Власти Азербайджана проигнорировали решение ЕСПЧ по жалобе Аннаги Гаджибейли

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В отношении главы Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли продолжает действовать запрет на выезд из страны, несмотря на то, что ЕСПЧ признал этот запрет нарушением права на свободу передвижения. Аннаги Гаджибейли рассказал, что не может получить качественное лечение за рубежом при том, что он теряет зрение. Адвокат Асабали Мустафаев также пожаловался на невозможность получить эффективное лечение за рубежом из-за запрета на выезд.

Как сообщал "Кавказский узел", с 30 июля по 8 августа 2014 года в Азербайджане были арестованы четверо представителей гражданского общества – координатор кампании "Искусство во имя демократии" Расул Джафаров, правозащитники из Института мира и демократии (ИМД) Лейла и Ариф Юнус, а также глава Общества правового просвещения Интигам Алиев. 

Генпрокуратура заявила о возбуждении уголовных дел против ряда местных НПО, филиалов и представительств иностранных НПО о злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге. В начале августа 2014 года  по требованию генпрокуратуры были арестованы банковские счета шести местных и одной международной некоммерческой организации. По данным активистов, заморожены счета более 20 местных и иностранных НПО.

"Десятки активистов были привлечены к следствию, некоторые арестованы и осуждены. Несмотря на то, что ни против Ассоциации юристов Азербайджана, ни против меня лично не было обвинений, счета организации были заморожены, а мне запретили выезд из страны. В течение пяти лет я через суды пытался добиться отмены этих запретов. По несколько раз я проходил все инстанции, то говорили, что надо подавать иски в порядке судебного надзора, то в рамках гражданского законодательства, то административного законодательства", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Аннаги Гаджибейли. 

В ходе одного из судебных заседаний в ноябре 2017 года Гаджибейли сильно перенервничал, сообщил он.

"У меня глазное давление повысилось до 210. На один глаз я потерял зрение еще в детстве. И вот в результате резкого повышения давления у меня произошел разрыв сетчатки и в здоровом глазу. Местные врачи "зашили" мне сетчатку. Но материалы разрыва упали в "дно" глаза и эти последствия в клиниках Азербайджана не могут устранить. Мне советовали поехать на операцию в Стамбул. Я уже договорился со стамбульской клиникой и купил даже авиабилет. Но в аэропорту мне сказали, что из-за запрета на выезд я не могу вылететь. Сейчас этим глазом я вижу процентов на 60. Постоянно у меня перед глазами шарики. Я не могу работать дольше получаса, приходится потом отдыхать. Врачи говорят, что если не будет сделана операция, то я окончательно могу потерять и этот глаз", - сказал Гаджибейли.

В конце прошлого года ЕСПЧ признал неправомерным запрет Гаджибейли на выезд из страны.

"Однако генеральная прокуратура продолжает сохранять "стоп". На последнее мое обращение о снятии запрета я получил ответ неделю назад. Мне написали, что "обращение рассматривается". Раньше, до ЕСПЧ, вообще отвечали, что запрет связан с "расследованием уголовного дела", - сказал Гаджибейли.

Европейский суд по правам человека в декабре 2018 года объявил решение по делам 11 граждан Азербайджана, в том числе Аннаги Гаджибейли, которые пожаловались на запрет на выезд из страны. Запрет на выезд из Азербайджана тем, кто подал жалобы в ЕСПЧ, был введен в 2012-2016 годах. При этом все они проходили по уголовным делам всего лишь в статусе свидетелей, а не подозреваемых или обвиняемых.

При этом он отметил, что 4 марта Верховный суд удовлетворил его жалобу на замораживание банковских счетов.

"Мою жалобу удовлетворили после того, как я 19 раз обращался в суды", - сказал Гаджибейли.

За пять лет законодательство подверглось изменениям и теперь НПО фактически не могут работать, указал он.

"Наша Ассоциация проводила большую работу в области правового просвещения. Многим малоимущим мы оказывали бесплатную юридическую помощь. У нас были учебные программы для молодых юристов. Выпускники наших программ впоследствии стали адвокатами, прокурорами, судьями. Кстати, мне самому по политическим причинам, из-за резкой критики судебно-правовой системы было отказано в приеме в Коллегию адвокатов, которая сильно зависит от власти… Сейчас же работать нашей Ассоциации стало невозможно, поскольку иностранные доноры, финансировавшие наши программы, фактически были изгнаны из страны. Донорам предъявляют не приемлемые условия, требуют от них регистрации, как самих структур, так и грантов. При этом Минюст может по субъективным соображениям отказывать в регистрации не угодным НПО и донорам", - подчеркнул Гаджибейли.

Европейский суд по правам человека в апреле 2018 года признал необоснованным отказ в 2005 году принять в Коллегию адвокатов Аннаги Гаджибейли и Интигама Алиева. 

Из-за запрета на выезд из страны не может получить лечение за рубежом и другой известный азербайджанский юрист Асабали Мустафаев. Запрет в отношении него также введен в рамках уголовного дела против НПО, расследуемого с 2014 года.

"В рамках дела проверяли и наш сумгаитский Ресурсный центр прав человека. Ни против меня, ни против Ресурсного центра нет уголовного обвинения. Тем не менее, мне запретили выезд из страны. Причем одновременно запрет был введен Минналогов и генпрокуратурой. Минналогов начислил мне необоснованно 6 тысяч манатов (3600 долларов США). Я оплатил эту сумму, чтобы с меня сняли ограничения на выезд из страны. Я полагал, что после выезда на лечение и решения проблем со здоровьем, потом обжалую действия налоговиков. Однако Минналогов снял запрет на поездки, а генпрокуратура оставила в силе это решение", - сказал Мустафаев.

По его словам, у него катаракта. "В принципе, катаракту лечат и в Азербайджане, делают операции. Я просто не доверяю местным врачам", - сказал Мустафаев.

Свое отстранение от адвокатской деятельности на один год Мустафаев также считает необоснованным. В апреле этого года срока истекает и он сможет продолжить работу, сообщил Мустафаев.

Уголовное дело против НПО фактически привело к "параличу гражданского общества", сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт в области права Ялчин Иманов.

"В рамках этого дела были арестованы известные правозащитники Интигам Алиев, Лейла Юнус, Расул Джафаров, Ариф Юнус. Десятки активистов бежали из страны, опасаясь репрессий. Десяткам были введены ограничения на поездки, хотя они были лишь в статусе свидетелей. Заморожены банковские счета многих НПО. Многие правозащитные НПО, такие как Институт права медиа, Общество правового просвещения, Институт свободы и безопасности репортеров, Центр мониторинга выборов и обучения демократии фактически прекратили работу в Азербайджане. Хотя арестованные были освобождены, запреты на поездки все еще остаются. Следствие по делу против местных и иностранных НПО ведется уже пять лет. То есть, все разумные сроки вышли, и дело уже должно было давно быть закрытым", - сказал Иманов.

 В Азербайджане широко используется практика запретов на зарубежные поездки как средство политического давления, говорится в 20-страничном исследовании "Свобода передвижения в Азербайджане: политические мотивированные запреты на путешествия", обнародованном 23 февраля "Центром мониторинга выборов и обучения демократии" (ЦМВОД). В документе упоминаются 30 журналистов, активистов и политиков, которым за последние пять лет необоснованно был запрещен выезд заграницу. 

Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"