою публикацию Солтаев проиллюстрировал видеозаписью. Солтаев поинтересовался у собеседника состоянием здоровья Мусаевой и уточнил, есть ли у нее необходимые препараты. Человек, представившийся сотрудником полиции, ответил, что состояние Мусаевой удовлетворительное, она ни на что не жалуется, и необходимые препараты имеются. Некоторые пользователи Instagram сочли отчет "спектаклем". 27 января Солтаев опубликовал видеоотчет о посещении Заремы Мусаевой в спецприемнике, подчеркнув, что она находится под наблюдением врачей и обеспечена лекарствами. Самой Мусаевой авторы видео не предоставили слова, также не решен вопрос с посещением адвокатов, указали пользователи Instagram и сын арестованной Абубакар Янгулбаев. Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев попросил генпрокурора России принять меры в связи с недопуском адвокатов.
"Комитет против пыток"* 20 января проинформировал, что супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева была в бессознательном состоянии увезена из нижегородской квартиры на машинах с номерами, код региона которых соответствовал Чечне. 21 января глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил, что женщина доставлена в Грозный, и заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января Европейский союз призвал освободить Зарему Янгулбаеву. Силовики не допускают защиту к матери сотрудника "Комитета против пыток"* Абубакара Янгулбаева, предоставляя неверную информацию о ее местонахождении, а суд игнорирует запросы о предоставлении материалов дела, заявил адвокат Александр Немов.
Группу адвокатов не допустили сегодня в спецприемник к Зареме Мусаевой. После того как адвокаты два часа простояли у закрытых дверей спецприемника, к ним подъехал Хусейн Айдамиров, замначальника полиции МВД ЧР по охране общественного порядка. Он показал заявление от имени Заремы Мусаевой, сообщил сегодня "Комитет против пыток"*.
В заявлении говорится, что Мусаева имеет "реальную возможность воспользоваться услугами защитника Александра Немова", и что её права ей разъяснены, однако в его услугах не нуждается. Также в заявлении указано, что по состоянию здоровья Зарема отказывается принимать участие в каких-либо процессуальных или иных действиях, отмечается в публикации в Telegram-канале "Комитета против пыток"*, к которой приложена фотография заявления.
⠀
"Комитет против пыток* не видит причин, по которым насильственно доставленная и якобы совершившая административное правонарушение женщина захотела отказаться от услуг защитника. Мы не раз были свидетелями подобных случаев, когда на обвиняемого оказывалось давление", – подчеркивается в сообщении.
Сын Заремы Мусаевой Абубакар Янгулбаев полагает, что мать вынудили написать заявление. По его мнению, полицейские хотели, чтобы она в целом отказалась от услуг адвоката. "Там указано, что у нее есть доступ к защитнику Немову Александру, хотя фактически его нет. Она не отказывается от другой какой-либо помощи от других адвокатов", – привел слова Абубакара Янгублаева Telegram-канал Sota.
Напомним, 22 января глава Чечни обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети, поддержке терроризма и организации избиения чеченского силовика в Турции. Он также призвал силовиков задержать и наказать всю семью или уничтожить, как пособников террористов. После этих угроз судья Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Абубакар Янгулбаев покинул Россию еще до Нового года. 24 января Рамзан Кадыров заявил, что меры в отношении Янгулбаевых будут приниматься в рамках закона, отметив, что если они окажут сопротивление, то будут уничтожены. Кадыров также заявил, что сыновьям Заремы Мусаевой следует приехать в Чечню за матерью. Родных Заремы провоцируют на противозаконные действия, чтобы появился повод наказать их, предположили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
В декабре 2021 года Абубакар Янгулбаев заявил о похищениях своих родственников в Чечне. О похищениях близких сообщили также блогеры Тумсо Абдурахманов и Минкаил Мализаев, основатель "Вайфонда" Мансур Садулаев и директор правозащитной организации Human Rights Center Ichkeri Аслан Арцуев. "Кавказский узел" составил по открытым источникам список из 62 фамилий похищенных родственников оппонентов чеченских властей. По состоянию на 28 января, в списке удерживаемых после похищения остается не менее восьми человек (двое родственников Халитова, двое родных Янгулбаева и четверо родных Арцуева). В список не включена Зарема Мусаева, которая была задержана, вывезена в Чечню, а позже арестована судом на 15 суток. Минкаил Мализаев сообщил "Кавказскому узлу", что все его родственники, которых ранее удерживали силовики, к 22 января были освобождены.
"Кавказский узел" также писал, что 9 апреля 2021 года 37-летний Магомед Гадаев вопреки протесту был депортирован из Франции в Россию. Попав в отдел полиции Нового Уренгоя, он заявил, что нуждается в госзащите, так как его жизни угрожает опасность. 11 апреля полицейские в Новом Уренгое передали Гадаева чеченским силовикам, которые увезли его в Чечню в связи с уголовным делом о хранении оружия. 14 апреля 2021 года он отказался от услуг адвоката Цветкова, предоставленного ему Правозащитным центром "Мемориал"*. 27 мая 2021 года стало известно, что Гадаев отказался от услуг еще одного адвоката, Александра Немова, который был нанят живущей во Франции супругой Гадаева. Его вынудили лишить себя права на защиту, предположили правозащитники. В июне 2021 года Гадаев был приговорен к 1,5 года колонии-поселения по делу о хранении оружия.
Почему новая волна массовых похищений в Чечне является частью системного преследования людей, которых власти республики объявили своими противниками, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Родственники как заложники: новая волна похищений в Чечне".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". Новости о преследовании властями Чечни семьи Янгулбаевых, "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".
* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.