Правозащитники в Баку потребовали отменить запреты на свободу передвижения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Центр мониторинга выборов и обучения демократии" (ЦМВОД) подготовил исследование о свободе передвижения в Азербайджане, в котором говорится о политически мотивированных запретах на выезд из страны в отношении 30 журналистов, активистов и политиков.
В Азербайджане широко распространена практика запретов на зарубежные поездки как средство политического давления, говорится в 20-страничном исследовании «Свобода передвижения в Азербайджане: политические мотивированные запреты на путешествия», подготовленном "Центром мониторинга выборов и обучения демократии" (ЦМВОД).
В документе упоминаются 30 журналистов, активистов и политиков, которым за последние пять лет необоснованно был запрещен выезд заграницу, причем невыездными они продолжают оставаться и сейчас.
ЦМВОД стал преемником Центра мониторинга выборов, который проводил мониторинги выборов в Азербайджане с 2001 года. В 2008 году он был лишен государственной регистрации. Организация в 2013 году следила за ходом выборов президента Азербайджана. Наблюдение за избирательной кампанией велось по всей стране, наблюдатели от ЦМВОД также вели мониторинг голосования на 15% избирательных участков. В 91% случаев они, по их данным, выявили серьезные нарушения.
«Активисты и журналисты, подвергшиеся запретам на поездки, считают, что эти ограничения имеют политические мотивы, преследуют цели осуществление контроля за их деятельностью и применяются как «карательные меры», - говорится в исследовании ЦМВОД, поступившем от организации корреспонденту «Кавказского узла» 23 февраля.
По данным правозащитников, местные суды также по политическим мотивам не удовлетворяют жалобы на эти запреты.
ЕСПЧ уже удовлетворил жалобы 13 заявителей из Азербайджана на нарушение свободы передвижения, но эти решения государственными органами Азербайджана не исполняются, говорится в отчете.
ЦМВОД для подготовки исследования взял интервью у 30 человек, которым запрещен выезд за рубеж, и установил, что запреты на их поездки политически мотивированы. 18 человек из опрошенных - журналисты, пятеро - политические активисты, четверо - юристы и правозащитники, двое - литераторы, один - руководитель института гражданского общества. В списке интервьюируемых, в частности, журналисты Шахвелед Чобаноглу, Хадиджа Исмайлова, Натиг Джавадлы, юристы Интигам Алиев, Аннаги Гаджибейли, Асабали Мустафаев, политики Ильгар Мамедов, Азер Гасымлы, литераторы Расим Гараджа, Акрам Айлисли и другие.
В отношении 26 человек запреты введены на неопределенное время, в отношении четверых – на конкретные сроки.
Запреты на поездки нарушают национальное законодательство и международные нормы
«Наше расследование установило, что государственные органы, вводя ограничения на свободу передвижения активистов и журналистов, в большинстве случае делают это, не приводя правовых оснований, часто предварительно не информируя этих лиц и не указывая конкретные сроки действия запрета», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» глава ЦМВОД Анар Мамедли.
По его словам, запреты на поездки введены в нарушение национального законодательства и международных правовых норм, в частности, в нарушение норм свободы передвижения, гарантированных статье 2 протокола 4 Европейской конвенции прав человека.
"Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц", - говорится в пунктах 2 и 3 статьи 2 протокола 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Мамедли акцентировал внимание, что в числе лиц, которым запрещен выезд за рубеж, большая группа журналистов.
В 2015 году в связи с уголовным делом, начатым Следственным управлением по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры против независимого онлайн-издания Meydan TV, в качестве свидетелей были привлечены 15 журналистов, сотрудничавших с этим ресурсом. 13 из них был введен запрет на поездки.
Журналистки Изольда Агаева, Севиндж Вагифгызы и Айтен Алекперова (Фархадова) узнали о запрете 20 сентября 2015 года, когда вернулись из Киева. Их задержали в аэропорту, увезли в Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД и отпустили только на следующее утро
Meydan TV, созданное блогером, бывшим политзаключенным Эмином Милли в 2013 году при финансовой поддержке Европейского фонда поддержки демократии, закрыло свой офис в Баку в декабре 2014 года. Руководство Meydan TV объяснило этот шаг необходимостью обеспечить безопасность своих сотрудников. Meydan TV вещало в Интернете из Берлина и освещало, главным образом, проблемы социальной сферы, правозащитные вопросы, факты коррупции, акции протеста. Сам Милли находится в политической эмиграции в Германии с 2013 года.
Не могут выехать из страны четыре других журналиста, которые также сотрудничали с Meydan TV - Натиг Джавадлы, Айтадж Ахмедова, Салима Джалилова и Турал Асадов.
«В прошлом году у меня дочь поступила в вуз в Турцию. Я не смог поехать с ней туда, чтобы разместить ее там, обустроить. Самое плохое в том, что неизвестно, как долго будет продолжаться этот запрет. Нам никто ничего не объясняет. Суды формально отнеслись к нашим жалобам. Теперь мы ждем справедливости от Европейского суда» - сказал Натиг Джавадлы корреспонденту «Кавказского узла».
Глава меджлиса партии «Республиканская альтернатива» Азер Гасымлы сказал корреспонденту "Кавказского узла", что не знает, почему ему запрещен выезд за границу.
«Два года назад меня не выпустили из Азербайджана в Грузию на пограничном пункте. Я обращался в генеральную прокуратуру. Мне пришел ответ, что запрет связан с соответствующим уголовным делом. Но мне не сообщили, с кем связано это уголовное дело, по каким статьям оно расследуется», - сказал Гасымлы, добавив, что ЕСПЧ уже признал нарушение его прав на свободу передвижения.
Европейский суд по правам человека 13 февраля 2018 года объявил решение по делам 11 граждан Азербайджана, которые пожаловались на запрет на выезд из страны. Все они проходили по уголовным делам всего лишь в статусе свидетелей, а не подозреваемых или обвиняемых. Жалобы на решение властей страны подали глава меджлиса партии "РЕАЛ" Азер Гасымлы, сестра арестованного бывшего главы "Международного банка Азербайджана" Джахангира Гаджиева Амина Гаджиева, племянник бывшего ректора "Азербайджанского международного университета" Азад Мурсалиев. С аналогичными заявлениями в суд обратились журналисты Айнур Имранова, Гюляр Мехтизаде, Изольда Агаева, Айнур Гейдарова, Айтен Алекперова (Фархадова), юристы Ровшан Рагимова, Аннаги Гаджибейли, а также Дилара Bелиева. ЕСПЧ установил, что в отношении заявителей были нарушены права, гарантированные статьей 13 (эффективная юридическая защита) Европейской конвенции прав человека, а также статьи 2 (свобода передвижения) Протокола 4 того же документа.
Не знает о причинах запрета на выезд из Азербайджана и юрист Эмин Аслан.
Корреспонденту "Кавказского узла" он рассказал, в июле 2018 года хотел выехать в Грузию, но ему сказали, что со стороны МВД введен запрет на выезд из Азербайджана. Юрист не смог получить разъяснений о причинах введения ограничений.
Не смогла получить официальное разъяснение о запрете и блогер Фатима Мовламлы.
«Мы с мамой хотели выехать на лечение в Грузию в прошлом году. Но на границе меня не выпустили, сказали, что есть «стоп» на мой выезд из Азербайджана. Я так и не смогла получить от правоохранительных органов официальное разъяснение о причинах ограничения моего права на выезд из страны», - отметила Мовламлы корреспонденту «Кавказского узла».
Главе Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли ввели запрет на выезд из страны в рамках большого уголовного дела против ряда НПО еще в 2014 году.
«Нам начислили необоснованно налоговый долг. Тем не менее, мы оплатили долг, чтобы можно было продолжать работу. Однако дело все еще не закрыто, запрет на поездки действует. Уже и ЕСПЧ признал нарушение моего права на свободу передвижения, однако запрет на поездки все еще остается в силе», - отметил Гаджибейли корреспонденту «Кавказского узла».
ЦМВОД рекомендует не использовать запрет на выезд как орудие политического давления
Журналист Айнура Гейдарова из-за запрета на поездки не может приезжать в Азербайджан, так как запрет для нее был введен, когда она училась в вузе в другой стране, говорится в отчете ЦМВОД.
«Если она вернется, то уже не сможет выехать из страны, и таким образом не сможет продолжить образование», - говорится в исследовании.
Журналистке Хадидже Исмайловой, правозащитнику и юристу Интигаму Алиеву, лидеру партии «Республиканская альтернатива» и главреду Интернет-телевидения Kanal-13 Азизу Оруджеву не разрешают выехать из Азербайджана под предлогом отбывания ими наказания в виде лишения свободы условно.
«Есть прецедентные решения ЕСПЧ, согласно которым судимость не может основанием для ограничения свободы передвижения. Не следует лишь формально ссылаться на закон, нужно принять во внимание специфические обстоятельства дела. ЕСПЧ в своих решениях отмечал, что свобода передвижения лица может быть ограничена в случаях, когда общественные интересы превалируют над свободой передвижения данного лица. С другой стороны, компетентные органы, ограничивая свободу передвижения, должны обосновать это тем, что неприменение данной меры может привести к каким-либо опасным последствиям», - сказал глава ЦМВОД Мамедли.
Он также отметил, что без малого 13 лет длится запрет в отношении лидера Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли.
16 января 2009 года Керимли направил жалобу на Азербайджан в ЕСПЧ в связи с невыдачей ему общегражданского паспорта, который в стране играет роль заграничного паспорта. Из-за его отсутствия Керимли с 2006 года не мог выезжать за рубеж. В феврале 2013 года ЕСПЧ начал коммуникацию с правительством Азербайджана в связи с жалобой Керимли. 16 июля 2015 года ЕСПЧ обнародовал решение по делу Керимли, признав нарушение его прав на свободу передвижения и постановив выплатить ему 8,6 тысячи евро.
«Основанием для этого запрета послужило уголовное дело против Керимли, начатое еще в 1994 году. После этого он дважды избирался депутатом, много раз выезжал из страны. И вдруг в 2006 году ему отказались выдать загранпаспорт. Уже и ЕСПЧ удовлетворил его жалобу на невыдачу паспорта, но правительство не выполняет это решение», - сказал Мамедли.
ЦМВОД предлагает в своей отчете определить законодательные нормы о предварительном оповещении лиц, которым вводится ограничение на выезд из страны, а также установить временные рамки действия запретов. Рекомендуется также не использовать запреты на поездки как орудие политического давления и отменить уже действующие ограничения в отношении активистов и журналистов. Организация рекомендует обосновывать отказы в выдаче загранпаспортов, а также устранить ограничения на выезд за рубеж лиц, которые были осуждены условно.
Власти Азербайджана пока не отреагировали на отчет ЦМВОД.
Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".