Азербайджанские правозащитники связали с критикой власти приговор Гасанзаде и Тюрксою
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Журналиста, члена ПНФА Эльчина Гасанзаде и блогера Ибрагима Тюрксоя, осужденных на восемь месяцев лишения свободы по обвинению в клевете и оскорблении, преследуют за критику властей, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Они сочли слишком жестким приговор активистам.
Как писал "Кавказский узел", 2 марта суд приговорил журналиста, члена ПНФА Эльчина Гасанзаде и блогера Ибрагима Тюрксоя к восьми месяцам лишения свободы по обвинению в клевете и оскорблении. Они были арестованы в зале Шекинского апелляционного суда после вынесения приговора.
Иск в отношении Гасанзаде и Тюрксоя подал начальник городского жилищно-эксплуатационного управления Мингячевира, который посчитал критические публикации о себе в соцсетях клеветой и оскорблением.
Конфликт между осужденными и истцом возник в связи с инцидентом 9 мая 2020 года, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" супруга Эльчина Лейла Гасанзаде.
"В тот день активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Джейхун Рзаев выразил протест против празднования Дня победы над фашизмом, так как в этот день в 1992 году пал город Шуша. Он стал наклеивать портрет Мамед Эмина Расулзаде на установленный в Мингячевире памятник – мемориал победы в виде полумесяца с восьмиконечной звездой. Он также хотел обратить внимание на то, что его память не увековечена должным образом. Однако начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Шахрияр Мустафаев набросился на молодого человека и вырвал у него плакат. А потом активиста задержали и осудили на административный арест", – сказала она.
Рзаев был задержан 9 мая 2020 года после того, как приклеил портрет одного из основателей Азербайджанской Народной Республики Мамеда Эмина Расулзаде к скульптуре символов флага Азербайджана в Мингячевире. Рзаеву назначили 10 суток ареста за неподчинении полиции. В партии арест сочли политически мотивированным.
"Мой муж и Ибрагим Тюрксой снимали это на видео. Их также тогда задержали, но скоро отпустили. После этого Эльчин и Ибрагим Тюрксой (Тюрксой – это псевдоним, настоящая фамилия – Саламов. – Прим. "Кавказского узла") осудили в Facebook действия чиновника. Из-за этих публикаций Мустафаев и подал в суд. Причем Эльчина обвинили за комментарии пользователей под его постом. То есть Эльчин лично ничего оскорбительного и клеветнического о нем не написал. А Ибрагиму в вину поставили слова о том, что Мустафаев, срывая плакат Расулзаде, "совершил предательство", а также его риторический вопрос: "Шахрияр Мустафаев льет воду на армянскую мельницу?" – рассказала Гасанзаде.
Азербайджан объявил о своей независимости в качестве Азербайджанской Народной Республики после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР) 26 мая 1918 года из-за разногласий между грузинскими, армянскими и азербайджанскими фракциями в Закавказском сейме (парламенте). Первая Азербайджанская Демократическая Республика пала 28 апреля 1920 года в результате вторжения Красной армии. Азербайджан вновь обрел независимость после распада СССР в 1991 году, объявив себя преемником АДР и приняв ее гимн, герб и флаг. Как официальный государственный праздник 28 мая отмечается после распада СССР.
По ее словам, 16 ноября 2020 года Мингячевирский городской суд приговорил Гасанзаде и Тюрксоя к шести месяцам исправительных работ. Однако Мустафаев не согласился с приговором и подал апелляционную жалобу, а 2 марта Шекинский апелляционный суд приговорил обоих к восьми месяцам лишения свободы, сказала она.
"Публикации были лишь поводом для наказания Эльчина и Ибрагима Тюрксоя. Им мстят за критику Мустафаева и главы города", – отметила Гасанзаде.
Она считает, что ее супруга неправомерно осудили в суде в городе Мингячевире. "Мой муж прописан в Сумгаите, и иск против него должен был быть подан по месту регистрации. Но подчиненный Мустафаев [...] представил в суд фиктивную справку о том, что Эльчин прописан в Мингячевире", - отметила Гасанзаде.
Она рассказала, что ее муж раньше был заместителем главного редактора газеты "Юкселиш намине" (Во имя возрождения) и одноименного сайта. Но поскольку из-за финансовых трудностей издания не выходят в свет, а главный редактор Эльчин Мамед осужден, то Гасанзаде публиковался в социальных сетях. Кроме того, по словам супруги, Гасанзаде занимался правозащитной деятельностью.
Сумгаитский городской суд 16 октября 2020 года признал правозащитника Эльчина Мамеда виновным в краже и незаконном хранении оружия, приговорив его к четырем годам заключения. Он подвергся уголовному преследованию после того, как местная жительница Сумгаита заявила, что после обращения к Эльчину Мамеду за правовой помощью обнаружила пропажу из сумки драгоценностей на 7500 манатов (4500 долларов). В феврале Апелляционный суд оставил в силе приговор Эльчину Мамеду, не став разбираться в очевидных нестыковках в деле, указал его адвокат. Добиваясь оправдания Мамеда, защита параллельно подала в Европейский суд по правам человека жалобу на досудебный арест.
Гасанзаде рассказала, что обоих осужденных защищали адвокаты по назначению. "Сейчас я занята поиском адвоката. Эльчин звонил из Шекинского СИЗО и просил прислать ему одежду. На следующей неделе их отправят в распределитель в Баку, а оттуда – в колонию. Но мы, конечно, подадим кассационную жалобу в Верховный суд", – сказала она.
На аккаунтах обоих осужденных в Facebook, по данным на 22.30 мск сегодня, нет публикаций за май 2020 года.
Юрист Института права медиа Халид Агалиев считает, что Гасанзаде и Тюрксой были необоснованно лишены свободы. "Диффамационные разбирательства на местах между чиновниками, блогерами и журналистами не редкость. Но обычно все заканчивается относительно легким наказанием для ответчиков. Поэтому приговор этих лиц к реальному сроку шокировал", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, еще около 10 лет назад в Азербайджане обсуждалось введение моратория относительно применения уголовного наказания за диффамации и, в частности, вынесения наказаний в виде лишения свободы. С тех пор такие приговоры выносились, но это "были исключения, они касалось критиков высокопоставленных лиц", сказал правозащитник. "Но чтобы людей сажали за критику районного масштаба, я не припомню", – отметил Агалиев.
В мае 2013 года представитель администрации президента Али Гасанов сообщил, что власти Азербайджана подготовили первичный вариант законопроекта "О защите от диффамации". К принятию в Азербайджане закона о диффамации и ее декриминализации в июне 2016 года призвал Совет Европы. Страсбург счел, что защита от диффамации не должна наносить ущерб свободе выражения и способствовать самоцензуре среди журналистов. Официальный Баку счел преждевременной отмену уголовного наказания.
Он сказал, что есть прецедентные решения ЕСПЧ, предписывающие отмену уголовного наказания за диффамацию в Азербайджане. "Это дело актуализировало вопрос о декриминализации диффамации в Азербайджане, на чем не раз настаивали структуры ОБСЕ и Совета Европы. За клевету и оскорбления должны судить в рамках гражданского законодательства, назначать наказания, не связанные с лишением свободы. Решение суда в отношении Гасанзаде и Тюрксоя наносит урон международному имиджу страны", – заявил Агалиев.
Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов также считает неправомерным лишение свободы Гасанзаде и Тюрксоя. "Убежден, что наказание несправедливое, суровое, и верю, что абсолютно необоснованное. Эльчина мы знаем много лет. Он как журналист и правозащитник – член НПО "Правовое просвещение молодежи Сумгаита", коалиции "Комитет защиты гражданского общества" и других общественных объединений – всегда в первых рядах поборников прав человека и разоблачителей чиновничьего произвола и коррупции. Его и в прошлом задерживали, наказывали в уголовном порядке. С Ибрагимом я не так хорошо знаком. Но он творческий человек – музыкант, актер, снимался в клипах, он является блогером и активно выражает свою гражданскую позицию в социальных сетях. Эти люди критиковали местных чиновников", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он также отметил, что при содействии ОБСЕ в Азербайджане был подготовлен законопроект о декриминализации диффамации, "но противники акта саботировали его принятие, и документ не был вынесен на рассмотрение парламента".
Глава пресс-службы ПНФА Натиг Гюльахмедоглу (Адилов) заявил, что Гасанзаде принимал активное участие в жизни партии. "Эльчин не только журналист и правозащитник, он разделяет идеи нашей партии и состоит в ней. Эльчин не раз на выборах был наблюдателем и подвергался давлению за разоблачение фальсификаций", – сказал Адилов корреспонденту "Кавказского узла".
Сотрудник Шекинского апелляционного суда сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что стороны, не согласные с решением суда, могут подать кассационную жалобу в Верховный суд.
Комментариями от представителей Тюрксоя, Гасанзаде и Мустафаева относительно решения суда "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также писал, что Эльчин Гасанзаде (Гасанов) 1 июня 2016 года был приговорен к году исправительных работ. По версии следствия, Гасанов ударил директора информагентства "Азия" Джафара Джафарова неустановленным металлическим предметом. Защита настаивала на том, что Гасанов сам подвергся нападению, а Джафарова не бил. В апреле 2020 года Гасанзаде пожаловался на необоснованный вызов в полицию. Он выказал опасение, что будет арестован, так как ранее к уголовной ответственности был привлечен редактор сайта партии Эльчин Мамед. Кроме того, накануне были арестованы 10 активистов партии.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".