Адвокат заявила о применении "карательной психиатрии" к кубанской активистке

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Кубанская активистка Ирина Григорьева находится в психиатрической клинике, куда ее отправили по ходатайству следствия для проведения экспертизы, рассказала адвокат Кнарик Арутюнян. По ее мнению, речь идет о "карательной психиатрии".

Ирина Григорьева была задержана 26 октября в здании Следственного управления Следственного комитета по Краснодарскому краю, куда ее вызвали для ознакомления с документами по уголовному делу по части 1 статьи 298 УК РФ, "она проходит подозреваемой в клевете на судью", рассказала 13 ноября корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Григорьевой Кнарик Арутюнян.

По ее словам, 13 ноября стало известно, что 1 декабря будет рассмотрена апелляция Григорьевой, которая в настоящее время находится в психиатрической клинике, так как ей назначена психиатрическая экспертиза. По мнению Арутюнян, то, что Григорьеву поместили в психиатрическую клинику, является незаконной принудительной мерой воздействия, известной как "карательная психиатрия", и связана она с активной гражданской позицией Григорьевой.

Арутюнян сообщила, что Григорьева отрицает свою вину.

"Помещение 53-летней правозащитницы в закрытый стационар краевой психбольницы стало неожиданностью для всех: ее подзащитных и коллег, которые узнали, что она была принудительно из зала суда Октябрьского района Краснодара 28 октября помещена даже не в ИВС, а в психбольницу. Здесь мы все столкнулись с примером «карательной психиатрии», когда неугодных властям активистов, ратующих за закон и права людей, убирают уже даже не в тюрьму, а в «психушку», чтобы лишить их правоспособности и дееспособности защищать не только других, но даже себя", - заявила Арутюнян.

По словам адвоката, о задержании ей стало известно из видеоролика, который выложил в Youtube общественный защитник Григорьевой Николай Небавский. "Как я узнала из ролика в Youtube, в здание Следственного комитета 26 октября в 12 часов они зашли вместе, а вот выводили их уже по одному. Защитника вытолкали, по его словам, силой на улицу в этот же день, а Григорьеву закрыли на двое суток и затем тайно отвезли в суд Октябрьского района, который распорядился принудительно поместить женщину в психиатрическую больницу для прохождения психиатрической экспертизы", - сообщила адвокат.

Арутюнян рассказала, что, несмотря на наличие соглашения с Григорьевой на оказание адвокатских услуг, ее даже не оповестили о дате суда. "Несмотря на то, что я пыталась выяснить, когда же будет суд, так как у следователей есть только 48 часов для задержания человека, мне выяснить это так и не удалось. Только за семь минут до суда я узнала, что суд состоится в Октябрьском суде. Позже мне удалось на свидании с Григорьевой в больнице выяснить, что против ее воли и желания ей навязали адвоката по назначению, а в вызове меня отказали. Более того, сегодня (13 ноября) мне пришло сообщение, что меня вообще не допускают к Ирине Григорьевой в качестве адвоката, что является прямым нарушением прав моей подзащитной, регламентированной статьей 46 УПК РФ", - заявила адвокат.

По ее словам, Григорьева сообщила, что дежурный адвокат подписал за нее документ, в котором сообщается, что якобы Григорьева отказывается от показаний следователю и не просит присутствия своего адвоката, что не соответствует действительности. "Ириной Григорьевой была подана апелляция на постановление суда от 28 октября и вот сегодня (13 ноября), наконец, стала известна дата рассмотрения апелляции на принудительное помещение в психиатрический стационар с целью проведения экспертизы. Апелляция будет рассматриваться 1 декабря в крайсуде. А сама экспертиза назначена двумя днями ранее, на 28 ноября, что уже является нарушением прав человека на справедливое судебное разбирательство", - считает адвокат.

Арутюнян также рассказала, что Григорьева, по ее словам, подверглась процедуре досмотра. "У моей доверительницы следователи отобрали все вещи - телефон, планшет, сумку - и затем приступили к «досмотру» тела. Когда она мне рассказывала, что с ней творили <...>, она чуть не плакала. Ее всю колотило, она была в шоковом состоянии <...> Естественно, женщина напугана. У нее тяжелое шоковое состояние после перенесенных издевательств. Также она очень переживает за свою престарелую мать-инвалида. Она единственная, кто осуществляет уход за матерью", - отметила адвокат.

Арутюнян предоставила в распоряжение "Кавказского узла" постановление судьи Октябрьского районного суда Краснодара от 28 октября 2021 года, который рассмотрел постановление следователя "о возбуждении перед судом ходатайства о помещении подозреваемой Григорьевой Ирины Гургеновны в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях".

Судья, как указывается в постановлении, установил, что "исходя из характера совершенного Григорьевой И.Г. преступления, ее вызывающего поведения в общественном месте - здании Октябрьского районного суда г.Краснодара, а также с учетом показаний свидетелей по уголовному делу <...>, а также иных лиц, которые характеризуют Григорьеву И.Г. как неадекватного человека, возникают сомнения в ее вменяемости и способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве".

Суд распорядился немедленно отправить Григорьеву в психбольницу, так как она "может представлять опасность для себя и окружающих". "Учитывая, что у следствия возникла необходимость в виду разрешения вопроса о вменяемости Григорьевой И.Г., или её способности к моменту производства по делу отдавать отчет своим действиям, или руководствоваться ими, в проведении стационарной судебно-психиатрической
экспертизы в отношении подозреваемой, для чего её необходимо поместить в психиатрический стационар <...>, суд полагает необходимым ходатайство следователя удовлетворить, поскольку обвиняемая, возможно, находится в болезненном состоянии, что подтверждает ее поведение в данном судебном заседании, и без немедленной медицинской помощи может представлять опасность для себя и окружающих", - констатировал судья, который распорядился немедленно поместить Григорьеву в психиатрическую больницу. 

По мнению Арутюнян, постановление суда является предвзятым, так как именно там работает судья, в клевете на которого обвинена Григорьева. "Во-вторых, свидетелями привлекли лиц, которые выступают против Григорьевой. О какой объективности их показаний может идти речь, если они сами находятся с ней в конфликте? В-третьих, если, как указывает судья, на его процессе Григорьева вела себя неадекватно, то почему в таком случае даже не был вызван пристав для наведения порядка и составления протокола. Для чего приставы находятся в суде?" - задается вопросом Арутюнян.

Сочинец Ваграм Мелконян обращался к Ирине Григорьевой за помощью, когда у него возникли проблемы с домом.

Семья Мелконян в 2019 году добивалась отмены решения Краснодарского краевого суда, который постановил вернуть купленное им и его женой жилье в Сочи прежнему собственнику. Жалобы на решение суда и заявления в полицию в отношении бывшей владелицы дома отклоняются, рассказала Анаида Мелконян. Пристав обвинил главу семьи Ваграма Мелконяна в избиении, однако уголовное дело было прекращено.

"Это очень грамотная женщина, с чувством справедливости и уважением к правам граждан, состраданием. Она помогала нам в нашем деле, участвовала в судах. Сейчас ситуация начала улучшаться. Мы считаем несправедливым, что ее отправили в психушку", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Положительно охарактеризовала правозащитницу и Ольга Софронова. "Уже 10 лет добиваюсь справедливого суда и следствия по делу нашей семьи. К нашему делу подключалась Ирина Григорьева. Помогала бескорыстно. Прямой и правильный человек. Считаю действия силовиков по отношению к ней противоправными, нарушающими права человека", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Жительница Сочи Ольга Софронова в 2013 году жаловалась на действия сотрудников правоохранительных органов, которые, по ее словам, сфабриковали дело об административном правонарушении.

"Десять лет простое дело моей семьи следователи якобы не в состоянии разрешить. Тянут время, чтобы закрыть его за давностью срока привлечения к ответственности, а здесь мы наблюдаем необыкновенную оперативность и возбуждение дела за клевету на судью и помещение в психиатрический стационар «лишнего» для них человека", - отметила Софронова.

Медработник Валентина Горбунова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что по общественным делам также сталкивалась с Ириной Григорьевой. "О Ирине Григорьевой могу сказать только положительное. Женщина грамотная в юридических вопросах, сильно переживающая социальную несправедливость. Стиль ее работы - это фиксация на видеокамеру правонарушений, что является ее правом. Но, видимо, этот стиль работы сильно не нравился силовикам. Я не считаю, что правозащитница, помогающая людям юридически грамотно решать их вопросы в судах, опасна для общества. Видимо, она опасна именно для тех, кто организовал ее уголовное преследование и распорядился поместить в психиатрический стационар", - сказала Горбунова.

Юлия Волкова и Валентина Горбунова в 2019 году проводили одиночные пикеты в Сочи против коррупции в медицине, после чего получили протоколы об административном правонарушении.

Комментариями представителей следственных органов по поводу сведений, изложенных адвокатом, "Кавказский узел" пока не располагает.

Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"