"Новая газета": освобождения девочки в Чечне добились журналисты и блогеры

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченские власти отпустили 14-летнюю уроженку Дагестанских Огней* в результате тщательно организованной кампании в СМИ и соцсетях, говорится в статье обозревателя "Новой газеты" Елены Милашиной. Мать девочки фиксировала переговоры с силовиками и чиновниками, собрав материалы, опровергающие версию о том, что подростка не удерживали в Чечне.

Как писал "Кавказский узел", 21 января жительница Дербента (Дагестанских Огней. - Прим. "Кавказского узла" от 15.40 мск 28 января) в видеообращении к Рамзану Кадырову пожаловалась, что ее 14-летнюю дочь держат в отделе силовой структуры в Грозном с 13 октября 2020 года. Уже на следующий день член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев сообщил, что после его обращения к спикеру чеченского парламента Магомеду Даудову ребенок отправлен домой в Дагестан. По его словам, девочка ранее была выдана замуж, а ее муж был убит в спецоперации в Грозном 13 октября 2020 года. Мать девочки в Грозный не приехала, несмотря на приглашение Хадулаева. "Она была на связи с пресловутым Комитетом против пыток", - заявил в связи с этим Магомед Даудов.

13 октября 2020 года в Грозном был введен режим контртеррористической операции, силовики заблокировали дом, в котором находились предполагаемые боевики. В перестрелке были убиты четверо предполагаемых боевиков, погибли три сотрудника силовых структур. Согласно данным силовиков, которые озвучил Рамзан Кадыров, предполагаемые боевики прибыли из-за границы и планировали в республике серию терактов. Заявление Кадырова ставит вопросы о работе спецслужб, обратили внимание опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

Освобождению 14-летней девочки предшествовала публикация "Новой газеты" от 5 января - статья "Мухаммад, Аиша и чеченская полиция", - информация в которой намерено подавалась так, чтобы предать ситуацию огласке, но при этом не навредить ребенку, говорится в сегодняшней статье обозревателя издания Елены Милашиной - "Чеченская пленница, или Операция «Ы», успешно проведенная журналистами, блогерами и правозащитниками".

"Был сделан упор на тот факт, что <девочка> была «выдана замуж» 13-летней, что ее муж — педофил с манией величия (он переименовал себя в честь пророка Муххамеда, а <несовершеннолетней жене> дал исламское имя Аиша — отсылка к легенде о шестилетней жене пророка). Куда смотрели при этом родители девочки и есть ли они вообще, непонятно, говорили мы. Для усиления главного посыла (девочка стала жертвой педофила, а не сотрудников полиции) Комитет против пыток послал в Чечню адвоката Наталью Добронравову, которой удалось переговорить с руководителями ОП №2. Те никак не могли понять, откуда адвокат узнала про девочку и даже не отрицали, что она находится в соседней комнате. Адвокат четко дала понять, что эту ситуацию необходимо решить мирно и такая возможность у чеченских властей пока еще есть", - рассказала Елена Милашина.

По ее словам, удалось подключить и многочисленные паблики в соцсетях, преимущественно исламской направленности, влиятельных мусульманских блогеров, которые взывали к милосердию Кадырова.

"Чеченские власти внимательно отслеживали поднявшуюся в пабликах шумиху и восприняли ее куда более спокойно, чем обычно воспринимают публикации в российских СМИ. По крайней мере, никаких публичных опровержений ни статьи в «Новой газете», ни других сообщений о насильно удерживаемой в Чечне <девочке> от чеченских властей и местных журналистов не последовало. Молчание длилось до 21 января, пока по совету блогеров мать <девочки> не выложила видеообращение к главе Чечни, слезно умоляя отпустить дочку домой. Это стало последней каплей, реакция Рамзана Кадырова была молниеносной, а главное — именно той, которой все мы добивались", - констатировала Милашина.

Отпустив подростка, чеченские власти попытались представить дело так, будто ее свобода и не ограничивалась - эту версию в репортаже государственной телекомпании "Грозный" озвучивает сама девочка. "И делает это, как будто читает наизусть стихотворение, заданное в школе на дом", - отмечает Елена Милашина. В статье приводится аудиозапись разговора матери девочки со спикером чеченского парламента, где Даудов, как отмечает журналистка, не опровергает информацию о задержании подростка.

Даудов раскритиковал мать девочки за ранний брак. Ранее это же сделали и пользователи Instagram. Правоохранители должны разобраться, каким образом она оказалась замужем, а к ответственности следует привлечь не только ее родителей, но и профильные ведомства, и в том числе руководство школы, не забившее тревогу после долгого отсутствия подростка, указали они.

Мать девочки записывала переговоры

Мать девочки выехала в Чечню сразу, как только узнала о ее задержании - еще в середине октября 2020 года, причем ей удалось встретиться там с высокопоставленными полицейскими. Ей обещали отпустить ребенка, но затем перестали выходить на связь. Тогда через администраторов оппозиционного Telegram-канала 1Adat она связалась с правозащитниками Комитета против пыток и журналистами "Новой газеты".

"По совету журналистов Гюльнара начала фиксировать все свои разговоры с сотрудниками полиции, с приемной главы Чечни Рамзана Кадырова, куда она обратилась еще в начале декабря (штамп на уведомлении о вручении письма датирован 8 декабря прошлого года), записывать на диктофон все разговоры с сотрудниками ОП №2, когда делала передачи для дочери <...> Почти два месяца Гюльнара фиксировала каждое свое действие и собрала достаточно доказательств, подтверждающих факт нахождения ее дочери у сотрудников чеченской полиции", - сказано в публикации.

"Новая газета" сообщила об обстоятельствах ранения силовиков в Катар-Юрте

Милашина отмечает, что Даудов указал на опасность, которая угрожала девочке со стороны группы боевиков до спецоперации в Катар-Юрте.

Рамзан Кадыров 20 января заявил об убийстве в Катар-Юрте группы боевиков во главе с Асланом Бютукаевым. По данным чеченских властей, в перестрелке получили легкие ранения пять сотрудников правоохранительных органов. В личных вещах Аслана Бютукаева был обнаружен план нападения на здание ФСБ в Чечне, сообщил участник операции. Бютукаев причастен к теракту в аэропорту Домодедово в 2011 году и атаке чеченских боевиков на Грозный 4 декабря 2014 года и находится в федеральном розыске, числится в санкционных списках США и Евросоюза, говорится в биографической справке о нем, подготовленной "Кавказским узлом".

По данным "Новой газеты", сама спецоперация была использована Кадыровым в пиар-целях. Чеченские власти намеренно на заключительной стадии спецоперации отстранили от нее спецслужбы и привлекли сотрудников полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова. "Чтобы финальный результат и все лавры от многомесячной работы достались полку, который носит имя его (Рамзана Кадырова. - Прим. "Кавказского узла") отца", - полагает Елена Милашина.

Она указала на то, что полицейские непрофессионально справились с задачей, которой должны были заниматься иные ведомства. "Сотрудники ППСП действовали в одиночку и явно забыли, что имеют дело с командиром отряда смертников. Оказалось, Аслан Бютукаев успел перед смертью выдернуть чеку из гранаты и зажать ее собственным телом. Когда сотрудники ППСП, всадив в мертвого Бютукаева десятки пуль, неосторожно перевернули труп, граната взорвалась", - говорится в статье. Таким образом, силовики были ранены уже после убийства боевиков, поясняет Милашина.

Перестрелка в Катар-Юрте стала четвертым вооруженным инцидентом в Чечне за два месяца. Информацию о происходящих в Чечне спецоперациях и вооруженных инцидентах "Кавказский узел" публикует в специальной хронике. Материалы с ежемесячными, квартальными и годовыми подсчетами жертв вооруженного конфликта в регионах Северного Кавказа размещаются в разделе "Северный Кавказ — статистика жертв". Статистика за год представлена также в виде инфографики.

* в текст лида внесено изменение.

Автор: