Российские власти отстранились от решения вопроса о репатриации черкесов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обращение сенатора от Кабардино-Балкарии Арсена Канокова накануне Дня памяти и скорби по жертвам Кавказской войны носит концептуальный характер, но вряд ли будет способствовать решению "черкесского вопроса", поскольку он игнорируется федеральными властями все последние годы, считают опрошенные "Кавказским узлом" историки. Онлайн-флешмоб в память о жертвах войны ориентирован в первую очередь на самих черкесов, отметили активисты.
Как писал "Кавказский узел", по инициативе черкесских активистов из Кабардино-Балкарии пользователи Facebook и Instagram в День памяти жертв Кавказской войны опубликовали фото с поднятой левой рукой. У черкесов в знак скорби и солидарности с чьей-то утратой было принято поднимать левую руку, пояснили организаторы акции.
В этом году акции ко Дню памяти жертв Кавказской войны из-за пандемии коронавируса проводятся в онлайн-формате. Черкесские активисты подготовили и выложили в соцсети тематические видеоролики, призвав жителей Кабардино-Балкарии и других регионов Северного Кавказа почтить жертв войны дома. Для черкесов актуальными остаются проблемы репатриации, культурной интеграции и сохранения родного языка, считают доктор филологических наук КБИГИ Мадина Хакуашева, председатель "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Рамазан Тлемешок и глава "Адыгэ Хэку Черкесия" Абубекир Мурзаканов.
Член Совета Федерации от Кабардино-Балкарии Арсен Каноков выступил с обращением накануне Дня памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне, напомнив, что жертвами Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов стали 90% от всей численности черкесов.
"Народ стал малочисленным, разделенным, через какое-то время в результате катаклизмов XVIII - начала XX веков рассредоточился в 40 странах мира, переживал чудовищные испытания духа. Но не был сломлен. Радостно, что, спустя столетия, сохранено самое главное - язык, культура, традиции. При этом диаспорой перенимается и впитывается самое лучшее из того, что есть у соседей", - написал он на своей странице в Facebook.
Он привел слова первого президента России Бориса Ельцина о том, что "в настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера" (прим. "Кавказского узла" - это обращение Бориса Ельцина к народам Кавказа было распространено пресс-службой президента РФ 18 мая 1994 года).
В своем посте Каноков подчеркнул важность "честного и правдивого взгляда на те события", указав на необходимость их открытого обсуждения и изучения в институтах и школах.
Кавказская война началась в 1763 году и закончилась 21 мая 1864 года. Эта война поставила адыгские народы на грань исчезновения. После Кавказской войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Черкесские организации требуют, чтобы власти России признали геноцид черкесов во время Кавказской войны.
Каноков также привел слова Ельцина о репатриации черкесов. Бывший президент отмечал, что "проблемы, доставшиеся в наследство от Кавказской войны, в частности возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон".
По мнению сенатора, "нельзя сказать, что в решении этого вопроса произошли значительные сдвиги". "Не думаю, что установление более гибкого подхода к вопросу о возвращении адыгов приведет к массовой репатриации, если такое опасение существует. За полтора века проживания в других странах люди укоренились, там уже их дом, работа, друзья. Да и создание новой жизни в другой стране, это не экскурсия на родину предков, не всем под силу. Вернется очень малое число, и, скорее, из мест, где опасно жить, где идет война... Но сам факт такой возможности, факт права и свободы вернуться, будет позитивным, усилит авторитет России в мире, ведь сегодня черкесов насчитывается около пяти миллионов человек - в Турции, в странах Ближнего Востока, Австралии, США и Канаде, Франции, Англии, Израиле, - и все они считают Россию исторической родиной", - написал сенатор.
В конце своего обращения Каноков призвал земляков воздержаться от массовых мероприятий из-за коронавируса и почтить память жертв войны дома. "21 мая обычно проводятся траурные мероприятия, собирается большое количество людей возле мемориала Псэ Жиг (Древо жизни). В этот раз прошу воздержаться от массовых мероприятий, соблюдать все необходимые условия для скорейшего выхода из пандемии. Только объединившись, проявив высокую сознательность, мы можем победить эту беду", - написал он.
Адыги (или черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Самоназвание - адыга (адыгэ). Адыги проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одной из "титульных" наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии, говорится в справке "Адыги", опубликованной "Кавказским узлом".
Историки поставили под сомнение решение проблемы с репатриацией черкесов
Обращение сенатора Канокова к землякам носит концептуальный характер, чем оно и привлекло внимание, считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Фатима Озова.
"У меня оно вызвало ассоциации с двумя идеями известных историков. Первая из них содержится в высказывании Луи Февра, что "история - это наука о прошлом и наука о будущем". И сегодня, отдавая дань памяти героям и жертвам Кавказской войны, невольно думая о перспективах развития черкесского этноса, мы не можем (забывать) о том, что в исторической ретроспективе Кавказская война не была единственной матрицей отношений между черкесами и Российским государством. Ей предшествовали несколько веков достаточно плодотворного сотрудничества, в результате которого черкесская аристократия внесла немалый вклад в развитие Российского государства и общества, особенно в политику, направленную на укрепление позиций России на Кавказе. Важно, что не только историки, но и политики понимают, что у нас есть значительный исторический опыт, который может быть привлечен для более успешного развития черкесов в Российской Федерации, для сохранения их этнической идентичности", - рассказала Озова "Кавказскому узлу".
Вторая важная идея обращения Канокова, по мнению историка, перекликается с мыслью великого антрополога Клода-Леви Стросса: "XXI век будет веком гуманитарных наук - или его не будет вовсе".
"Согласна, что дальнейшие исследования истории Кавказской войны снимут множество препон для плодотворного развития всего нашего многонационального общества. Несколько лет назад я предприняла исследование процесса депортации черкесов в Османскую империю в статье: "Планы генералов Филипсона и Евдокимова - проблема выбора". Оно дало ошеломляющие для меня результаты. Оказалось, что категорически против депортации черкесов выступал весь русский генералитет! Их главные аргументы против депортации лежали в плоскости гуманитарного права. Только в силу того, что к принятию этого решения были допущены несколько интриганов, например, генерал Н. И. Евдокимов, оно было проведено в жизнь всеми правдами и неправдами. Изучение Кавказской войны актуально и на фоне высказываний, что принцип федеративности, заложенный в основу нашего государства, бесперспективен. Глубокое, беспристрастное исследование причин Кавказской войны как раз дает ответ на вопрос о причинах перерождения дружественных русско-черкесских связей в длительную Кавказскую войну: войны удалось бы избежать, если бы была удовлетворена просьба черкесов о принятии их в состав Российской империи на автономных правах", - отметила Озова.
По ее мнению, не только Каноков полагает, что репатриация черкесов не будет массовой.
"О необходимости обеспечить репатриацию желающим возвратиться на историческую родину черкесам речь идет еще с начала 1990-х годов. Многие из черкесских политиков и активистов, как и сенатор Каноков, полагают что она не примет массового характера. Я не располагаю сведениями для какого бы то ни было вывода, но могу лишь сказать о непонимании в черкесском обществе опасений по поводу репатриации. Существуют исследования черкесской репатриации, говорящие о ее позитивном влиянии на все аспекты жизни Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи", - отметила историк.
Особенное непонимание, по словам Озовой, связано с отклонением просьб о репатриации сирийских черкесов. "Несмотря на то что они традиционно демонстрировали свою лояльность Российскому государству как в советский, так и в постсоветский период, они не получили возможности спастись от огня войны на исторической родине. Кавказскую войну историки зачастую называют Войной непонимания. Обращение сенатора Канокова - шаг в направлении взаимопонимания и взаимодействия народов Российской Федерации. В условиях новых глобальных вызовов, одним из которых стал COVID-19, это особенно актуально. И это важно не только для черкесского этноса, на долю которого в прошлом выпали неимоверные испытания, но и для всех народов нашей многонациональной страны", - сказала она.
Черкесы-беженцы начали приезжать на историческую родину, в том числе в Кабардино-Балкарию, в 2012 году, когда в Сирии началась активная фаза войны. По словам председателя краснодарской организации "Адыгэ Хасэ" Аскера Сохта, к репатриантам из Сирии, которые получили право на российское гражданство, предъявляются чрезмерно строгие требования к знанию русского языка и литературы. В Кабардино-Балкарии для черкесских репатриантов из Сирии созданы курсы обучения русскому языку.
Обращение сенатора Канокова не окажет серьезного влияния на решение вопроса о репатриации адыгов, хотя и является едва ли не первым заявлением на таком высоком уровне, считает научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, историк Заурбек Кожев.
"Я ранее не слышал, чтобы кто-то на таком уровне говорил об этом, делал такое заявление. Но это всего лишь высказывание одного сенатора и его нельзя оценивать как единственное мнение по этому вопросу. Есть также другие мнения на этот счет. Его заявление в целом ничего не значит, ничего не изменит в политике по возвращению черкесов", - сказал он "Кавказскому узлу".
По его словам, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея лишены возможности повлиять на ситуацию с репатриацией, поэтому мнение одного сенатора существенного влияния не окажет.
"Мне сложно говорить о новизне его обращения. Да, он признал, что нет условий для возвращения черкесов на свою историческую родину. Но я сомневаюсь, что еще какой-то сенатор вообще знает об этой проблеме. Вряд ли они знают о геноциде черкесов, вряд ли слышали об этом. Он как сенатор мог бы поднять эту проблему в Совфеде. Федеральная власть эту проблему старается не замечать. Без кардинальных перемен в России на федеральном и региональном уровнях эта проблема останется нерешенной", - отметил он.
На концептуальность обращения Арсена Канокова обратила внимание старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.
"Его обращения всегда уместны, так как появляются в то время и при таких обстоятельствах, когда люди находятся в состоянии растерянности, неопределенности и даже беспомощности, и веское слово им просто необходимо. По стилю обращение написано в лучших традициях адыгской мужской коммуникативной культуры: оно сдержанное, мудрое, взвешенное. Кроме того, оно очень личное, очень созвучное чувствам всех адыгов. В этом обращении есть особая пронзительность, особый нерв. В то же время, я бы хотела это подчеркнуть, оно носит концептуальный характер, поскольку Каноков вносит в политическую и гуманитарную повестку вопросы, не потерявшие свою значимость со времени знаменитого обращения Бориса Ельцина о "необходимости объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказе не только за выживание на родной земле, но и за сохранение самобытной культуры", - сказала Нефляшева "Кавказскому узлу".
По ее словам, Каноков пишет о необходимости честного, открытого, публичного, в том числе и академического, обсуждения этих вопросов.
"Объективного и честного разговора о трагических для черкесов событиях Кавказской войны, к сожалению, так и не получилось. В лучшем случае он состоялся в тиши академических кабинетов, в худшем – был заболтан и обесценен экспертами "из ниоткуда". А в самом худшем случае – заслонен тенью памятников Зассу и Лазареву в Армавире и Сочи, где и сейчас проживают черкесы. Попытки спокойно и взвешенно осмыслить "черкесский вопрос" накануне Олимпиады-2014 носили либо предвзятый, либо имитационный характер. Объективный и честный разговор был заменен конфликтом памятников и новых мемориальных практик. Такой анализ важен для всех сторон, как пишет Каноков, отмечая, что он позволит избежать манипуляций на исторические темы, позволит избежать разобщения людей", - считает Нефляшева.
Второй момент, на который следует обратить внимание, это вопрос о репатриации черкесов, поднятый Каноковым, уверена она.
"Каноков честно говорит, что даже при создании нового правового режима репатриации, она не будет массовой, и это объективный факт. Прошло почти 150 лет, и черкесы, сохранив свою этническую идентичность, укоренились в государствах, ставших их новой родиной. Многие из них прославили Турцию, Сирию, Иорданию и другие страны в последующее столетие. Мне понравились слова сенатора о том, что "создание новой жизни в другой стране – это не экскурсия на родину предков". Я как историк за любым текстом вижу другой текст. Очевидно, что на самом деле обращение Канокова адресовано гораздо более широкому кругу лиц, чем заявлено. Оно адресовано в том числе и тем, кто годами явно и скрыто создает негативный образ черкесского репатрианта, способного якобы спровоцировать то ли арабскую весну, то ли всплеск исламского радикализма, то ли вообще изменение этноконфессионального ландшафта Северо-Западного Кавказа. Каноков справедливо подчеркивает, что создание правовых и социальных условий возвращения для тех, кто этого хочет, как бы ни мало было их число на фоне общей численности черкесской диаспоры, насчитывающей порядка 5 млн человек, поднимет престиж нашего государства. Это бы только усилило авторитет России, как справедливо пишет Каноков, на международной арене. Писатель и ученый Мадина Хакуашева в своем романе "Дорога домой", обращаясь к Всевышнему, писала: "Сохрани крылья народу, умеющему летать!" Что такое те самые крылья в современных условиях? Это запрос государства на черкесские традиции самоорганизации, создание условий для развития черкесской культуры и языка", - подчеркнула Нефляшева.
Флешмоб в День памяти и скорби призван объединить черкесский народ
О значении флешмоба в соцсетях ко Дню памяти жертв Кавказской войны и его исторической подоплеке рассказал "Кавказскому узлу" один из его организаторов - активист из Нальчика Аслан Бешто.
"Инициаторами флешмоба являемся мы с группой единомышленников. Это даже скорее не флешмоб, а просто возвращение в обиход старого ритуала с некоторой модернизацией относительно применения жеста. Обычай этот был жив ещё лет 30 назад, да и сейчас ещё в некоторых сёлах в районе Узуняла - месте компактного проживания кабардинских черкесов в Турции - ещё можно наблюдать его. Ритуал заключается в следующем: старший группы, пришедшей на соболезнование в дом покойного, останавливается в нескольких метрах перед родственниками и членами семьи усопшего, выходит на два шага вперёд с левой ноги, поднимает левую руку до уха и выражает соболезнование от имени всех пришедших. Затем уводит группу в сторону и освобождает место для вновь прибывающих. Название ритуала "Гуауэдэх" можно перевести на русский язык как "облегчение скорби соболезнованием", - пояснил Бешто.
По его словам, День памяти черкесов, как наивысшая точка скорби для народа, может быть утешена только взаимным, совместным проведением этого события.
"Учитывая, что в условиях пандемии коронавируса мы не имеем возможность собраться вместе для проведения мероприятий, которые мы считаем приемлемыми, было принято решение попробовать таким образом через интернет предоставить возможность людям приобщиться к взаимному соболезнованию. После некоторых консультаций со знающими людьми стало понятно, что такая акция подходит по практически всем параметрам", - отметил активист.
За минувшие сутки в Кабардино-Балкарии от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался еще один пациент. Общее число жертв инфекции достигло девяти, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" представитель оперативного штаба республики. За последние сутки выявлено 68 новых случаев заражения, общее количество увеличилось до 2020. За период эпидемии выздоровели 524 человека. На главной странице "Кавказского узла" не менее шести раз в течение суток обновляется карта с данными о числе зараженных коронавирусом на юге России и Южном Кавказе. Информация о динамике распространения вируса, в том числе в СКФО, содержится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Бешто рассказал, что идея опубликованного в соцсетях видео "взята из недавнего прошлого черкесов".
"Когда в роду умирал человек - снаряжался всадник, чьей обязанностью является оповещение о горе. Горевестник всё делает не так, как надо: он садится на коня и спешивается с правой ноги с правой стороны, плеть у него в левой руке - а поводья в правой. Все эти символы говорят о том, что всадник не принадлежит себе и у него особая миссия - он едет оповещать о скорби. Когда он подъезжает к дому, в котором живёт получатель вести, он спешивается с коня и молча поднимает левую руку - это знак того, что он принёс скорбную весть. После уже он может сказать, кто и где скончался и когда будут похороны", - рассказал Бешто.
Он отметил, что "флешмоб основан на черкесских традициях и обычаях и обращён в первую очередь к черкесскому народу". "Это напоминание о той неизбывной скорби и парадоксальной ситуации, когда мы по-прежнему остаёмся разделённым народом, ставшим таковым в результате геноцида 1864 года. Новые времена иногда диктуют новые условия для массовых мероприятий - прежним остаётся наша скорбь по погибшим", - добавил активист.
И-за коронавируса Хасэ всадников в этом году не провела мероприятия, сообщил предприниматель, руководитель адыгейского отделения "Шууей Хасэ" Альберт Тхапшоков.
"Хасэ всадников отмечает День памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне со скорбью и болью в сердце, как и весь черкесский народ. Мы будем вспоминать предков, которые сложили свои головы за отечество и свободу. В связи с коронавирусом, к сожалению, массовых мероприятий нет. Вряд ли мы проведем мероприятия после того, как ситуация с коронавирусом нормализуется. Уверен, что любые мероприятия надо проводить вовремя. Но трагические события и трагичная история той войны всегда в народной памяти, а 21 мая эти чувства всех черкесов концентрируются, и памятные мероприятия лучше проводить в этот день. Черкесский народ живет не только трагическими чувствами, и по милости Всевышнего мы сохранились и развиваемся. Адыги сохранили свой язык и свою культуру. Молодежь стремится к просвещению и знаниям. Главное сейчас, даст Бог, чтобы ситуация с COVID-19 нормализовалась", - сказал он "Кавказскому узлу".
21 мая 2019 года в центре Нальчика прошло конное шествие, посвященное памяти жертв Кавказской войны. На митинге в столице Кабардино-Балкарии собрались 3000 человек, они возложили цветы к памятнику жертвам Кавказской войны. Живущие в России адыги должны помогать соотечественникам за рубежом, заявили они.
Тхапшоков согласен с мнением сенатора Канокова по поводу невозможности массовой репатриации. "В принципе я согласен, что массовая репатриация невозможна в силу разных причин. Но тем, кто хочет вернуться на родину, необходимо помогать", - подчеркнул он.
Массовые мероприятия в связи с Днем памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне, в том числе благотворительные акции, пришлось отменить из-за коронавируса, сообщил "Кавказскому узлу" активист организации "Пэрыт" Ратмир Каров.
"Мы решили не проводить массовые мероприятия. Обычно в этот день мы проводим благотворительные акции и развозим продуктовые наборы нашим репатриантам, молимся вместе, спрашиваем об умерших, смотрим видеоматериалы. В этом году пришлось отменить эти акции", - сказал он, добавив, что "многие мероприятия пришлось проводить в онлайн-формате".
"Когда ситуация с коронавирусом изменится, мы обязательно проведем наши благотворительные акции, а пока мы вспоминаем умерших в войне. Я опубликовал материалы о войне в группе "Черкесский ренессанс" в Facebook, на своих страницах в соцсетях, простоял минуту памяти. Сделал все, что возможно в онлайн-режиме", - отметил активист.
Каров счел важным обращение сенатора Канокова в преддверии Дня памяти и скорби по погибшим в Кавказской войне. "Важно, что он понимает эту проблему. Он очень много помогает репатриантам и знает об их проблемах лучше многих. Но заявление ничем не поможет делу репатриации. Нам следует двигаться вперед, постепенно увеличивая темпы, спасая наших соотечественников, например, из Сирии", - подчеркнул он.
Материалы о положении черкесов в России и за рубежом размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Черкесский вопрос". В разделе "Справочник" также опубликована статья "Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов". Материалы о событиях, связанных со 150-й годовщиной окончания Кавказской войны, которая отмечалась в 2014 году, размещены на архивной тематической странице "Кавказского узла" "Кавказская война: 150 лет".
Новости о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе "Кавказским узлом" публикуются на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".