Верховный суд Азербайджана оставил в заключении Гасанзаде и Тюрксоя  

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кассационные жалобы журналиста Эльчина Гасанзаде и блогера Ибрагима Тюрксоя Верховный суд Азербайджана оставил сегодня без удовлетворения. Защита усмотрела в вердикте суда нарушение права на свободу выражения и намерена обратиться в ЕСПЧ.

Как писал "Кавказский узел", 2 марта суд приговорил журналиста, члена ПНФА Эльчина Гасанзаде и блогера Ибрагима Тюрксоя к восьми месяцам лишения свободы по обвинению в клевете и оскорблении. Они были арестованы в зале Шекинского апелляционного суда после вынесения приговора. Азербайджанские правозащитники сочли слишком жестким приговор Эльчину Гасанзаде и Ибрагиму Тюрксою и заявили, что их преследуют за критику властей.

Иск в отношении Гасанзаде и Тюрксоя подал начальник городского жилищно-эксплуатационного управления Мингячевира, который посчитал критические публикации о себе в соцсетях клеветой и оскорблением.

Кассационная жалоба Гасанзаде и Тюрксоя была рассмотрена сегодня в Верховном суде Азербайджана под председательством судьи Назима Мовсумова. Их интересы в суде отстаивали адвокаты Зибейда Садыгова и Немат Керимли, Гасанадзе не присутствовал в суде, сообщил корреспондент "Кавказского узла". 

Защита указала на неправомерность уголовного преследования обвиняемых. "Эльчин Гасанзаде привлечен к ответственности за журналистское расследование, то есть за профессиональную деятельность. Он реализовывал свое право на свободу выражения, гарантированное статьей 10 Европейской конвенцией прав человека. При этом, согласно прецедентным решениям ЕСПЧ, диффамационные разбирательства должны рассматриваться в плоскости гражданского права, а не уголовного законодательства", – сказала Зибейда Садыгова.

Она также просила принять во внимание серьезные проблемы со здоровьем Гасанзаде, семейное положение журналиста, супруга которого находится на шестом месяце беременности, а также отбытие им половины срока, и оправдать Гасанзаде.

Оправдать своего подзащитного просил и адвокат Тюрксоя Немат Керимли. Он указал, что публикации обвиняемых укладываются в рамки свободы выражения и выполнения медиа функций общественного контроля.

Шекинский апелляционный суд вышел за рамки предмета разбирательства, подчеркнул адвокат. "Апелляционный суд мотивировал ухудшение положения Тюрскоя и Гасанзаде тем, что они "плохо вели себя" после вынесения приговора. Так суд интерпретировал публичные заявления обвиняемых в свою защиту. При этом апелляционный суд должен был давать правовую оценку самому предмету иска, а не комментариям ответчиков", – сказал Керимли.

Истец, начальник городского жилищно-эксплуатационного управления Мингячевира Шахрияр Мустафаев попросил суд оставить в силе приговор, сочтя, что ответчики оскорбили и оклеветали его.

После короткого совещания было объявлено решение суда о сохранении приговора в силе без изменения.

В связи с исчерпанием внутри национальных механизмов обжалования защита обратится в Европейский суд по правам человека, заявила адвокат Гасанадзе. По ее словам, она обсудит с подзащитным вопрос обращения в суд об условно-досрочном освобождении по истечении половины срока наказания.

Адвокат Тюрксоя Керимли также намерен обратиться с жалобой в ЕСПЧ, сообщил он корреспонденту "Кавказского узла".

Гасанадзе не принял участия в заседании Верховного суда из-за неинформированности о законодательных изменениях, рассказала его супруга Лейла Гасанзаде. "Оказывается, теперь надо заранее писать в Верховный суд о желании принять участие в рассмотрении кассационной жалобы. С другой стороны, Эльчину все равно было бы тяжело из-за участия в Верховном суде проходить этап для переправки в СИЗО. Ибо процедура такая, что перед Верховным судом осужденный должен заключаться в СИЗО и оттуда ехать в суд. В СИЗО условия тяжелые – в знойное лето заключают арестанта в маленькую закрытую камеру, а у Эльчина проблемы со здоровьем", – рассказала она.

По ее словам, Эльчина Гасанадзе так и не вылечили в Лечебном учреждении Пенитенциарной службы. "В середине июня Эльчина поместили в эту больницу, там у него диагностировали болезни почек, трещину в кишке, сужение аортокоронарных сосудов, но нормально не вылечили и вернули через 10 дней в колонию. Эльчин обратно туда не хочет, потому что там дают 1-2 лекарства, но состояние не улучшается. Только выйдя на свободу, в гражданской клинике Эльчин, может быть, вылечится", – сказала супруга.

Лейла Гасанадзе отметила, что ожидает рождения ребенка и не может работать, Эльчин – единственный кормилец в семье. "Арест Эльчина стал ударом и по материальному положению нашей семьи", – заявила она.

Гасанзаде и Тюрксой были необоснованно лишены свободы, указал юрист Института права медиа Халид Агалиев. "Согласно прецедентным решениям ЕСПЧ, диффамационные разбирательства должны рассматриваться в контексте гражданского права, и наказание не должно быть связано с лишением свободы. Иначе это – нарушение свободы выражения, которая гарантирована статьей 10 Европейской конвенции прав человека. Уголовное преследование Гасанзаде и Тюрксоя не только нарушает их права, но имеет и сдерживающее воздействие на свободу выражения в целом в Азербайджане, может вызывать самоцензуру у журналистов", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Напомним, Эльчин Гасанзаде и Ибрагим Тюрксой вошли в опубликованный 4 июня список политзаключенных союза "За свободу политзаключенных Азербайджана". Они включены в группу "Журналисты и блогеры".

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"