Фадеев призвал генпрокурора вмешаться в ситуацию с Мусаевой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сотрудники спецприемника МВД по Чечне отказались сегодня пропустить адвокатов к Зареме Мусаевой. Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев попросил генпрокурора России принять меры.

Как писал "Кавказский узел", 26 января уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев сообщил, что по просьбе уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой позвонил в дежурную часть полиции и поинтересовался состоянием Заремы Мусаевой, которая находится в спецприемнике. Свою публикацию Солтаев проиллюстрировал видеозаписью. Солтаев поинтересовался у собеседника состоянием здоровья Мусаевой и уточнил, есть ли у нее необходимые препараты. Человек, представившийся сотрудником полиции, ответил, что состояние Мусаевой удовлетворительное, она ни на что не жалуется и необходимые препараты имеются. Некоторые пользователи Instagram сочли отчет "спектаклем". 27 января Солтаев опубликовал видеоотчет о посещении Заремы Мусаевой в спецприемнике, подчеркнув, что она находится под наблюдением врачей и обеспечена лекарствами. Самой Мусаевой авторы видео не предоставили слова, также остался открытым вопрос о недопуске к ней адвоката, указали пользователи Instagram и сын арестованной Абубакар Янгулбаев.

"Комитет против пыток"* 20 января проинформировал, что супруга федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарема Мусаева была в бессознательном состоянии увезена из нижегородской квартиры на машинах с номерами, код региона которых соответствовал Чечне. 21 января глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил, что женщина доставлена в Грозный, и заявил, что Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей". 22 января Европейский союз призвал освободить Зарему Янгулбаеву. Силовики не допускают защиту к матери сотрудника "Комитета против пыток"* Абубакара Янгулбаева, предоставляя неверную информацию о ее местонахождении, а суд игнорирует запросы о предоставлении материалов дела, заявил адвокат Александр Немов.

Советник Президента РФ, глава Совета по правам человека  (СПЧ) Валерий Фадеев направил сегодня письмо Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову в связи "с имеющейся у члена СПЧ Игоря Каляпина информации о недопуске к Зареме Мусаевой адвоката".  "Просим Вас дать поручение проверить указанную информацию и при наличии оснований оперативно принять меры прокурорского реагирования", - говорится в сегодняшнем сообщении на сайте совета.

Ранее глава Совета отметил, что по решению Ленинского райсуда Грозного от 21 января Мусаева отбывает 15 суток ареста в спецприемнике МВД по Чеченской Республике, "где в соответствии с законом ее могут навестить прокурор, адвокат и члены общественной наблюдательной комиссии Чеченской Республики". "Полагаем, что ситуация продолжит развиваться в правовом поле и по истечении назначенного судом наказания Зарема Мусаева окажется на свободе", - приводятся слова Фадеева в сообщении от 27 января.

"Комитет против пыток"* сообщил сегодня, что адвокатов вновь не пустили к Мусаевой. "Больше часа адвокаты, приехавшие к спецприемнику в Грозном, где содержится Зарема Мусаева, стоят у входа. Их не пускают, ссылаются на карантин и "вызов начальства". (....) Звонки в дежурную часть сбрасывают сразу после того, как слышат фамилию "Мусаева".

Из видео, опубликованного в Telegram-канале Комитета следует, что не менее двух адвокатов находятся у спецприемника МВД по Чечне, один из них нажимает на кнопку вызова и спрашивает: "Скажите, пожалуйста, нам долго здесь стоять, адвокатам? Мы к Мусаевой попадем сегодня, или как?" "Я не знаю, руководство (неразборчиво)", - отвечает голос. "Ну хорошо, пустите нас тогда к руководству. Мы два часа уже скоро здесь ждем. Холодно, в конце концов", - говорит адвокат. Однако его собеседник не дослушал его и прервал связь.

Напомним, 22 января глава Чечни обвинил семью Янгулбаевых в организации террористической сети, поддержке терроризма и организации избиения чеченского силовика в Турции. Он также призвал силовиков задержать и наказать всю семью или уничтожить, как пособников террористов. После этих угроз судья Сайди Янгулбаев и его дочь покинули страну. Абубакар Янгулбаев покинул Россию еще до Нового года. 24 января Рамзан Кадыров заявил, что меры в отношении Янгулбаевых будут приниматься в рамках закона, отметив, что если они окажут сопротивление, то будут уничтожены. Кадыров также заявил, что сыновьям Заремы Мусаевой следует приехать в Чечню за матерью. Родных Заремы провоцируют на противозаконные действия, чтобы появился повод наказать их, предположили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.

В декабре 2021 года Абубакар Янгулбаев заявил о похищениях своих родственников в Чечне. О похищениях близких сообщили также блогеры Тумсо Абдурахманов и Минкаил Мализаев, основатель "Вайфонда" Мансур Садулаев и директор правозащитной организации Human Rights Center Ichkeri Аслан Арцуев. "Кавказский узел" составил по открытым источникам список из 62 фамилий похищенных родственников оппонентов чеченских властей. По состоянию на 28 января в списке удерживаемых после похищения остаются не менее восьми человек (двое родственников Халитова, двое родных Янгулбаева и четверо родных Арцуева). В список не включена Зарема Мусаева, которая была задержана, вывезена в Чечню, а позже арестована судом на 15 суток. Минкаил Мализаев сообщил "Кавказскому узлу", что все его родственники, которых ранее удерживали силовики, к 22 января были освобождены.

Почему новая волна массовых похищений в Чечне является частью системного преследования людей, которых власти республики объявили своими противниками, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Родственники как заложники: новая волна похищений в Чечне".

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". Новости о преследовании властями Чечни семьи Янгулбаевых, "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".

* "Комитет против пыток" был внесен в реестр НКО-иноагентов в 2015 году. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток", который также был внесен в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.

Автор: