Ученые в Чечне рассказали об истории перекройки границ со Ставропольем

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Территориальных споров между чеченцами и терскими казаками ранее не было, а представители чеченского тейпа гуной ассимилировались с казаками. "Минами замедленного действия" стали границы, вольным образом установленные во времена советской власти, а также депортация вайнахов в сталинские годы, сопровождавшаяся перекройкой территорий, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" чеченские историки. По их словам, нет смысла в очередной раз перекраивать границы Чечни со Ставропольским краем, тем более нельзя проводить такие эксперименты на юге России, учитывая менталитет народов, проживающих в регионе.

Как писал "Кавказский узел", Росреестр потребовал уточнить 25 границ между регионами СКФО и внести сведения о них в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН) до 2021 года. Для этого администрации смежных регионов "должны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить необходимый пакет документов и направить его в орган регистрации прав", указало ведомство. Процесс определения границы Чечни со Ставропольским краем и Северной Осетией вряд ли пройдет без споров, а общая социальная напряженность и политические спекуляции создают почву для острых межнациональных конфликтов, заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи.

22 января спикеры парламентов Чечни и Дагестана договорились уточнить границу республик. Рамзан Кадыров объяснил необходимость уточнения границы Чечни с соседними регионами решением руководства страны и поручил подчиненным подготовить подробные карты с описанием приграничных территорий. Глава Дагестана Владимир Васильев 20 января назвал пересмотр границы с Чечней "плановой и обязательной работой".

Доцент кафедры истории народов Чечни Чеченского государственного университета Сайпуди Натаев напомнил, что прошло более полувека с тех пор, как три района Ставропольского края были включены в состав восстановленной Чечено-Ингушской АССР.

"Эти районы – Каргалинский, Наурский и Шелковской - в состав ЧИАССР вошли, как наследство от Грозненской области. Поэтому мне кажется, (что) нарушать сегодня исторически сложившиеся границы это невыгодно ни центру, ни Чечне. А самое главное – это перекраивание границ совершенно не нужно народу", - сказал он 4 февраля корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, существует исторический факт, что у чеченских чабанов, живших за Тереком и имевших большие отары овец, генерал Ермолов конфисковал миллион баранов.

Генерал от инфантерии (1818 г.) и от артиллерии (1837 г.) Алексей Ермолов являлся участником Кавказской войны, длившейся с 1763 по 1864 год. Восприятие Ермолова жителями регионов Кавказа преимущественно резко отрицательное: его называют "кровавым генералом", палачом, карателем и обвиняют в организации геноцида кавказских народов. На "Кавказском узле" размещена биография Алексея Ермолова.

"Есть чеченские топонимы и этнонимы. Этим еще в 20-е годы прошлого века заинтересовался известный чеченский писатель Халид Ошаев, обратив внимание, что многие пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы", - отметил ученый.

Сайпуди Натаев напомнил, что слово "вайнах" переводится, как "наш народ".

"А ведь терские казаки - это тоже наш народ. Какие границы могут быть между двумя близкими народами? Чеченцы бежали на левый берег Терека, не желая принимать мусульманство или же спасаясь от кровников. Они оседали в казачьих станицах, обзаводились семьями. В годы моей учебы в Чечено-Ингушском университете ректор вуза Николай Гриценко на своих лекциях приводил много примеров смешанных браков. Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной. И до сих пор казаки, живущие в Чечне, называют себя гуноевцами", - рассказал Натаев.

По его мнению, перекраивание границ началось еще в советское время, и те, кто это сделал, заложили мину замедленного действия.

"К сожалению, у нас отсутствует такое понятие, как государственная национальная политика. Нет смысла в очередной раз перекраивать границы со Ставропольем. Нельзя нарушать то равновесие, которое сложилось исторически. Тем более нельзя проводить такие эксперименты на юге России, не примая во внимание такой немаловажный фактор, как менталитет народов, проживающих в этом регионе", - уверен историк.

По его словам, в Чечено-Ингушетии не возникало вопросов по поводу того, чьи Каргалинский, Наурский и Шелковской районы.

"Да, большинство жителей этих районов были казаки. Каждый год в сентябре нас, студентов грозненских вузов отправляли на уборку винограда в Наурский район. Алпатово, Ищерская, Калиновская - в этих станицах были студенческие лагеря, вокруг которых раскинуты были виноградные плантации. Никогда не было никаких конфликтов у студентов с местной молодежью, со старожилами станиц. До 1991 года казаки не покидали республику. До тех пор пока не стали бесчинствовать криминальные личности и не началась война. Что же касается границ и вопроса передачи земель Ставрополью, то нам приходится встречаться с коллегами из Ставрополя, читать статьи в интернете и в печатных изданиях. Вопроса о пересмотре границ с нашими соседями никто из наших коллег не поднимал", - сказал он.

В октябре 2018 года правление межрегиональной общественной организации "Кавказская казачья линия" обратилось к руководству Ставропольского края с призывом вернуть региону Наурский и Шелковской районы Чечни.  Пользователи соцсетей отметили, что подобные призывы следует расценивать как провокации с признаками экстремизма.  После обращения представители казачьих организаций указали на раскол в "Кавказской казачьей линии".

У терских казаков и чеченцев были добрососедские отношения

Грозненская область была образована 22 марта 1944 года, через месяц после того, как были депортированы чеченцы и ингуши и упразднена Чечено-Ингушская АССР, напомнил доктор исторических наук, профессор Чеченского педагогического университета Мовсур Ибрагимов.

"Территорию к тому времени уже бывшей Чечено-Ингушетии разделили между Дагестаном, Северной Осетией и Грузией. В результате такого перераспределения горские районы, из которых были выселены чеченцы, территориально составляли меньшую часть Грозненской области. Бо́льшую часть её занимали сухие бурунные степи между Тереком и Каспийским морем, к которому область имела выход", - рассказал ученый корреспонденту "Кавказского узла". 

По его словам, когда в 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, то в ее границах остались переданные в 1944 году из Ставропольского края в Грозненскую область Наурский, Шелковской и Каргалинский районы, где преобладало русскоязычное население. 

"Это были частично непосредственно ставропольчане, а кроме них сюда направляли колхозников из разрушенных после войны белорусских и украинских сел, из населенных пунктов средней полосы России, где в ходе боев вместо сел остались пепелища. Им были переданы дома и имущество депортированных, сельскохозяйственные угодья и скот", - рассказал профессор. 

Ибрагимов напомнил, что в январе 1957 года чеченцы и ингуши были официально возвращены из ссылки, Грозненская область упразднена, а Чечено-Ингушская АССР восстановлена, причем в составе республики остались Наурский, Шелковской и Каргалинский районы.

"Вернувшимся далеко не всегда были возвращены их дома, а занявшим ранее их место переселенцам не были предоставлены средства на новое переселение в другие регионы. Это, естественно, провоцировало межнациональные конфликты", - отметил профессор.

По его словам, ситуация на тот момент сложилась сложная, многие семьи не могли вернуться в свои дома.

"Было запрещено чеченцам возвращаться в горные села и хутора. По причине того, что следить за жителями сел и хуторов, разбросанных по горам, трудно. И возникла проблема - куда переселять всех жителей горных сел, земли-то нет свободной. И тогда решили дать им земельные угодья в этих районах, чтобы они занимались земледелием. У Ставропольского края земли много, так что для них такое решение не было болезненным. Ставропольчане и по сей день не претендует на эти бурунные степи", - рассказал Ибрагимов.

Он отметил, что казаки и чеченцы жили все это время мирно, у них были всегда добрососедские отношения. "И для этого у них были предпосылки вековой давности", - сказал Ибрагимов.

Что касается отношений между терскими казаками и тейпом гуной, то ученый отметил, что он сам гуноевец, и, по словам старших своего рода, он может изложить их версию, как и когда возникла дружба и даже родство между казаками и чеченцами. Он сказал, что ислам в Чечню и Ингушетию начал проникать в XV веке.

"К середине XIX века большинство чеченцев и ингушей были обращены в ислам. Здесь, как и в Дагестане, распространилось суфийское братство накшбандия. Родоплеменные связи в Чечне были всегда сильны. Этот фактор сыграл свою особую роль и при принятии ислама. Новую религию принимали или отвергали целыми тейпами. Исключением из данного принципа стал единственный тейп - гуной, который одним из последних среди чеченских родов принял ислам", - рассказал профессор.

В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Суфизм", "Ислам в России" и "Верования чеченцев".

Однако, по его словам, и в таком большом и влиятельном тейпе была своя оппозиция, представители которой наотрез отказались принимать ислам.

"После жарких споров и дискуссий "отказники" категорически отказались стать мусульманами и были вынуждены покинуть родные места. Часть рода гуной во главе с предводителем "отказников" Оьрза перешли реку Терек и обосновались там на левом берегу. Это место впоследствии назвали городом Оьрза (Оьрза г1ала). Русское название - станица Червленная. Потомки Оьрза, естественно, "обрусели" и сегодня называют себя терскими казаками, хотя помнят, что они из рода гуной. Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Титкины, Полушкины и многие другие – все они из рода гуной", - сказал Ибрагимов.

По его словам, он, как ученый, понимает, почему существует несколько дат появления гунойцев на левом берегу Терека, и этот факт вызывает жаркие дискуссии в научных кругах по сей день.

"Также учёными высказываются разные версии появления за Тереком представителей рода гуной. Не оспаривается лишь одно: гунойцы, как и все чеченцы, невзирая на политические катаклизмы, на все беды и трудности судьбы, во все времена оставались подлинными интернационалистами", - сказал Ибрагимов.

Жителям Ставрополья были не нужны три района

С мнением ученого согласна уроженка станицы Каргалинской Нина. Работала в Грозном, но на выходные уезжала к своим, как она говорила, гуноевцам.

Она рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что когда началась война, ей пришлось с сыном переехать на Ставрополье. Там одно время была помощником депутата местного парламента, и по долгу службы ей приходилось колесить с инспектирскими поездками по кошарам и хуторам, где жили семьи чабанов.

"В степях асфальтированных дорог не было. Сколько раз зимой мы сбивались с пути, попадали на территорию Калмыкии. Пару раз натыкались на кошары. Подъезжаем – в хате пусто. А на веревке сушатся бинты, камуфляжная амуниция. Как мне сказали, в таких кошарах раненые боевики "раны зализывали". Тогда шла первая война, и по заданию депутата мы проводили мониторинг настроения проживающих в приграничных с Чечней хуторах. Там чабановали дагестанцы, чеченцы. И грузины туда гоняли свои отары, но это было еще до перестройки", - рассказывает Нина.

11 декабря 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ №2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной деятельности на территории Чеченской Республики". В этот же день части войск МО и ВВ МВД РФ вошли на территорию Чечни. Целью боевой операции в Чечне Ельцин объявил защиту граждан "от вооруженного экстремизма". Хроника событий, предварявших начало войны, и описание хода боевых действий вплоть до "новогоднего" штурма Грозного 31 декабря 1994 года представлены "Кавказским узлом" в материале "Как начиналась первая чеченская кампания (декабрь 1994)". Штурму Грозного российскими федеральными силами посвящен отдельный материал "Новогодний штурм Грозного (1994-1995)". 

По ее словам, по заданию депутата нужно было узнать у жителей Ставропольского края, что они думают о том, чтобы вернуть три района ставропольчанам.

"И все, у кого мы спрашивали, задавали встречный вопрос: "А кому эти бурунные степи нужны? Баранов пасти, да арбузы сажать – так нам и этих земель хватает. А все виноградники Горбачев приказал выкорчевать". Люди правы. К тому времени поля пришли в запустение, колхозы и совхозы благополучно приказали долго жить, а фермерство еще только зарождалось", - рассказала женщина.

Она считает, что работу они по заданию депутата выполняли "зряшную".

"Он благополучно положил наш двухмесячный труд под сукно и забыл об этой справке. Кстати, и вопрос о возвращении трех районов Ставрополью никто из депутатов на заседаниях не поднимал, и даже в кулуарах об этом никто не говорил", - вспоминает Нина.

Новости, касающиеся границ Чечни и соседних регионов, "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".

источник: корреспондент "Кавказского узла"