Вдова Цкаева рассказала подробности задержания мужа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Земфира Цкаева заявила на заседании суда 22 февраля, что после задержания мужа силовики не сообщали о нем никаких подробностей, а о его смерти стало известно со слов знакомой сотрудницы морга. Адвокат потерпевшей заявила о намерении истребовать материалы дела Плиева для выяснения предполагаемых фальсификаций.
Как писал "Кавказский узел", 18 февраля на первом судебном заседании ни один из десяти полицейских, обвиненных по делу, не признал своей вины. Вдова Владимира Цкаева призвала ужесточить подсудимым статьи обвинения.
Владикавказец Владимир Цкаев умер в ноябре 2015 года после допроса в отделе полиции. Родственники полагают, что его пытали. Двое подозреваемых в причастности к гибели Цкаева полицейских заключили сделку со следствием. Остальным - начальнику отдела угрозыска и семи его подчиненным - предъявлены обвинения в превышении полномочий, служебном подлоге и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, который и привел к смерти Цкаева. Сторона потерпевших неоднократно жаловалась на затягивание дела.
На втором судебном заседании 22 февраля cреди слушателей были знакомые обвиняемых, а также представители местных телерадиокомпаний. Перед началом судебного заседания некоторые подсудимые вели себя свободно, шутили и улыбались, сообщила присутствовавшая в зале суда корреспондент "Кавказского узла".
Как заявила суду адвокат семьи Цкаевых Анжелика Сикоева, потерпевшими по делу признаны вдова Цкаева Земфира и его родной брат Артур Цкаев. После этого суд перешел к допросу Земфиры Цкаевой. Также обстоятельства опознания Цкаева пояснила его двоюродная сестра Ирина Демурова.
Следующее заседание назначено на 25 февраля в 11.00 мск.
О смерти мужа сообщила сотрудница морга
Вдова Цкаева Земфира рассказала суду об обстоятельствах задержания ее супруга. По словам потерпевшей, днем 31 октября 2015 года в дом к Цкаевым, не предъявив удостоверений, зашли примерно десять сотрудников полиции в гражданской одежде и заявили, что им нужно забрать Владимира Цкаева для допроса. "То есть, они забрали его незаконно. Проникли в дом: я их не приглашала, не звала", - сообщила Цкаева.
По словам женщины, полицейские зашли в спальню, где спал ее супруг, и спросили о стрельбе в сотрудника ОМОНа. "Они попросили его дать пояснения в отделе. Он спокойно собрался, надел куртку и вышел. Я сказала ему, что надо кому-то об этом сообщить. Но он ответил: "Все нормально, я ни к чему не причастен", и запретил говорить об этом кому-либо", - рассказала суду Цкаева.
Владимир Цкаев был заподозрен в том, что ранил из огнестрельного оружия омоновца Роланда Плиева. Позднее в ранении Плиева признался житель Владикавказа Марат Букулов, однако он подчеркивал, что действовал в пределах самообороны. Суд приговорил Букулова к 2,5 года колонии.
В доме с Цкаевой остался полицейский Иристонского ОВД Руслан Хугаев, который запретил ей предпринимать что-либо. Каждые полчаса Цкаева просила Хугаева звонить в отдел и узнавать, что с ее мужем. "Он звонил и говорил: "С ним работают", - уточнила потерпевшая.
Затем Хугаева сменил Спартак Бузоев. Спустя некоторое время в дом Цкаевых вернулся Хугаев с сотрудниками МВД для обыска дома. По словам Земфиры Цкаевой, Ацамаз Датиев был единственным, кто показал удостоверение. Около 40-50 минут сотрудники полиции обыскивали дом, машину и сарай, но ничего не нашли.
"Датиев начал заполнять протокол обыска. Он написал, что ничего не найдено и попросил расписаться в документе. После этого Датиев попросил вынести сменную одежду для Вовы, (поскольку), на его брюках обнаружена кровь, которую надо сдать на экспертизу", - рассказала Земфира, добавив, что она отдала одежду и паспорт Цкаева, после чего полицейские ушли.
По словам женщины, ближе к полуночи она еще несколько раз звонила Руслану Хугаеву, чтобы узнать о муже, но Хугаев отвечал, что "сегодня его, наверное, вряд ли отпустят, но завтра утром он уже будет дома".
"Утром, естественно, его не отпустили, потому что человека уже не было в живых. Трубку уже Хугаев не брал", - сказала Хугаева. По ее словам, тогда она обратилась к адвокату, с помощью которого родственники безуспешно пытались пройти в Иристонский отдел полиции.
О смерти супруга Цкаева узнала от его сестры Альбины Бугуловой. Рассказывая об этом, вдова едва не заплакала, голос женщины стал дрожать. "Она сказала мне подъехать в [районную клиническую больницу] со стороны Гагарина. Мы все знаем, что там находится [морг]. Потом мне стало известно, что сестре позвонила медсестра из РКБ, она приходится дальней родственницей Цкаевым. Она увидела его [Владимира Цкаева] фамилию в книге записей приемной больницы", - заявила вдова.
Вдова вспомнила, как был организован пикет у здания МВД и на площади у Дома правительства. "Благодаря этим неравнодушным людям, которые среагировали очень быстро, возбудили дело. Если бы эти люди не вышли на улицу, никакого дела бы не было", - заявила Земфира Цкаева.
Показания Цкаевой подсудимые в основном слушали молча, иногда переговариваясь между собой. Один из них – Ситохов - делал заметки. После допроса Ситохов поинтересовался у Цкаевой, кому звонил Руслан Хугаев и называл ли он какое-нибудь имя. Цкаева ответила, что имени он не называл. Также Ситохов уточнил, чья подпись стояла на документах об обыске дома, но, по словам Цкаевой, ей не дали ознакомиться с документом.
Цкаева попросила исследовать материалы по делу Плиева
Вдова Цкаева также пояснила суду об обстоятельствах ранения Плиева. В тот день, 30 октября 2015 года, в доме Цкаевых прошли поминки матери Владимира, среди собравшихся были Марат Букулов вместе с женой. По словам вдовы, они ушли около полуночи.
По словам Цкаевой, она услышала хлопок на улице, выглянула в окно и увидела машину, стоящего на коленях мужчину и женщину рядом с ним. Позже позвонил Марат Букулов, по просьбе которого Цкаев уехал.
По словам вдовы, домой Владимир Цкаев вернулся утром и рассказал о том, что случилось. По информации Цкаевой, Букулов пытался выяснить у Плиева, что тот делает на их улице, произошел конфликт, который завершился выстрелами в Плиева. Букулов не знал, что Плиев является сотрудником ОМОНа, так как он был в гражданской одежде, сообщила Цкаева в суде.
Цкаева попросила исследовать материалы дела по обвинению Букулова. "Я считаю, что они обязательно должны быть приобщены к нашему делу. Я не получила ответа, почему и кто наносил кровь Роланда Плиева на брюки Вовы Цкаева. В Ленинском суде имеется экспертиза о том, что кровь на них была нанесена искусственным путем", - сообщила суду вдова.
После заседания адвокат Анжелика Сикоева заявила журналистам, что защита будет ходатайствовать об истребовании материалов дела Марата Букулова. "Это нужно для того, чтобы обнажились те грубые фальсификации, которые были совершены в процессе расследования преступления, якобы совершенного Владимиром. (Ранее) наши просьбы, чтобы этим обстоятельствам была дана надлежащая оценка, не были удовлетворены", - сообщила адвокат.
Сестра Цкаева не узнала его тело в морге
После допроса вдовы была вызвана двоюродная сестра Цкаева Ирина Демурова. "Утром, 1 ноября 2015 года […] нам позвонила родственница и сообщила, что ее дочери [показалось], что она видела в больнице Владимира Цкаева и попросила выяснить, он ли это на самом деле",- рассказала Демурова, добавив, что они с сестрой решили ехать в РКБ. Там ей сообщили, что Цкаева привезла "скорая", и он умер.
"Судмедэксперт Цаллаева сказала, что он умер от сердечной недостаточности под воздействием наркотика. Я сказала, что это все вранье, он никогда не употреблял никаких наркотических средств", - рассказала Демурова. По словам женщины, прийти на опознание она смогла только с адвокатом.
"Он был весь опухший, в синяках, красный, в кровоподтеках", - заявила Демурова, сообщив, что не сразу опознала тело брата. По ее словам, ноги Цкаева были замотаны скотчем, под которым была видна кровь.
"[Владимир] никогда не жаловался на здоровье, был физически здоровым", - ответила на вопросы прокурора о состоянии здоровья Цкаева Ирина Демурова, едва сдерживая слезы.
По мнению женщины, Цкаева пытали. На вопрос судьи о происхождении телесных повреждений Цкаева Демурова ответила, что из материалов дела она знает, что травмы у Цкаевы были следствием побоев.