Обвинение рассказало суду об обысках в Казани и Ульяновске по делу Анастасии Шевченко
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обыски по делу Анастасии Шевченко, обвиняемой в участии в нежелательной организации на территории России, помимо Ростова-на-Дону, проходили также в Казани и Ульяновске, сообщило суду обвинение, огласив соответствующие документы. Поддержать Шевченко в суд пришли сегодня 12 активистов.
Как сообщал "Кавказский узел", член федерального совета организации "Открытая Россия"* Анастасия Шевченко находится под домашним арестом с 23 января 2019 года. Октябрьский райсуд Ростова-на-Дону 18 марта начал рассмотрение ее дела по существу и продлил активистке домашний арест до 1 сентября, впервые разрешив ей пользоваться Интернетом, посещать школу, где обучаются ее дети, а также совершать ежедневные прогулки до трех часов. На заседании суда 17 июня Шевченко отказалась признать вину в участии в деятельности иностранной нежелательной организации на территории России.
Дело Анастасии Шевченко стало первым в России, возбужденным по уголовной статье "Осуществление деятельности организации, признанной на территории России нежелательной". Amnesty International и Правозащитный центр "Мемориал" признали активистку политзаключенной. В 2019 году Шевченко была присуждена премия Бориса Немцова за смелость в отстаивании демократических ценностей в России. Участники круглого стола "Политические заключенные в России в 2019 году" отметили, что дело Шевченко является одним из наиболее показательных примеров усиления политических репрессий в России.
Сегодня в Октябрьском райсуде Ростова-на-Дону продолжилось рассмотрение дела Анастасии Шевченко. Поддержать подсудимую пришли двенадцать человек, однако в зал пропустили только четверых, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Гособвинитель Нина Даниелян продолжила оглашение документов. Так, она зачитала протокол осмотра предметов, изъятых у казанского юриста Эльзы Нисанбековой, обыск у которой прошел 21 января 2019 года в Казани по решению ростовского суда. На изъятой у девушки флэш-карте был найден договор между ней и "учрежденной и зарегистрированной в английском Уэльсе компанией с офисом в Лондоне" на оказание юридической помощи в области избирательного законодательства РФ, а также несколько актов о сдаче и приемке услуг по юридической консультации, зачитала гособвинитель.
21 января 2019 года обыск по постановлению Ленинского райсуда Ростова-на-Дону прошел также в Ульяновске у активиста "Открытой России"* Алексея Лысакова. Силовики, как сообщала прокурор, изъяли у Лысакова "плакат с изображением президента Российской Федерации и надписью: "Надоел", наклейки: "Против лжи, против Путина", майку жёлтого цвета с изображением президента Российской Федерации и надписью: "Надоел", пластиковую карту участника движения "Открытая Россия", уведомления о проведении публичных мероприятий, баннер белого цвета с надписью: "Права рабочего класса не дают — права рабочего класса берут!", сотовые телефоны, ноутбук и банковскую карту.
Прокурор подчеркнула, что ID-карта участника "Открытой России"* на имя Лысакова с принятием в 2017 году подписана основателем движения Михаилом Ходорковским, а также на ней изображен "логотип в виде галочки на фоне открытой книги".
В этот же день также по решению суда в Ростове-на-Дону состоялся обыск у ульяновской активистки "Открытой России"* Анастасии Олейник. У нее изъяли устав "Открытой России"*, ряд протоколов заседаний совета регионального отделения "Открытой России"* и собраний отделения от разных дат, а также списки участников регионального отделения движения и блокнот с надписью: "Россия вместо Путина / Прага / Чехия / 23-25 ноября 2018" и диск-накопитель. На диске следователи нашли анкету и заявление Олейник с просьбой принять ее в ряды "Открытой России"*, сообщила прокурор.
Свидетель обвинения — участник киевского "Антимайдана" и корреспондент издания "Славянские новости" Сергей Рулев поделился со следователями двумя компакт-дисками с материалами рассылки пресс-службы "Открытой России"*, "в том числе о деятельности Шевченко". На одном из дисков следователь обнаружил видео с санкционированного митинга в ростовском парке Строителей в октябре 2018 года, где была изображена Анастасия Шевченко "с флагом с надписью: "Надоел", следует из оглашенных документов.
Во время заседания суда 18 июня гособвинитель отмечала, что Шевченко 28 октября 2018 года приняла участие как член федерального совета "Открытой России"* в митинге в парке Строителей в Ростове-на-Дону, организованном активистами оппозиционных объединений, где демонстрировала символику протестной акции "Надоел", направленной на дискредитацию федеральных органов власти и избирательной системы России. Сама Анастасия Шевченко тогда заявила, что ей непонятно, в чем состоит преступление, которое ей вменяют. "В чем тяжесть этого преступления, каким образом я могла осознавать общественную опасность того, что я стою на согласованном митинге с флагом, на котором написано слово "Надоел"? Общественная опасность, напомню, не наступила ни от семинаров, ни от того, что я стояла с флагом "Надоел". Вообще непонятно, что сейчас со словом "Надоел" — если кто-то выходит на улицу с этим словом на майке или сумке — он автоматически станет членом британской организации? Я никогда не состояла ни в одной иностранной организации. Я являюсь членом российского движения, это совершенно разные юридические понятия и организации", — подчеркнула Шевченко.
Следователи также получили доступ к движению денег по банковским счетам Анастасии Шевченко и других активистов "Открытой России"* — Анастасии Москалевой, Дмитрия Семенова, Александра Соловьева, Алексея Прянишникова и Андрея Пивоварова. По словам гособвинителя, на счета активистов "поступали денежные средства от иностранных организаций и иностранных граждан за реализацию на территории РФ проектов организации "Открытая Россия (Великобритания)"*". Однако, от каких именно граждан и организаций поступали эти средства, в каком объеме и были ли какие-то проекты реализованы на эти средства, гособвинитель не сообщила.
Помимо этого, ростовские силовики получили диски в центральном офисе соцсети "ВКонтакте" с 1 января 2016 года по 1 августа 2018 года с полной перепиской активистов Александра Захарова, Александра Соловьева, Владимира Кара-Мурзы и Анастасии Шевченко. Прокурор выделила упоминания названия "Открытой России"* в этих сообщениях и зачитала длинное сообщение от некоего предпринимателя, который просил Владимира Кара-Мурзу "передать многоуважаемому Михаилу Ходорковскому предложение о покупке здания в Вильнюсе всего за 1,5 миллиона долларов". Был ли какой-то ответ на это сообщение, осталось неясным.
Последним оглашенным на заседании суда документом стал протокол осмотра места происшествия — митинга 28 октября 2018 года, который вменяется Анастасии Шевченко как один из эпизодов участия в "нежелательной организации". Спустя несколько месяцев после митинга следователь сфотографировал вход в ростовский парк Строителей и расположенный в парке мемориал памяти жертв политических репрессий.
Признанные нежелательными неправительственные организации OR (Otkrytaya Rossia) ("Открытая Россия") (Великобритания), Institute of Modern Russia, Inc ("Институт современной России") (США), Open Russia Civic Movement, Open Russia (общественное сетевое движение "Открытая Россия") (Великобритания) "осуществляют на территории России специальные программы в целях дискредитации результатов выборов, признания их итогов нелегитимными", и их "деятельность направлена на инспирирование протестных выступлений, что представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности государства", отмечается в сообщении от 26 апреля 2017 года на сайте Генеральной прокуратуры России.
Защита ждет участия в процессе свидетелей, прокомментировал сегодняшнее заседание корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Сергей Ковалевич.
"Никаких нестыковок на данной стадии быть не может. Первой, согласно порядку, сторона государственного обвинения представляет свои доказательства. Прокурор волен любые документы из материалов дела оглашать, затем он получает право в прениях сторон на них ссылаться, никаких интриг здесь быть не может", — сказал Сергей Ковалевич.
"Будем работать со свидетелями — будет интереснее. Позиция защиты в другой плоскости совершенно лежит, мы не спорим о том, что на чью-то карточку когда-то поступали деньги, с тем, что велись какие-то беседы или с тем, что Анастасия была в Таганроге, спорить смысла нет. Какой-то шоковой информации в этом нет. Сейчас такая "сонная" стадия процесса — прокурор оглашает, мы фиксируем то, что оглашается", — отметил адвокат.
Рассмотрение дела продолжится 5 августа в 14.30 мск. Обвинение продолжит представлять свои доказательства.
Решение кассационного суда от 15 июля о смягчении условий домашнего ареста Шевченко было принято по жалобе адвоката Сергея Бадамшина на продление ареста в декабре 2019 года и, вероятно, касается предыдущего периода домашнего ареста, сообщил также сегодня корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Ковалевич.
О том, что Ленинский райсуд Ростова-на-Дону 15 июля смягчил условия домашнего ареста Анастасии Шевченко, сняв с нее запрет на общение с иными лицами, написало со ссылкой на координатора "Правозащиты Открытки" Алексея Прянишникова в тот день "МБХ медиа".
"Ситуация спорная, там достаточно сложно написано, я усматриваю так, что можно общаться с лицами, не являющимися свидетелями по данному уголовному делу. Анастасия более осторожна и скрупулезна насчет исполнения обязательств, возложенных судом, и старается общаться только со своей семьей и адвокатами", — прокомментировал Сергей Ковалевич.
"Кавказский узел" публикует новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа на странице "Преследование активистов".
* Деятельность двух зарегистрированных в Великобритании организаций, содержащих в своем названии слова "Открытая Россия", признана Генпрокуратурой России нежелательной на территории страны.