37 Свидетелей Иеговы* на Юге России попали под следствие после иска Минюста
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Как минимум 21 Свидетель Иеговы* в СКФО и еще 16 в ЮФО ощутили на себе последствия решения Верховного суда России о запрете их организаций, став подозреваемыми и обвиняемыми по делам об экстремизме. Уровень сочувствия к Свидетелям Иеговы* в российском обществе невелик, но нет и массового одобрения их преследования, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
37 из 320 уголовно преследуемых в России Свидетелей Иеговы* - в ЮФО и СКФО
В апреле 2017 года Минюст добился решения Верховного суда о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в России как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и 395 его филиалов вошли в перечень запрещенных. Еще в ходе судебного процесса представитель Минюста предупредила, что после запрета организаций Свидетелей Иеговы* в отношении отдельных верующих могут возбуждаться уголовные дела.
За почти три года после решения Верховного суда сотни Свидетелей Иеговы* в разных регионах России подверглись уголовному преследованию. К 5 марта 2020 года число таких верующих достигло не менее 320, следует из данных сайта, где собрана информация об уголовных делах против Свидетелей Иеговы*. Почти 12% из них - жители регионов Юга России, подсчитал "Кавказский узел".
Уголовные дела заведены в отношении 16 Свидетелей Иеговы* в Южном федеральном округе России: двух в Краснодарском крае, пяти в Волгоградской области и девяти в Ростовской области. Дело волгоградских верующих уже дошло до суда, который сейчас на этапе допроса свидетелей обвинения. Дела остальных 11 верующих пока на стадии досудебного расследования. Пятеро из 16 находятся под арестом в СИЗО: двое на Кубани и трое в Ростове-на-Дону.
В Северо-Кавказском федеральном округе России с уголовным преследованием после иска Минюста столкнулся как минимум 21 Свидетель Иеговы*: четверо в Дагестане, 15 - на Ставрополье (трое в Нефтекумске, еще трое в Георгиевске и девять в Невинномысске), по одному в Карачаево-Черкесии и в Кабардино-Балкарии. Шестеро из них - под арестом в СИЗО: четверо дагестанских верующих, а также по одному в Карачаево-Черкесии и на Ставрополье.
Последствия судебного решения о запрете 396 организаций Свидетелей Иеговы* в России "Кавказский узел" освещает на странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*". "Кавказский узел" также подготовил справочный материал, предлагающий задуматься: "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?".
Преследование верующих в России не вызывает большого общественного сочувствия
Еще до решения Верховного суда России по иску Минюста преследование Свидетелей Иеговы* в России достигло беспрецедентных масштабов, констатировали российские правозащитники.
Иск Минюста России и решение Верховного суда стали следствием кампании в провластных СМИ, сформировавшей отношение в обществе к этой религиозной группе как к опасной и деструктивной, сказал в комментарии "Кавказскому узлу" эксперт Института прав человека Лев Левинсон. "Представили ситуацию, что это какая-то изуверская секта. Это было той почвой, которая позволила свершиться расправе", - считает правозащитник.
Я бы не сказал, что идет усиление агрессии к Свидетелям Иеговы* и связанных с ними фобий. Возникла некоторая пауза в общественном сознании
При этом, по наблюдениям эксперта, действия чиновников и силовиков в отношении Свидетелей Иеговы* не встречают массового одобрения в российском обществе. "Потому что люди все же видят, задумываются, начинают критически воспринимать информацию. Кто-то, конечно, радуется этому [преследованию Свидетелей Иеговы*]. Но я бы не сказал, что идет усиление агрессии к ним и связанных с ними фобий. Возникла некоторая пауза в общественном сознании. Насколько я слежу, стало меньше "антисектантских" передач в СМИ с большой аудиторией", - сказал Левинсон.
В отношении Свидетелей Иеговы* в России "правоохранительная система работает на полную катушку", но этот прецедент пока не повлек за собой преследования других религиозных меньшинств, указал эксперт. "Расправа над Свидетелями Иеговы* идет на полную мощь. Сроки продолжают давать, дела возбуждают. Многие предполагали, что это перекинется и на других, начиная с баптистов, адвентистов. Но этого пока не происходит и, надеюсь, не произойдет. В отношении "пятидесятников" отдельные случаи были, но пока тенденции к системности нет", - оценил ситуацию правозащитник.
Сочувствие к Свидетелям Иеговы* в российском обществе присутствует, но не приобретает массового характера
Сочувствие к Свидетелям Иеговы* в российском обществе присутствует, считает Левинсон. Но оно не приобретает такого очевидного, массового характера, как в некоторых случаях преследования активистов по политическим мотивам, поскольку готовые протестовать против чьего-то несправедливого преследования часто настроены критически по отношению к религии в целом. "Во всяком случае, роста ожесточенности к Свидетелям Иеговы* в обществе сейчас не наблюдается. Пляски на костях и подбрасывания хвороста в костер не происходит", - заключил эксперт.
На некоторое сочувствие общества к представителям этой религиозной группы, когда речь идет об их необоснованном преследовании, указал и директор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
"Я вижу сочувствие со стороны общества. Если где-то Свидетели Иеговы* упоминаются как невинно потерпевшие, это встречает сочувствие. Хотя вполне встречаются и люди, которые говорят, что им так и надо. Но они считают Свидетелей Иеговы* не экстремистами, а "вредными сектантами". Даже когда я сталкивался с людьми, которые считали правильным запрет Свидетелей Иеговы*, никто из них не воспроизводил аргумент суда о том, что эти верующие утверждают свое религиозное превосходство. Наши граждане этот аргумент не воспринимают. Потому что любая религия утверждает свое превосходство. Потому говорят, что "они всех достали", или выдвигают еще какие-то претензии, не имеющие отношения к антиэкстремистскому законодательству. Эти претензии существовали и ранее", - поделился своими наблюдениями Верховский.
Случаев нападений на Свидетелей Иеговы* стало меньше по той лишь причине, что на них негде стало нападать. По квартирам они не ходят, здания у них отняли
При этом эксперт подчеркнул, что никаких объективных замеров общественного отношения к Свидетелям Иеговы* и их преследованию в России не проводилось, и вряд ли вообще, по его мнению, возможно это измерить объективно. "Социологически это никто не мерит, и боюсь, это невозможно. Случаев нападений на Свидетелей Иеговы* стало меньше по той лишь причине, что на них негде стало нападать. По квартирам они не ходят, здания у них отняли. Нужны какие-то количественные исследования, а их нет", - пояснил Верховский в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
Широкая поддержка преследуемых по религиозным убеждениям Свидетелей Иеговы* в России отсутствует, согласился руководитель "Центра стратегических исследований религии и политики современного мира" Максим Шевченко. "Не думаю, что на сегодняшний день к ним есть какое-то особое сочувствие, - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Шевченко. - Люди верят любым сказкам, которые им рассказывают. Многих Свидетели Иеговы* раздражают. Власть натравливает на них людей, представляет сектантами. Но среди тех, кто ситуацию понимает, такое сочувствие есть. Даже среди критически относящихся к их учению мне известны проявления сочувствия к ним и непонимание происходящего в отношении них".
Социологи фиксируют рост нетерпимости к нетрадиционным религиям
Отношение к альтернативным религиозным учениям было обострено в российском обществе и до процесса по ликвидации организаций Свидетелей Иеговы* Минюстом, рассказала в комментарии "Кавказскому узлу" руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра" Наталья Зоркая.
"Судя по нашим данным 2017 года, когда Свидетели Иеговы* попали под запрет, общественной реакцией была в основном поддержка требований Минюста", - сообщила Зоркая, указав, что большинство российских граждан идентифицируют себя как православных, и это обуславливает их отношение к представителям других религий. "Веротерпимость в российском обществе и общественном сознании на низком уровне, как и терпимость в целом", - констатировала социолог.
Веротерпимость в российском обществе на низком уровне, как и терпимость в целом
Эксперт "Левада-Центра" рассказала, что с 1989 года эта организация изучает отношение россиян к разным группам с нетрадиционным поведением, и только до середины 1990-х годов отношение к религиозным меньшинствам в стране было довольно толерантным. "Подавляющее большинство считало, что их "не надо трогать" и "надо предоставить самим себе". Но с 1999 года начала расти радикальная позиция, что их надо ликвидировать, и она особенно популярна среди молодежи. Изменились, ужесточились эти установки в контексте утверждения фундаменталистского и архаичного православия, на которое ориентировано большинство", - рассказала социолог.
Замеры общественного мнения проводились "Левада-Центром" и по вопросу социальной дистанции с нетрадиционными группами. Именно нетрадиционные религиозные течения вызывали у респондентов самую негативную реакцию, при том, что собственная религиозность негативно реагировавших и называвших себя православными была на довольно низком уровне. "Это такая этническая подмена идентификации православия, с ксенофобскими и негативными установками по отношению ко всем чужим, не очень понятным группам населения", - сказала эксперт.
Люди не вникают, какую угрозу Свидетели Иеговы* могут представлять, и разыгрывание карты экстремизма находит поддержку. Судебный произвол не вызывает большого возмущения.
Сочувствие к Свидетелям Иеговы* в России выражает не широкий пласт общества, согласилась социолог и связала это с низким уровнем информированности людей. "Люди не вникают в большинстве своем, какую угрозу Свидетели Иеговы* могут представлять для них лично и для общества в целом. Разыгрывание карты экстремизма находит пока поддержку. И судебный, и следовательский произвол не вызывают большого сопротивления и возмущения. Только лишь в узком слое людей, более образованных, самостоятельных. Сейчас это, скорее, молодежь", - отмечает эксперт.
В обществе сохраняется готовность к протестной активности преимущественно в вопросах, связанных со здоровьем, собственной безопасностью и безопасностью близких. Люди в основном опасаются открыто во что-то вмешиваться, выступать публично, добавила Наталья Зоркая.
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.