Правозащитники оценили искренность слов Тарамовой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Халимат Тарамова записала видеоролик под давлением, предположила Светлана Анохина. Информационный шум только нагнетает обстановку вокруг семьи Тарамовых и просьба оставить ее в покое объяснима, указала Саида Сиражудинова.
Как писал "Кавказский узел", 4 сентября Халимат Тарамова записала видеообращение, в котором заверила, что с ней все в порядке, попросила не распространять ложные слухи и оставить ее и ее семью в покое. Видеообращение Тарамовой постановочное и записано под давлением родных, предположила подруга девушки Анна Манылова. Пользователи Instagram в комментариях к видео призвали закрыть тему Тарамовой.
"Я, Тарамова Халимат, вынуждена снять ролик в связи с тем, что люди распространяют ложные слухи о том, что меня убили, меня держат в подвале, меня притесняют. Хочу довести до вашего сведения, что я в порядке, меня не убили. Я в кругу своей семьи, родных и близких, и я очень прошу не распространять ложные слухи. Оставьте меня и мою семью в покое", - сказала девушка на видео, опубликованном в Instagram-паблике "Про Чечню и не только", насчитывающем 436 тысяч подписчиков.
Видеролик Халимат Тарамова сняла не по собственному желанию, а под давлением, отметила журналистка и активистка правозащитной группы "Марем" Светлана Анохина. "Если бы это была ее инициатива, то она поместила бы данное видеообращение в соцсетях, но никак не на странице министра Чечни Ахмеда Дудаева. Естественно, перед тем, как снять этот ролик, с Халимат было обговорено, что именно будет ею озвучено", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению Анохиной, поводом для видеообращения послужило обращение Аминат Лорсановой к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, в котором она выразила обеспокоенность за жизнь Халимат. "С другой стороны, возможно, из-за того, что мы о ней так много говорим и пишем, все это создает неудобства самой Халимат и ее семье, и она уже сама искренне хотела бы чтобы все это закончилось, и тогда на нее перестанут давить. Она просит, чтобы о ней и о ее семье перестали говорить и это желание девушки совпадает с тем, что хотят власти. Но то, что она не свободна - это очевидно для всех. Нам же важно то, что Халимат жива, здорова, не разучилась улыбаться - ну, и слава Богу. Это для нас главное, потому что мы ожидали худшего, для такого опасений были основания", - подчеркнула правозащитница.
2 сентября сбежавшая из Чечни Аминат Лорсанова опубликовала видеообращение к председателю СКР Александру Бастрыкину, в котором заявила, что Халимат Тарамова находится в опасности. Информации о Тарамовой нет более двух месяцев, пояснила она и призвала Александра Бастрыкина вмешаться в дело Тарамовой.
Из этого короткого видеоролика Тарамовой все узнали главное: что Халимат жива и здорова, согласилась президент Центра исследований глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова. "Последние месяцы и в соцсетях, и в интернете ходили разные слухи о судьбе этой девушки, вплоть до того, что ее уже нет в живых. Эта тема все время поднимается в соцсетях, без конца идет атака на честь девушки и, главное, - на честь семьи", - подчеркнула она.
Ситуация, в которой оказалась Халимат и ее родные, сложная, отметила Сиражудинова. "Как она будет жить, как будет жить ее семья после всего этого - это уже другой вопрос. Это вопрос этики тех журналистов и тех людей из окружения девушки, которые дали подобную информацию. Изначально информация была подана неправильно, как минимум - неэтично. Недаром она в своем последнем видеоролике просит не распространять ложные слухи", - считает правозащитница.
По ее убеждению, если девушка совершила бегство от побоев мужа, то ошибочно обвинять ее в нетрадиционной ориентации. "Это острая тема для любой жительницы Северного Кавказа, для любой семьи, проживающей в нашем регионе. Это могло привести к преступлению. И слава Богу, что семья Тарамовых оказалась адекватной, сильной и преступления не совершилось. Хотя я уверена, что какая-то часть общества оказывает давление на эту семью. И эта семья сейчас находится в очень сложной ситуации. Потому что мы, живущие на Кавказе, очень зависимы от мнения окружающих, от сплетен, от домыслов и даже от косых взглядов", - указала Саида Сиражудинова.
Постоянный информационный, порой нездоровый шум не дает возможности снизить градус интереса к судьбе Халимат Тарамовой, отметила правозащитница. "Этот интерес не помогает девушке, а только нагнетает обстановку вокруг этой семьи", - констатировала Сиражудинова.
Создается впечатление, что происшедшее с Халимат Тарамовой для многих пользователей соцсетей открыло возможность проявить себя специалистом во всех областях: философии, психологии, психиатрии, социологии, указала руководитель корреспондентского пункта по СКФО социально-правового телеканала "Право-ТВ" Асет Мальсагова. "Для некоторых это явилось поводом напомнить о себе. Обращение Аминат Лорсановой к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину в котором, рассказывая о своем бегстве из Чечни, она выражает обеспокоенность судьбой Халимат, я расцениваю только как попытку напомнить о ней самой. Реклама своего рода", - заявила Мальсагова.
Жительница селения Гойты Зарема рассказала, что Тарамовы живут на соседней улице. "Очень уважаемая семья, глава семейства Аюб Тарамов учился в Москве, строитель по специальности. При первом президенте Чечни был главой администрации. Многим помогал и советом, и делом. То, что произошло с Халимат, для нас, сельчан, явилось шоком. Девочка воспитанная, грамотная. Вышла замуж, но не получилось семьи, он стал ее избивать. Она хотела вернуться домой, но, не знаю, почему родители настаивать стали, чтобы она вернулась к мужу. Она и сбежала и от мужа, и от семьи", - сообщила Зарема.
По ее словам, в Гойтах практически никто не верит в нетрадиционную ориентацию Халимат. "Сейчас она дома, чтобы ее избивали или там как-то издевались – не слышала. Аюб после ее побега сильно сдал, может, теперь жалеет, что отправлял ее назад, к мужу. Она-то и замуж не хотела выходить, отец настоял. Даже не представляю, как теперь сложится ее судьба. Замуж теперь вряд ли выйдет", - подчеркнула женщина.
Напомним, 10 июня силовики вывезли Халимат Тарамову, находившуюся в махачкалинском шелтере для жертв домашнего насилия, к родственникам в Чечню. После возвращения из шелтера она совершила еще одну попытку побега. Подруга Тарамовой Анна Манылова рассказала, что, когда отец забирал Тарамову из шелтера, та угрожала суицидом. Член Правозащитного центра Петербурга, основательница Кризисного центра для женщин Наталия Ходырева выразила опасение, что Тарамову могут подвергнуть так называемому "коррекционному изнасилованию".
Сразу после вывоза Тарамовой из шелтера спецрепортаж о ней опубликовала ЧГТРК "Грозный". В телесюжете Халимат Тарамова рассказала, что рада оказаться дома, и заверила, что ее "абсолютно не ущемляют" и "вкусно кормят". Девушка вела себя неестественно и вряд ли могла искренне отвечать на вопросы, указали тогда авторы комментариев к телерепортажу и подвергли сомнению слова о соблюдении ее прав в Чечне.
Правозащитницы Саида Сиражудинова и Светлана Ганнушкина, комментируя телесюжет о Тарамовой, указали, что в Чечне вырисовывается тренд на использование медиа с целью купировать резонанс вокруг громких сюжетов, связанных с нарушениями прав человека в республике.
Халимат Тарамова - дочь одного из приближенных Рамзана Кадырова, она была вынуждена бежать из-за насилия в семье в связи с ее сексуальной ориентацией, утверждает организация "Российская ЛГБТ-сеть"*. Правозащитники опасаются, что в Чечне девушке грозит убийство за то, что она "вынесла сор из избы", и надеются на вмешательство ЕСПЧ.
Для Чечни характерны преследования по признаку сексуальной ориентации, но если гомосексуальных мужчин преследуют силовики, то судьба лесбиянок и трансгендерных женщин целиком находится в руках их родных, которые бывают не менее жестокими, говорится в справке "Кавказского узла" "Убитые за ориентацию — судьба квир-женщин в Чечне".
* организация включена Минюстом России в реестр НКО-иноагентов.