Выставка современного искусства "Аланика" привлекла внимание жителей Владикавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На выставке современного искусства "Аланика" художники из России и других стран продемонстрировали свои работы, в которых попытались совместить современность и традицию. Они поделились своим взглядом на проблемы современной Северной Осетии и их влияние на восприятие прошлого. Попасть на выставку современного искусства - большая удача, так как они проходят редко, отметили опрошенные "Кавказским узлом" жители Владикавказа.

Как писал "Кавказский узел", в 2015 году на шестой Московской биеннале современного искусства Северная Осетия представила проект "Аланика. Метод эксперимента", за годы работы которого, по словам куратора Галины Тебиевой, собрана большая коллекция современного искусства, которая не демонстрировалась за пределами республики. 

Во Владикавказе завершился 14-й международный фестиваль современного искусства «Аланика». Финальная выставка открылась 4 октября.

Фестиваль современного искусства проходит ежегодно во Владикавказе. Проект – победитель грантового конкурса Благотворительного фонда Михаила Прохорова. Организаторы события: Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина при поддержке Министерства культуры РФ и фонд поддержки культуры «Аланика».

Участники «Аланики» - художники из России, Израиля, Турции и других стран. Темой фестиваля стало погружение современного искусства в традиционную среду.

Финальная выставка открылась в Национальном музее в центре Владикавказа. Открытие посетили глава республики Сергей Меняйло и муфтий Хаджи-Мурат Гацалов. Часть экспозиции проходила в Филиале музея имени А.С. Пушкина.

Художник из Владикавказа Георгий Гогичаты пре "Конная лава Сангибана", Харебов Д.ставил проект фотоинсталляции в cуннитской мечети. На 3D-панели изображено внутреннее убранство мечети. Если стоять прямо перед изображением, то можно увидеть, что под куполом подвешен маятник Фуко. Но если немного отойти в сторону - маятник исчезает.

«В воображаемом исчезает физическое. Мечеть – это воображаемая ценность, как и Бог – воображаемая сущность. Маятник Фуко показывает физическую сущность, вращение Земли – это абсолютно реальное», - пояснил свой проект корреспонденту "Кавказского узла" художник.

Он поделился своими впечатлениями от «Аланики». «Это такое мероприятие, которое презентует современное искусство. Такой праздник современности в этом бесконечном ретроградстве мышления. Здесь хоть что-то современное», - сказал Гогичаты.

Фотограф Ольга Юнашева особо отметила арт-проект Гогичаты. «Мне, как зрителю, больше всего понравилась работа Георгия Гогичаты. Потому что она, во-первых, несет такую классную смысловую нагрузку – мы можем на некоторые вещи смотреть и воспринимать по-разному, и это такая метафора современного искусства в принципе. В работе Георгия можно видеть маятник Фуко, а можно видеть саму мечеть – это отражает мировоззрение человека, как он относится к различным вещам, его жизненная позиция. И очень понравилась сама техника исполнения в 3D, это очень здорово выражено», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

2 октября в рамках фестиваля в Центральном парке Владикавказа имени К. Л. Хетагурова состоялся перформанс. Художник Сергей Катран - родом из Украины, но живет и работает в Москве. Он представил на фестивале перформанс «Таехуды». Автор говорит, что вдохновился стихотворением основоположника осетинской литературы Коста Хетагорова «Таехуды». «Таехуды» переводится примерно как "желание", но на самом деле слово можно перевести в зависимости от контекста, например, как "о, если бы!"

Перформанс на лужайке парка прошел в  Центральном парке, где когда-то стоял выставочный центр "Иртекс". Здание много лет стояло в запустении, а потом его снесли. На его место должны были построить центр современного искусства, но проект так и не реализовали. Теперь на месте несостоявшегося центра - цветочная клумба и декоративная скульптура чайника с чашкой.

Для перформанса чайник замаскировали сеткой. По задумке Сергея Катрана, в земле вырыли 12 ям. В закопанные резиновые сапоги встали девушки в черных платьях и раскачивались несколько минут под произведение осетинского композитора Ларисы Кануковой. Художник пояснил, что пол исполнителей был не принципиален, просто не нашлось парней, которые захотели бы участвовать в перформансе.

Сергей Катран рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о сути своего проекта. «Таехуды» - это короткое стихотворение Коста Хетугорова, в котором он говорит о человеке, который связан с родиной, со своими корнями и от этого, в общем-то, счастлив. Мне показалось, что это очень важно для осетинской культуры – находиться в состоянии традиции, в связи со своими корнями. Есть и вторая важная составляющая. Когда-то известный российский архитектор Юрий Аввакумов придумал концепцию и сделал проект музея современного искусства Осетии, и он должен был стоять здесь. Из-за недостатка финансирования или каких-то подковёрных игр проект не реализовали. Этот не построенный музей время от времени делает толчки-напоминания о себе, на одном из которых мы присутствуем. Художники меня поймут, если я скажу, что мечты материальны. Мечты легко превращаются в явь, если мечта настоящая. Эти 12 перформеров создали невидимое воображаемое здание воображаемого музей, в котором они просуществовали несколько минут под музыку осетинского классического композитора Ларисы Кануковой. Таким образом здесь связаны современность и прошлое, и что важно - мы формируем будущее», - сказал он.

Еще один арт-объект на выставке – памятная табличка «Здесь жил вид на Столовую гору: 1911-2011». Работа посвящена исчезнувшему классическому владикавказскому виду на Столовую гору - отличный вид испортили новостройки. Автор работы - художник из Владикавказа Казбек Тедеев. "Напротив гостиницы Владикавказ есть один из старых мостов, с которого открывается вид на Столовую гору. И это был один из главных видов города – он был на сборниках открыток еще дореволюционных времен. Терек, гора и мечеть – это вид имел большое значение для горожан. Я придумал такой табличкой напомнить о том, что было нечто живое, что было убито. Поэтому на табличке годы жизни этого вида – дата постройки моста и новостройки, которая закрыла вид", - рассказал Тедеев корреспонденту "Кавказского узла".

Художник Ростан Тавасиев - постоянный участник "Аланики". Он представил на выставке серию  рисунков – иллюстраций к несуществующей осетинской научной фантастике. Написанные в стиле советской научной фантастики работы Тавасиева соединяют в себе национальные мотивы и футуристические – горцы взлетают в космос словно ракеты, чабаны общаются с гуманоидами и Годзиллой. «Мне хотелось бы прочитать эти романы, но их не существует. Я не могу их написать, потому что я не писатель и не знаю осетинского языка. Но я могу придумывать иллюстрации. То, что осетинской фантастики нет – факт. Но мы пытаемся это исправить. В этом году, например, выходит полностью фантастический номер литературного журнала «Дарьял», - сообщил Тавасиев корреспонденту "Кавказского узла".

Студентке Алине понравилась работа Тавасиева. «Понравилась сама идея создавать такие шуточные Вселенные. У нас нет фантастики, потому что у нас в принципе очень молодая литература, если сравнивать с другими культурами», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

«На первый взгляд эти рисунки кажутся банальными. Горец в космосе - это банально. Но когда мы видим скандинавского бога Тора в фильме Marvel, то это не кажется банальным ни нам, ни детям. Поэтому в этих рисунках заложен большой потенциал – я теперь жду франшизу о вселенной нартов», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" студент Георгий Плиев

Главный редактор литературного журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев назвал "Аланику" "одним из самых ожидаемых событий культурной жизни Осетии". «Я лично каждый раз жду от художников высказываний на актуальные темы. Я помню, что бывали острые высказывания  на прошлых фестивалях – например, о теракте в Беслане. В этот раз мне не хватило подобных критичных художественных высказываний. Хотя я бы выделил рассказ о башне Уаласих. Эта история идет вразрез с официальной версией присоединения Осетии к России», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Рассказ о башне Уаласих – часть проекта «Архитектура памяти» Федора Телкова, художника из Екатеринбурга. На фотографии изображена башня в Куртатинском ущелье. Фотографию сопровождает текст : «Это история времен покорения Кавказа генералом Абхазовым. В Куртатинском ущелье есть предание, его рассказывал мой дед. Для меня в то время это было очень смешно, потому что я, будучи студентом, знал (нам так рассказывали), что Осетия добровольна вошла в состав России. Рассказ начинался так: «Когда русские войска пришли в ущелье…» Я его тут одергиваю: «Какие русские войска? Мы же добровольно присоединились!» Он на меня посмотрел, ничего не ответил, и продолжил рассказ».

Дальше в описании говорится, что Уалахис – последний очаг сопротивления. В селении остался только один парень, который отстреливался с башни. Когда солдаты обложили башню хворостом и подожгли, парень соорудил себе подобие дельтаплана и спрыгнул.  При приземлении он повредил ноги, поэтому не смог убежать. Последнего сопротивленца русский офицер наградил серебром и отпустил. Башню, о которой идет речь, три года назад отреставрировали на средства мецената Гуриева.

Фотограф Михаил Гассиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что побывал на "Аланике" впервые. «Понравилось то, что выставка вообще есть. Зал очень крутой. Экспозиция интересно представлена. Современное искусство очень тяжело воспринимать в отрыве друг от друга – здесь все очень гармонично. Хотелось бы, чтобы это происходило чаще», - отметил он.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"