Засс Григорий Христофорович

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Русский генерал, участник Кавказской войны. Известен тем, что проводил крайне жестокую политику устрашения черкесов.

Начало военной карьеры

Григорий Христофорович фон Засс родился 29 апреля 1797 года.

В 1813 году поступил на службу юнкером в Гродненский гусарский полк, с которым участвовал в заграничном походе русской армии 1813-1814 годов. Участвовал в сражениях под Дрезденом, Кульмом и Лейпцигом, был награжден знаками отличия Военного ордена и произведен в корнеты. По окончании войны с Францией Засса зачисляют в стяжавший себе громкую славу и считавшийся привилегированным Псковский кирасирский полк.

В 1820 году Г.Х. фон Засс был переведен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Кахетии. В начале 1822 года участвовал в походе в Джарскую область полк, затем нес  кордонную службу на Лезгинской линии.

В 1826 году фон Засс перешел сначала в 43-й егерский, а затем в Навагинский пехотный полк. Он участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом и чином подполковника.

Деятельность фон Засса на Кавказе

В 1830 году Г.Х. Фон Засс был назначен командиром Моздокского казачьего полка и принял активное участие в Кавказской войне.

В 1831-1832 годах он с вверенным ему полком совершил две экспедиции в Чечню и Дагестан, за что был произведен в полковники.

В июле 1833 года был назначен командиром Баталпашинского участка Кубанской линии, считавшегося, по словам сослуживца Засса Г. Атарщикова, "одним из наиболее опасных вследствие беспрестанных набегов горцев". Командующий войсками Кавказской и Черноморской линий генерал-майор Вельяминов предоставил Зассу "действовать по своему личному усмотрению, без особого предварительного разрешения начальника Кубанской линии".

В августе 1833 года Засс предпринял первую экспедицию на неприятельскую территорию. Заблаговременно узнав от своих лазутчиков, что около ста черкесов скрывается на левом берегу Кубани, готовясь напасть на русские посты, он быстро собрал отряд в 350 казаков, перешел с ними реку и стремительным маршем (80 верст за сутки) настиг и полностью разгромил отряд черкесов.

В августе - октябре 1833 года фон Засс, ободренный успехом, совершил еще несколько закубанских экспедиций. Желая отодвинуть аулы черкесов как можно дальше от кордонной линии, фон Засс систематически уничтожал горские селения вблизи рек Кубани и Лабы, налетая на аулы, уничтожая их и прокладывая просеки по обоим берегам pек Лабы и Ходзя. 1

В ноябре 1833 года фон Засс предпринял нападение на бесленеевцев за реку Лабу. Собрав отряд из 800 пехотинцев и 400 конных казаков при шести легких орудиях он неожиданно напал на аул князя Айтека Канукова, расстрелял его из пушек.

"Затем солдаты и спешенные казаки бросились на них, почти всех истребили штыками или шашками, а разграбленный аул сожгли", - писал Засс в своем рапорте.

На обратном пути к переправе через Лабу отряд был атакован отрядом из 2000 бесленеевцев, абадзехов и кабардинцев во главе с самим Айтеком Кануковым. Желая отомстить за уничтоженный аул, горцы подожгли на пути отступающих русских сухую траву и камыш. Однако, вовремя разгадав замысел противника, Засс приказал выжечь для своего отряда площадку и обезопасил себя от огня. Когда же неприятель подошел ближе, его встретили картечью. Обратив воинов Канукова в бегство, Засс быстро дошел до Лабы и, не останавливаясь на ночлег, при свете костров начал переправу. Когда горцы опомнились, русские были уже на другом берегу. В этом походе Засс потерял только одного солдата убитым и 14 ранеными. 2

В середине декабря 1833 года Засс напал на два бесленеевских аула.

"Я сжег запасы сена и проса... чем лишил их возможности кормить и скрывать скот в своих крепких ущельях", - рапортовал он. Фактически это означало, что выжившие, в том числе и гражданские лица, были обречены на смерть от голода.

В 1834 — 1835 гг. Засс продолжал совершать регулярные набеги на аулы абадзехов, бесленеевцев, баракаевцев, шапсугов и кабардинцев. Он проявлял при этом блестящее владение всеми специфическими приемами маневренной кавказской войны: засады, стремительные нападения, ложные отступления и т. д.

В 1835 году Засс был награжден золотой саблей с надписью "За храбрость" и назначен командиром всей Кубанской линии.

В 1840 году Г.Х. фон Засс был назначен на пост начальника правого фланга Кавказской линии, протянувшейся от станицы Васюринской на запад до устья Лабы и далее вверх по ней до Георгиевска. Он сразу же приступил к реорганизации линии по проекту, который составил еще в 1836 году.

К 1843 году им были основаны станицы Урупская, Вознесенская, Чемлыкская и Лабинская, между станицами располагались укрепленные посты. На месте одного из таких укреплений со временем вырос город Армавир.

В 1842 г. Г.Х. фон Засс был произведен в генерал-лейтенанты и в том же году по болезни оставил службу на Кавказе, a в 1848 г. вышел в отставку.

Стратегия и тактика фон Засса на Кавказе

Г.Х. фон Засс понимал исключительную важность информации о противнике и уделял огромное внимание организации разведки. Он тратил значительные средства, порой свои личные, на оплату осведомителей и лазутчиков, собирая буквально по крупицами информацию о намерениях и планах противника. Засс организовал сторожевую службу, приказал перекопать некоторые лесные тропы, ведущие к берегу Кубани, и выставить казачьи пикеты у бродов. Во время рейдов на черкесскую территорию Засс никогда не забывал о задачах разведки — его люди тщательно исследовали все лесистые балки, которые могли служить укрытием неприятелю. Он старался всегда быть в курсе происходящего у противника, ориентироваться в обстановке и знать врага буквально в лицо. В своих реляциях он педантично перечислял по именам знатных горцев, убитых в бою или взятых в плен.

Фон Засс придавал очень большое значение фактору внезапности. Стратегия Засса состояла в перехвате и удержании инициативы, терроризировании противостоявших ему черкесов постоянными набегами, рейдами и жестоким истреблением черкесских поселений и их жителей.

Получив от своей великолепно организованной разведки информацию о готовящемся набеге черкесов, Засс внезапно атаковал, часто не давая противнику даже возможности собраться в условленном месте. Одержав победу, Засс обычно сжигал для острастки несколько аулов, истребляяя их жителей (иногда даже не принадлежавших непосредственным участникам набега, а просто известных как "недоброжелательные"), захватывал скот и лошадей и так же стремительно уходил на русский берег Кубани. 3

Огромное значение фон Засс уделял воздействию на моральное состояние противника, если точнее — запугиванию, терроризированию черкесов, применяя методы откровенно жестокие, вызывавшие неприятие даже у многих русских офицеров, служивших на Кавказе.

В рапортах фон Засса во множестве встречались сообщения: "аул истреблен до основания", "сопротивляющиеся вместе с аулом преданы огню и мечу", "в пламени аула погибли жители" и т. д.

В разговоре с декабристом Н.И. Лорером, фон Засс сказал: "Россия хочет покорить Кавказ во что бы то ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять, как не страхом и грозой?.. Тут не годится филантропия, и А. П. Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сожигая аулы, только этим и успевал более нашего. Еще до сих пор имя его с трепетом произносится в горах, и им пугают маленьких детей". 4

Также Н.И. Лорер отмечает, что "в поддержание проповедуемой Зассом идеи страха на нарочно насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развевались по ветру". 5

Храбрость, удачливость и особенно невероятная осведомленность фон Засса о делах противника снискала ему среди горцев славу человека, связанного с потусторонними силами. Сам фон Засс всячески старался подобные слухи поддерживать, используя суеверия черкесов и их слабую осведомленность о новейших технических достижениях. При помощи волшебных зеркал, панорамы, электрической машины, музыкальных табакерок и подобных предметов он сильно действовал на воображение горцев, демонстрируя им всю тщетность борьбы. Применяя различные фокусы, он сумел убедить черкесов, что неуязвим для пуль, умеет обращать порох в золото и т. п.

В 1838 г. Засс распустил слухи о свое тяжелой болезни, а затем изобразил собственную смерть, чем ослабил бдительность черкесов. В ту же ночь внезапно "воскресший" фон Засс произвел налет и уничтожил два аула. 6 Все эти приемы также работали на устрашение черкесов.

Последние годы

В 1849 году И.Ф. Паскевича убедил Г.Х. фон Засса принять участие в военных действиях против венгерских повстанцев. Фон Засс был назначен начальником авангарда III пехотного корпуса, участвовал в сражениях под Вайценом и Дебреценом. После войны фон Засс снова вышел в отставку.

С 1864 года Г.Х. фон Засс был вновь призван на службу Александром II, состоял по Кавказской армии с зачислением в запас. В 1877 г. Г.Х. фон Засс был произведен в генералы от кавалерии.

Скончался Г.Х. фон Засс 4 декабря 1883 года. 7

Современная оценка деятельности фон Засса на Кавказе

Ряд историков подчеркивают безусловные военные таланты фон Зассса, оправдывая жестокость его мер тем, что, заимствуя многие элементы черкесского воинского искусства, фон Засс позаимствовал и ряд военных обычаев, неприемлемых для европейского военного искусства — в том числе и обычай насаживать головы на пики. Также приводятся примеры, демонстрирующие уважение к фон Зассу со стороны его черкесских противников. 8

Черкесские историки, активисты и представители общественности, говоря о геноциде черкесов, очень часто ссылаются именно на действия генерала фон Засса. В работах адыгских исследователей А.М. Эльмесова и С.Х. Хотко, генерал Засс характеризуется как садист, изувер и автор разнообразных "омерзительных художеств". 9

Эпизод с нанизанными на пики черкесскими головами, описанный Н. Лорером, хорошо известен и — пусть и с очень большой натяжкой — может быть объяснен реалиями колониальной войны середины XIX века. Но дальнейшая судьба этих голов, также приведенная Н. Лорером, показывает, что фон Засс глубоко презирал своих противников, просто не считая их за людей. 10

"Взойдя как-то в кабинет генерала, я был поражен каким-то нестерпимым отвратительным запахом, а Засс, смеючись, вывел нас из заблуждения, сказав, что люди его, вероятно поставили под кровать ящики с головами, и в самом деле вытащил перед нами огромный сундук с несколькими головами, которые страшно смотрели на нас своими стеклянными глазами. "Зачем они здесь у вас?" - возразил я…

"Я их вывариваю, очищаю и рассылаю по разным анатомическим кабинетам к друзьям моим – профессорам в Берлин". 11

В 2003 году в городе Армавир Краснодарского края был открыт памятник основателю города генералу фон Зассу. Установка памятника вызвала резко негативную реакцию черкесского общества.

Источники:

  1. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др.. — СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911—1915.
  2. А. Луночкин, А. Михайлов. Григорий Засс и Яков Бакланов. - Журнал "Родина", №1, 2000 г.
  3. А. Луночкин, А. Михайлов. Григорий Засс и Яков Бакланов. - Журнал "Родина", №1, 2000 г.
  4. Н. И. Лорер. Записки моего времени. - М.: Правда, 1988.
  5. Там же.
  6. Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др.. — СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911—1915.
  7. Там же.
  8. Анзор Остахов. Перспективные акценты в дискуссионном процессе по черкесскому вопросу (III). - Сайт "Научного Общества Кавказоведов", 16.04.2013 г.
  9. Там же.
  10. А. М. Эльмесов. "Из истории Русско-Кавказской Войны" (документы и материалы). Цит. по материалам сайта "Газават.Ру".
  11. Н. И. Лорер. Записки моего времени. - М.: Правда, 1988.
Автор: