Жительница Черкесска пожаловалась на волокиту с делом о хищении маткапитала
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дело о хищении материнского капитала необходимо изъять из ведения МВД и передать в Следком, потребовала потерпевшая Анжелина Карова от прокуратуры Карачаево-Черкесии. Никаких следственных действий полиция не ведет, но прокуратура уже дважды отказывалась это признавать, заявила Карова.
"Кавказский узел" сообщал, что 29 марта Верховный суд Карачаево-Черкесии оставил в силе приговор Мариям Караевой, осужденной на три с половиной года условно по делу о хищении материнского капитала у Анжелины Каровой. Караева должна не только вернуть сумму маткапитала, но и выплатить 100 тысяч рублей морального ущерба. Однако у осужденной не оказалось денег на возмещение ущерба, а две ее сообщницы ушли от ответственности благодаря связям в правоохранительных органах Карачаево-Черкесии, заявила мать потерпевшей Галимат Охтова. Она посетовала, что вынуждена была взять кредит, чтобы вывезти внука на лечение в Москву.
Анжелина Карова хотела приобрести на маткапитал комнату в общежитии, принадлежавшую ее матери Галимат Охтовой. Оформление сделки она доверила посредникам. Дело о мошенничестве было возбуждено только спустя семь месяцев после заявления Галимат Охтовой о хищении 403 тысяч рублей. Мариям Караева признала свою вину в хищении денег, но указала при этом, что преступление совершила совместно с еще двумя женщинами, которые проходят по делу в статусе свидетелей. Еще в конце февраля Охтова попросила главу МВД России повлиять на силовиков в Карачаево-Черкесии, которые, по ее мнению, не желают расследовать дело в отношении двух похитительниц материнского капитала у Каровой.
Потерпевшая Анжелина Карова и ее мать Галимат Охтова обратились к прокурору Карачаево-Черкесии Олегу Жарикову с уже третьим заявлением о том, чтобы из МВД в Следком было передано дело против соучастников мошенничества. Галимат Охтова указала корреспонденту "Кавказского узла", что уже два месяца добивается этого от прокуратуры.
"[Ранее] мы уже два заявления написали в прокуратуру, ходили на прием к прокурору города, просили забрать дело из органов МВД и передать в Следственное управление, но результата не добились. Под разными предлогами они отказываются сделать это. При этом по делу нет никакого производства - мы даже не знаем, у кого из следователей [МВД] находится это дело. Никто нас не информирует, ведется ли следствие, что сделано. Вот как в начале в течение семи месяцев шла волокита, так и сейчас", - констатировала Охтова.
Уголовное дело по факту мошенничества было возбуждено 6 марта 2018 года – спустя семь месяцев после заявления Галимат Охтовой о хищении у ее дочери средств материнского капитала. Материнский капитал, начисленный Анжелине Каровой после рождения у нее второго ребенка, планировалось использовать для покупки у Галимат Охтовой комнаты в общежитии.
Мать потерпевшей подчеркнула, что похищенные деньги Каровой так и не вернули. "У осужденной по данному делу Марьям Караевой судебные приставы не обнаружили никакого имущества, и исполнительное производство в отношении нее, вероятно, будет прекращено", - посетовала Галимат Охтова.
Двое из трех посредниц при сделке проходили по делу как свидетельницы, а не обвиняемые, хотя осужденная Мариям Караева сообщала, что отдала им обналиченный маткапитал, указано в жалобе Анжелины Каровой в прокуратуру. "Я хочу изменить подследственность и передать дело для дальнейшего расследования в СУ СКР по КЧР", - написала потерпевшая в своем заявлении на имя прокурора республики. Жалоба, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", датирована 17 мая.
"Из уголовного дела в отношении Караевой было выделено в отдельное производство уголовное дело в отношении «неустановленных лиц». Это было сделано с единственной целью – чтобы заволокитить данное дело и в итоге закрыть его под каким-нибудь предлогом. Например, под предлогом того, что не удалось установить этих «неустановленных лиц», хотя всем известно, кто являлся организаторами мошеннической схемы отъема материнского капитала. Ведь в Карачаево-Черкесии они не только нас обманули", - рассказала Галимат Охтова корреспонденту "Кавказского узла".
На прежнюю жалобу Охтова 24 апреля получила ответ за подписью прокурора города Черкесска, где говорится "о полном отказе удовлетворения жалобы о ненадлежащем расследовании уголовного дела". "17.03.2021 года начальником СУ МВД по КЧР постановление следователя о приостановлении предварительного следствия отменено, предварительное следствие возобновлено. <...> В настоящее время органом предварительного следствия проводятся необходимые следственные действия и иные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего и лица, совершившего преступление", - сказано в ответе ведомства, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Закон о материнском капитале был принят в 2007 году, программа продлена до 2026 года. Он предусматривал выплату около 400 тысяч рублей при рождении в семье второго ребенка. С 15 января 2020 года материнский капитал можно получить и на первого ребенка - его сумма составляет 466,617 тысячи рублей. При рождении второго ребенка выплачиваются 616,617 тысячи рублей, указано в публикации "Интерфакса" от 15 января 2020 года.
Мошенники пользуются проблемами при обналичивании маткапитала
В одной только Карачаево-Черкесии совершены десятки махинаций при получении материнского капитала, отметил юрист Мухадин Карданов. "Проблема в том, что закон не позволяет получить средства материнского капитала до достижения ребенком трех лет. А главное, закон не позволяет получить средства материнского капитала на руки. Средства перечисляются на счет получателя. Им может быть продавец недвижимости, учебное заведение, частный или государственный пенсионный фонд", - пояснил юрист.
Чаще всего, по словам Карданова, для обналичивания средств материнского капитала используют покупку жилья, как и было в случае с Анжелиной Каровой, которая планировала купить комнату у собственной матери. Законом покупка жилья у бабушки ребенка не запрещена, мошенничества со стороны обладателя сертификата на материнский капитал в данном случае не было, подчеркнул юрист. "В тех случаях, когда покупка жилья является фиктивной, потерпевшие не могут никуда обратиться, ибо они также могут быть привлечены к уголовной ответственности за соучастие", - указал Мухадин Карданов корреспонденту "Кавказского узла".