Вопросы активистов о бюджете Ингушетии поставили в тупик чиновников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Многие чиновники покинули публичные слушания по проекту бюджета Ингушетии после неудобных вопросов, министр здравоохранения позволила себе резкие эмоциональные выпады, а замминистра финансов и глава налоговой службы не смогли ответить ни на один вопрос по бюджету, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" активисты.
Как писал "Кавказский узел", бюджет Ингушетии на 2019 год запланирован с дефицитом в размере почти 334 миллионов рублей. При этом объем федеральных дотаций будет увеличен на 967,7 миллиона рублей по сравнению с 2018 годом, сообщил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
В проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы Ингушетия входила в число высокодотационных регионов России. Дотации республике были запланированы в размере 9,2 млрд рублей.
Публичные слушания по проекту бюджета Ингушетии, проводимые ежегодно, 15 ноября привлекли внимание активистов. Мероприятие, которое в прежние годы носило сугубо формальный характер, в этот раз не обошлось без инцидентов, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
В слушаниях участвовали представители Оргкомитета национального единства ингушского народа Барах Чемурзиев, Ахмед Барахоев, Изабелла Евлоева, представители Совета молодежных организаций Ингушетии Багаудин Хаутиев и Хасан Кациев, юрист правозащитной организации "Машр" Исмаил Нальгиев и другие активисты. Всего на слушаниях присутствовали порядка 150 человек, среди них были только чиновники и активисты. Со стороны власти на мероприятие были приглашены министры образовании и здравоохранения Ингушетии, работники министерств, главы администраций населенных пунктов и районов, мэры городов и депутаты.
Вопросы активистов вызвали откровенно негативную реакцию у выступавших на слушаниях чиновников - пока одни пытались уйти от неудобных вопросов, другие решили покинуть мероприятие до его окончания, а отдельные представители власти даже вступали в эмоциональные словесные перепалки с оппозиционерами. Так, министр здравоохранения Ингушетии Марем Арапханова резко отвечала на вопросы Ахмеда Барахоева, а уже на выходе бурно отреагировала на замечание одного из активистов, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
У некоторых активистов неожиданно возникли проблемы с доступом на слушания, рассказал Исмаил Нальгиев.
"Я заранее звонил человеку, который работает в Центре культурного развития, где проходили слушания, спрашивал, будет ли вход свободным, сказали, что да. Также заранее звонил на горячую линию парламента уточнить, будут ли проблемы с доступом на слушания, мне сказали, что регистрироваться не надо. А когда я туда пришел, оказалось, что свободного входа нет и требуют регистрацию. Люди в форме пропускали только по спискам. Членов Оргкомитета пустили, наверное, потому, что их знают в лицо, а нас не хотели пускать. Подошел какой-то высокопоставленный чин, мы ему высказали претензии. Регистрация по паспортам, в итоге зарегистрировались и попали в зал", - сказал активист корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Нальгиева, вопросы активистов были для чиновников неожиданностью. "Много вопросов было озвучено, много осталось за кадром. Ахмед Барахоев задавал неудобные вопросы. Для чиновников это была формальность, они рассчитывали просто отсидеться и уйти, но не тут-то было. [Услышав вопросы активистов], они начали потихоньку уходить по одному со слушаний. Когда последний докладчик закончил, Арапхановой задали вопрос насчет бардака в медицинских учреждениях, и она начала крайне эмоционально говорить, что все медучреждения построили за последние десять лет, а при прежних властях ничего не было построено, ничего не делалось. На это ей возразили, что есть огромное количество претензий к здравоохранению", - рассказал участник слушаний.
Активисты критиковали суммы, заложенные в бюджете на нужды образования и здравоохранения, уточнил Нальгиев. "Активисты заострили внимание на том, что власти большие суммы тратят на различные мероприятия, но мало выделяют для ежедневных нужд, социально незащищенных слоев населения, ветеранов", - пояснил он.
Говоря о проблемах здравоохранения, Исмаил Нальгиев привел в пример случай, который произошел с ним лично. "Когда мне сделали операцию в прошлом году, мне сказали, что нет бинтов для перевязки, и наложили ту же повязку. Финансирования нормального нет. Чиновники на слушаниях ловко уходят от ответов, завуалированно рассказывают о бюджете. 916 миллионов для здравоохранения - это мизерная сумма", - заявил он.
Как и другие активисты, Нальгиев впервые пришел на бюджетные слушания, но в дальнейшем планирует принимать в них активное участие.
"В следующем году надо подготовиться лучше, на прошлых слушаниях мы не были. Внимание к слушаниям связано с тем, что должен быть общественный контроль. Общество просыпается, и люди уже понимают, что они могут воздействовать, требовать отчет, влиять на процессы, требовать от чиновников соблюдения их прав. Есть понимание, что чиновники – это не какие-то непререкаемые авторитеты, которым нужно кланяться. Протесты тоже сыграли свою роль в этом", - заключил активист.
С 4 по 17 октября в Магасе проходила круглосуточная акция протеста против изменения границы с Чечней. Первые дни акции были не согласованы с властями. Правительство Ингушетии лишь 6 октября объявило, что митинг будет считаться санкционированным с 8 по 17 октября. 17 октября организаторы митинга прервали акцию для подготовки Всемирного конгресса ингушского народа, который состоялся 30 октября. На следующий день, 31 октября, оргкомитет митинга решил досрочно завершить его, хотя акция была согласована до 2 ноября.
Отдельные чиновники восприняли вопросы активистов как критику лично в свой адрес, отметила присутствовавшая на слушаниях журналистка Изабелла Евлоева.
"Ахмед [Барахоев] говорил, что в сфере медицины у нас неважная ситуация, на что министр здравоохранения довольно резко отреагировала. На выходе из зала я заметила ей, что разговаривать в таком тоне со старейшиной как минимум некрасиво. В ответ министр позволила себе эмоциональные высказывания, что она не будет ни перед кем извиняться, а все будут извиняться перед ней. Ахмед задавал вопросы, которые показались Арапхановой неуместными для нее, она громко выражала возмущение на трибуне. Такое поведение не красит ингушскую женщину перед стариком, который ей в отцы годится", - заявила журналистка корреспонденту "Кавказского узла".
Представитель Всемирного конгресса ингушского народа Барах Чемурзиев также отметил резкую реакцию министра здравоохранения на вопросы активистов. Ход слушаний и собственные вопросы к чиновникам он описал в посте на своей странице в Facebook.
"На мои вопросы о том, что в ГУПах Ингушетии оформлены десятки тысяч людей, которые ни сном, ни духом этого не знают, что это крупнейшая афера за последнее десятилетие, несколько министров и руководитель налоговой службы Ингушетии не смогли сказать ничего внятного. На мой вопрос, сколько налогов в бюджет Ингушетии платит ООО "Сад-Гигант", который является лидером российского рынка яблок и имеет оборот 1,7 млрд рублей, мне не смог ответить ни замминистра финансов Ингушетии, ни руководитель налоговой службы. На мой вопрос, как Ингушетия будет покрывать задолженность по капитальному строительству в размере 27 млрд рублей, если бюджет Ингушетии дотационный и дефицитный, не смог ответить замминистра финансов", - написал Чемурзиев.
Жители Ингушетии в начале ноября обнаружили, что много лет значатся трудоустроенными на предприятиях, где никогда не работали, и связали это с желанием чиновников улучшить статистику по безработице. Ситуация не имеет отношения к коррупционным схемам, заявил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
По словам активиста, министр здравоохранения после очередного вопроса вышла из себя. "Она начала просто орать на членов президиума конгресса. И никто - ни мы, ни министры и депутаты уже не могли ее остановить. [...] После того как мы покинули зал, она нас догнала на улице и устроила скандал, свидетелями которого были случайные прохожие", - говорится в публикации Чемурзиева.
Бюджет Ингушетии Чемурзиев назвал "коррупциогенным". Активист обратил внимание, что крупные суммы бюджетных средств выделяются на различные культурно-массовые мероприятия и праздники.
На сайте Народного собрания Ингушетии нет информации о резолюции, принятой по итогам слушаний.
По мнению профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич, при оценке эффективности руководства регионов Северного Кавказа Кремль, скорее, обращает внимание на конфликты в региональных элитах, нежели на экономические показатели. "Две республики - Чечня и Ингушетия - полностью выведены из экономической и бюджетной системы координат", - подчеркнула она в интервью "Кавказскому узлу" "На Кавказе Кремль считает не рубли, а риски".