Защита сочинских Свидетелей Иеговы* заявила отвод частным экспертам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Сочи защита потребовала от следствия поручить государственным экспертам экспертизу материалов, изъятых при обыске у Свидетелей Иеговы* Вячеслава Попова и Николая Кузичкина. Одновременно адвокат Попова заявил отвод негосударственным экспертам, считая их ангажированными.

Как информировал "Кавказский узел", жители Адлера Вячеслав Попов и Николай Кузичкин находятся под арестом с 10 октября 2019 года. 21 февраля сочинский суд продлил обоим срок ареста до 23 марта, но 10 марта краевой суд вернул материал о продлении ареста Попову в суд первой инстанции "из-за имеющихся нарушений". 7 марта Попов и Кузичкин были доставлены из армавирского СИЗО в Сочи на следственные действия. Адвокат Попова сообщал, что на 11 марта намечено ознакомление его подзащитного с исправлениями в постановлении о назначении экспертизы, которые были заявлены защитой в феврале.

По версии следствия, Попов и Кузичкин в течение двух лет организовывали собрания и религиозные выступления, вовлекая новых участников в организацию, признанную экстремистской и запрещенную в России решением суда. Арестовывая верующих, силовики выполняют команду свыше, считают представитель "Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы*" Ярослав Сивульский и правозащитник Лев Левинсон.

11 марта следователь в присутствии адвокатов ознакомил обвиняемых Попова и Кузичкина с исправленным постановлением о назначении "комплексной психолого-лингвистико-религиоведческо-автороведческой судебной экспертизы", рассказал 13 марта корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Попова Сергей Яновский.

По его словам, первое ознакомление с постановлением было проведено 14 февраля. "Тогда я подал ходатайство о несогласии со списком вопросов к экспертизе, так как вопросы не отвечали сути обвинения, и просил внести наши вопросы и корректировку в вопросы следователя, а также просил сменить назначенное коммерческое экспертное учреждение в Сочи на государственное в Москве или в Казани, где работают квалифицированные специалисты. Следователь почти месяц корректировал постановление о назначении экспертизы. Он внес все наши вопросы, но коммерческое учреждение оставил, не сменив его на государственное", - рассказал адвокат.

Он заявил о несогласии с новым постановлением об экспертизе изъятых при обыске печатных и рукописных материалов, зафиксированных с помощью аудио- и видеозапиcей высказываний и действий предположительно религиозного характера. Яновский сообщил, что 13 марта подал следователю повторное ходатайство о направлении материалов на экспертизу в подведомственные Минюсту России учреждения в Москве или Казани, это обращение согласно статье 121 УПК РФ должно быть рассмотрено в течение трех суток.

"Заявляю отвод [предлагаемым следствием] экспертам ввиду недостаточной компетентности данных экспертов, а также, поскольку имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично как прямо, так и косвенно заинтересованы в исходе данного уголовного дела... [Предлагаемое следствием учреждение] - это негосударственное экспертное учреждение, по сути, осуществляющее деятельность за вознаграждение, и за производство данной экспертизы осуществляет оплату орган предварительного расследования, в этой связи у стороны защиты имеются основания не доверять данному учреждению из-за возможной предвзятости и "заранее заказанных"... результатов экспертного заключения", - говорится, в частности, в ходатайстве Яновского, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

Статья 198 УПК РФ. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы.
 
При назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель вправе: 1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; 2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; 3) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; 4) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

Адвокат по назначению Людмила Морозова сообщила "Кавказскому узлу", что присутствовала при подписании своим подзащитным Николаем Кузичкиным протокола ознакомления с постановлением следователя о назначении экспертизы, но никаких ходатайств по экспертизе не подавала. При этом защитник отказалась от дальнейшего общения с корреспондентом, когда ей были заданы вопросы о состоянии здоровья ее подзащитного: "Кузичкин совершеннолетний дееспособный гражданин, поэтому на ваши вопросы я отвечать отказываюсь".

По подсчетам "Кавказского узла", как минимум 21 Свидетель Иеговы* в Северо-Кавказском федеральном округе и еще 16 в Южном федеральном округе ощутили на себе последствия решения Верховного суда России о запрете их организации, став подозреваемыми и обвиняемыми по делам об экстремизме. По мнению опрошенных "Кавказским узлом" аналитиков, уровень сочувствия к Свидетелям Иеговы* в российском обществе невелик, но нет и массового одобрения их преследования.

12 марта оба обвиняемых были этапированы из Сочи в СИЗО Армавира. "Кузичкина и Попова этапировали вместе в Армавир 12 марта", - сообщил 13 марта "Кавказскому узлу" сотрудник ИВС в Сочи.

Супруга Николая Кузичкина Ольга Чехова рассказала, что собрала передачу мужу и хотела ее передать 12 марта в ИВС в Мацесте, однако супруга уже этапировали в СИЗО.

"Через адвоката Николай попросил специальную подушку для шеи, так как у него появились застойные явления, сильно стал болеть шейный отдел позвоночника, и ему нужна опора для головы. Я почти целый день собирала передачу: еду, одежду, предметы первой необходимости, но когда я пришла с этой сумкой в ИВС, то мне сказали, что мужа уже увезли в СИЗО Армавира. Я реально опасаюсь за его здоровье... Эти постоянные пыточные этапы, которые он переносит очень плохо. Я вообще не понимаю, для чего надо было везти пожилого больного человека в Сочи в ужасных условиях 10 часов в одну сторону и 10 часов в другую, держать здесь пять суток ради часовой встречи со следователем? Почему с этим постановлением супруга не могли ознакомить в том же СИЗО Армавира?" - сказала Чехова "Кавказскому узлу".

Она также отметила, что к 20 марта было обещано обследовать супруга в онкоцентре Краснодара. "Видимо, это... не будет сделано ввиду того, что его опять должны будут до 22 марта вывезти в Сочи для продления содержания под стражей. Я боюсь, что он не выдержит этих издевательств и умрет в дороге", - высказала свои опасения жена Кузичкина.

Члены Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края Валентина Макарова и Светлана Галяпа 4 марта посетили в СИЗО Армавира Николая Кузичкина. Галяпа сообщила ранее "Кавказскому узлу", что по просьбе Кузичкина ему будет проведено обследование в онкодиспансере Краснодара, однако "ввиду большой загруженности больницы обследование может состояться не раньше, чем 20-го числа марта".

Член ОНК Светлана Галяпа сообщила 13 марта "Кавказскому узлу", что до 20 марта свяжется с СИЗО Армавира, чтобы прояснить вопрос о ранее запланированном обследовании Николая Кузичкина.

Министерство юстиции в 2017 году добилось в Верховном суде решения о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы*, говорится в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", опубликованной на "Кавказском узле".

Новости о преследовании Свидетелей Иеговы* в России собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".

* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"