Подсудимые по делу Цкаева отвергли все обвинения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ни один из десяти полицейских, обвиненных по делу о смерти владикавказца Владимира Цкаева в отделе полиции, не признал своей вины в суде. Вдова Владимира Цкаева после заседания призвала ужесточить подсудимым статьи обвинения.

Как писал "Кавказский узел", 11 февраля в Ленинском райсуде Владикавказа завершились предварительные слушания по делу о смерти в отделе полиции Владимира Цкаева. Они проходили в закрытом режиме. Ходатайство адвоката одного из подсудимых о том, чтобы закрытыми были и основные слушания, суд отклонил. Сегодня на первые слушания дела по существу пришли больше десяти родственников убитого и примерно столько же журналистов североосетинских СМИ. Всего в зале собралось около 40 человек.

Владикавказец Владимир Цкаев умер в ноябре 2015 года после допроса в отделе полиции. Родственники полагают, что его пытали. Двое подозреваемых в причастности к гибели Цкаева полицейских заключили сделку со следствием. Остальным - начальнику отдела угрозыска и семи его подчиненным - предъявлены обвинения в превышении полномочий, служебном подлоге и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, который и привел к смерти Цкаева. Сторона потерпевших неоднократно жаловалась на затягивание дела, которое может привести к тому, что истекут сроки давности по ряду обвинений.

Адвокат семьи Цкаевых Анжелика Сикоева по состоянию здоровья сегодня не смогла присутствовать на процессе, сообщила суду вдова Владимира Цкаева Земфира. Тем не менее, это не помешало провести заседание. В общей сложности оно продлилось пять часов, и лишь один раз объявлялся перерыв.

Подсудимые находятся под подпиской о невыезде, во время судебного заседания журналистам пришлось сидеть рядом с ними, так как зал заседаний, где проходил процесс, небольшой, передает присутствовавший в суде корреспондент "Кавказского узла".

После того как судья зачитал сторонам их права и обязанности, гособвинители приступили к чтению обвинительных заключений с хронологией событий, предшествовавших смерти Владимира Цкаева.

Подсудимые Цомаев, Майсурадзе и Хохоев обвиняются в преступлениях по пунктам "а", "б" и "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия или спецсредств, с причинением тяжких последствий) и части 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ. 

Валиев, Бигаев, Датиев и Дзампаев обвинены в преступлениях по части 3 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями повлекшее тяжкие последствия) и части 2 статьи 292 (служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан) УК РФ. Бузоеву предъявлены обвинения только по части 3 статьи 285 УК РФ. Цугкиев обвинен в преступлениях по части 3 статьи 285 и части 2 статьи 292 УК РФ, Ситохов – по пунктам "а", "б" и "в" части 3 статьи 286, части 3 статьи 285 и части 2 статьи 292 УК РФ.

Статьи 286 и 285 УК РФ предусматривают наказание до десяти лет лишения свободы, статья 111 УК РФ – до 15 лет лишения свободы, статья 292 УК РФ – до четырех лет лишения свободы.

И представители потерпевших, и подсудимые вели себя довольно сдержанно и спокойно выслушали обвинительные заключения. После того что как гособвинители закончили зачитывать документы, судья спросил полицейских, признают ли они свою вину. Все подсудимые ответили отрицательно и добавили также, что не согласны с предъявленными им обвинениями.

После этого суд перешел к вопросу о порядке проведения дальнейших заседаний. После обсуждения было решено, что вначале будут допрошены потерпевшие, затем свидетели, подсудимые, а потом - исследованы материалы дела и осмотрены вещественные доказательства.

Следующее заседание суда назначено на 11.00 мск 22 февраля.

Вдова Цкаева высказалась за ужесточение обвинения подсудимым

После заседания вдова Владимира Цкаева Земфира сказала, что была возмущена ответами подсудимых, заявивших о своей непричастности к смерти ее мужа.

"Не скажу, что было что-то неожиданное, мы знали о том, что будут зачитывать  обвинительные заключения. Возмутило то, что ни один из 10 обвиняемых не признал свою вину", - заявила Земфира Цкаева.

Земфира Цкаева напомнила также, что ранее дела обвиняемых Бузоева и Бигаева выделили в отдельное производство, но затем объединили со всеми остальными. Это, по ее мнению, было правильное решение, "потому что никого не должны выделять из этого дела", отметила Цкаева. По ее мнению, к смерти ее мужа причастна группа лиц, которые проявили ", используя побои и пытки.

"Мы увидели его тело - как будто его прокрутили через мясорубку", - заявила Земфира Цкаева.

По ее словам, один из подсудимых заявил ей, что Владимира "прокручивали через военно-полевой телефон".

Для пыток электрическим током, как правило, используется полевой телефон либо иной аналогичный источник тока. Пытка широко распространена, так как причиняет сильные физические страдания и практически не оставляет следов, поскольку электрометки внешне схожи с царапинами или ссадинами, и распознать их может только эксперт по следам металлизации, говорится в информации на сайте «Комитета против пыток».

По мнению Земфиры Цкаевой, все подсудимые заслуживают обвинения как минимум по статьям о превышении полномочий и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, если не по статье об убийстве.

Как заявила вдова Владимира Цкаева, в больницу ее мужа отвезли уже мертвым, но никто не осмеливается давать такие показания. "Если бы его смерть была зафиксирована в Иристонском отделе, то виновных можно было бы привлечь по статье 105 УК РФ как группу лиц", - подчеркнула она.

При этом Земфира Цкаева отметила, что в заключении о смерти ее мужа время не указано. "Оно не было установлено", - утверждает Земфира Цкаева.

Она пояснила, что в заключении экспертизы, которая имеется у родных, говорится о том, что Владимир Цкаев умер от механической асфиксии. По мнению Земфиры Цкаевой, его душили пакетами, руками, цепью - всем, что попадалось под руку.

Женщина добавила, что сегодня на суде она надеялась, что "кто-нибудь из подсудимых опустит глаза, окажется осетином и скажет: "Да, я это сделал". "Но я не увидела в их глазах отчаяния или сожаления", - сказала вдова Цкаева.

Также Земфира Цкаева сказала, что сегодня многих поддерживающих ее людей она просила воздержаться от посещения суда, но на следующем заседании, по ее словам, их будет больше. 

Комментарии от подсудимых относительно хода процесса и заявлений Земфиры Цкаевой корреспонденту "Кавказского узла" получить не удалось - они быстро покинули зал после окончания судебного заседания.

Новости о ходе расследования смерти Владимира Цкаева "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Убийство Цкаева: пытки и полиция".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"