"Правовая инициатива" назвала причины "убийств чести" на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Исследование правозащитников "Убитые сплетнями". Убийства женщин по мотивам "чести" на Северном Кавказе", рассказывает о судьбе женщин и факторах сохранения этого обычая, в нем также приводятся данные об убийствах "чести" за период с 2008 по 2017 год.
Как сообщал "Кавказский узел", "Правовая инициатива" подготовила доклад о женщинах, ставших жертвами "убийств чести" в период с 2008 по 2017 год. Правозащитники начали в соцсетях информационную кампанию, рассказывая о судьбе жертв в Чечне и Дагестане.
Истории жертв публиковались в соцсетях с хэштегом #убитыесплетнями в формате "одна карточка – одна история – одно убийство", эта информационная кампания против насилия над женщинами была рассчитана на 16 дней. К 29 ноября были опубликованы три карточки, с 29 ноября по 4 декабря - еще пять карточек. Последняя карточка была размещена 5 декабря.
Доклад "Правовой инициативы" "Убитые сплетнями". Убийства женщин по мотивам "чести" на Северном Кавказе" опубликован сегодня, он содержит реальные истории убийств женщин на Северном Кавказе, имена жертв заменены на псевдонимы. На "Кавказском узле" доступна полная версия доклада.
"Исследование выявило, что с 2008 по 2017 год произошло 33 случая, в результате которых всего было убито 39 человек, из них 36 женщин (92,3%) и трое мужчин. Анализ случаев убийств "чести" показал, что жертвами подобных преступлений становятся преимущественно молодые незамужние девушки либо разведенные, реже замужние женщины в возрасте от 20 до 30 лет. По отношению к убийцам они приходились дочерями, сестрами, женами, племянницами, падчерицами", - отмечают авторы доклада старший юрист проекта "Правовая инициатива" Юлия Антонова и президент Центра исследований глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова.
Согласно исследованию, "наибольшее число убийств, ставших известными СМИ и правозащитникам и дошедших до суда, было совершено в Дагестане. Это связано в большей мере с осуждением подобных случаев. Меньшее число подобных убийств доходит до СМИ и суда в Ингушетии и Чечне".
"По выявленным и проанализированным нами 33 случаям только 14 дел (42,4 %) дошло до суда: в 13 случаях обвиняемого осудили, в одном – оправдали. В разных случаях убийц приговорили к сроку от 6 до 15 лет отбывания наказания в колонии строгого режима. И это только вершина айсберга. На практике лишь немногие из подобных преступлений получают известность и становятся предметом правового расследования и внимания СМИ. Реальное число таких убийств, конечно, гораздо больше, чем задокументировано в настоящем исследовании", - говорится в докладе.
В докладе приводятся истории убийства женщин и девушек, в том числе 21-летней "Лейлы", которую застрелил в 2009 году из пистолета родной брат. Суд Чечни вынес приговор в том же году, так как брат сразу дал признательные показания и назвал причиной убийства якобы "аморальное" поведение сестры. "О многих пропавших девушках стараются забыть, говорят - замуж вышла, за границу уехала. А откуда можно знать правду?" - заявила односельчанка убитой в интервью авторам проекта.
Авторы исследования также подчеркивают, что "оказалось чрезвычайно трудно собрать какие-либо данные о таких убийствах, поскольку они зачастую считаются частным закрытым семейным делом, а официальная статистика о такой практике или ее распространенности полностью отсутствует".
"Анализируя материалы интервью с респондентами и экспертами, можно заключить, что тема убийств "чести" крайне табуирована и закрыта для широкого обсуждения. Абсолютно все – и респонденты, и эксперты – понимают, что речь идет в первую очередь об уголовном преступлении – убийстве. Поэтому, по нашему мнению, подавляющее число убийств остались скрытыми и не выявленными в ходе исследования. Скрытые убийства, убийства, которые не получили широкой огласки, по которым не было уголовного преследования, не было предъявлено обвинение, практически не обсуждаются респондентами", - отмечается в докладе.
Все респонденты (44 человека) и эксперты (26 человек) слышали о совершенных убийствах женщин по мотивам "чести" в той местности, в которой они проживают. По мнению опрошенных, убийство женщин по мотивам "чести" – это практика реабилитации достоинства и "чести" семьи посредством убийства лица – женщины - бросившего не нее пятно, опозорившего род или действия которого (явные или надуманные) могут нанести ущерб "чести" рода, говорится в исследовании.
По данным авторов, несмотря на то, что анализируемые ими 39 убийств по мотивам "чести", задокументированные в ходе исследования в республиках Северного Кавказа, подтверждают существование данной практики, среди респондентов сложилось неоднозначное мнение относительно роста или, наоборот, сокращения численности таких убийств в последние годы.
"Небольшая часть респондентов заявляет о сокращении количества подобных убийств по сравнению с предыдущими десятилетиями. Те, кто говорит о сокращении числа убийств "чести", воспринимает это как достижение и прогресс, как преодоление вредных пережитков, самоуправства и беззакония. В то же время существуют и респонденты, которые сожалеют о ее "ускользании": "Ее было бы неплохо возродить. Это очень полезно для общества", - отмечается в докладе.
При этом, по мнению абсолютного большинства респондентов, убийства по мотивам "чести" выполняют несколько важнейших для данных сообществ функций, таких как: "наказание за нарушение традиционных норм", акт очищения, "смывающий позор", "вину", "бесстыдство", акт, предотвращающий очернение семьи пятном бесчестья и убийство как назидание с целью предотвращения случаев "непослушания" женщин в будущем, говорится в докладе.
Согласно исследованию, двое из респондентов назвали вопрос убийств женщин надуманным, а его обсуждение – "попыткой разрушить сложившиеся традиции и выставить жителей республик в неприглядном свете".
"Кавказский узел" неоднократно сообщал о случаях расправы родственников над девушками или женщинами, заподозренными во внебрачных связях в Чечне. Лишь единичные случаи убийств "чести" в регионе получают огласку, а местные жители не ставят под сомнение право родственников на совершение подобных убийств, заявили ранее опрошенные "Кавказским узлом" эксперты, комментируя дело жителя Чечни Султана Даурбекова, осужденного за убийство дочери. Убийствам "чести" также была посвящена публикация журналистов "Медиазоны" Марии Климовой и Юлии Сугуевой "По селу ходили слухи", отмеченная ежегодной премией в память о дагестанском журналисте Ахмеднаби Ахмеднабиеве за 2017 год.
"Подобные убийства встречаются и в горной, и в равнинной местности, но на равнине, как показала практика, они случаются чаще. С одной стороны, на равнине, т.е. в крупных городах, по убеждению респондентов, "больше соблазнов", "меньше контроля" и больше возможностей уличить девушку как обоснованно, так и ошибочно. С другой стороны, в глубоко закрытом патриархатном сообществе в высокогорном районе скрыть преступление, а также труп, не представляет особого труда", - подчеркивается в исследовании.
Отметим, что историк Макка Албогачиева и психолог Ольга Павлова ранее назвали убийства "чести" единичными и не являются традицией Северного Кавказа. Однако, по их мнению, широкое употребление этого термина способствует негативному восприятию региона.
Факторы, способствующие сохранению "убийств чести"
Авторы доклада, на основе анализа 70 интервью, выявили три фактора, способствующие сохранению практики убийств "чести": сопротивление общества потере своей идентичности и обезличиванию, патриархальность, а также коллективная идентичность (родовая организация и родовая зависимость, отсутствие автономной личности).
"Появление новых вызовов, вторжение современности и массовой культуры, урбанизация приводят к усилению процессов глобализации. Возрастает обращение к своеобразной и порой своевольной и искаженной трактовке традиций, религии, адатов (...) Данное общество (это относится ко всем республикам) отличается патриархальностью, т.е. жестким разделением гендерных ролей, которое оно стремится сохранить и закрепить. Мужчина продолжает оставаться основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществлять контроль над собственностью, занимать лидирующее положение. Отсюда усиленный контроль над сексуальностью женщины. Отсюда и своевольная трактовка религии и адатов, которая приводит к наказанию преимущественно женщин", - подчеркивается в докладе.
Респонденты, чье мнение озвучено в докладе также подчеркнули, что "честь женщины – это не только ее честь, это и честь рода". "Убийство "чести" – сдерживающий фактор… Я готов отсидеть, я готов пожертвовать своей жизнью, но для меня честь и убийство "чести" важнее, чем моя личная карьера, чем моя личная жизнь", - приводятся в исследовании слова историка из Чечни.
Авторы доклада призвали власти "противостоять обычаям и традициям, которые служат оправданием насилия в отношении женщин" и среди мер, которые можно предпринять для исправления ситуации назвали: организацию "надлежащего и оперативного реагирования правоохранительных органов на акты насилия в отношении женщин или на подозрение об актах насилия (допустим, когда женщина пропадает без вести), "расследований убийств по мотивам "чести" с учетом гендерных факторов, особой уязвимости и потребностей жертв", "проведение мероприятий и кампании в средствах массовой информации, а также разработку и утверждение школьных учебных программ, посвященных вопросам уважительных взаимоотношений и гендерного равенства".