Правозащитники сочли активистов и журналистов адресатами угроз Кадырова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заявление Рамзана Кадырова о "провокаторах" на границе Чечни и Ингушетии несет угрозу для активистов, снимавших строительную технику в заповеднике "Эрзи", а также журналистов, которые предпримут поездку в приграничный район, полагают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

Как писал "Кавказский узел", 31 октября глава Чечни заявил о планах благоустройства территории на границе с Ингушетией и пригрозил задержаниями тем, кто "никак не успокоится" и "пытается дестабилизировать обстановку" в связи с соглашением о границе республик. "Есть молодые люди, которые занимаются провоцирующими вещами, закидывают видео и так далее. Сказать МВД смотреть за этим, людей, что занимаются провокациями, неважно, какую они осуществляют провокацию, задерживать и сажать", - сказал Рамзан Кадыров.

30 октября Конституционный суд Ингушетии признал закон о границе с Чечней неконституционным. Постановление Конституционного суда Ингушетии о проверке закона об установлении границы с Чечней опубликовано "Кавказским узлом" в разделе "Документы". Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что решение Конституционного суда республики не отменяет Соглашения о границе, так как оно уже вступило в силу.

Слова Рамзана Кадырова о провокациях предполагают достаточно широкий смысл и круг возможных адресатов, поскольку глава Чечни называет провокацией любую критику в свой адрес или в отношении своих действий, указала председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

"Речь может идти о всякой вещи, которая не придется по нраву главе Чечни, например, если кто-нибудь разместит видеозапись с изложением своих взглядов на ситуацию, и эти взгляды расходятся с официальной позицией", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Ганнушкина напомнила, что в ряде случаев поводом для начала преследования людей становились их обращения к Кадырову с просьбой о помощи.

"Можно вспомнить историю с жителем Кенхи Рамазаном Джалалдиновым. Всего лишь обращение с просьбой разобраться в его ситуации привело к тому, что человек дома жить не может. Еще и местное МВД на него обиделось, считая что на их честь, достоинство и деловую репутацию покусились", - сказала она.

В апреле 2016 года житель Кенхи Рамазан Джалалдинов пожаловался на тяжелую ситуацию в селе, указав, что сельчане долгое время не могут получить компенсации за разрушенное в ходе боевых действий жилье. После этого дом семьи Джалалдинова в Кенхи был сожжен людьми в масках, его супруга и дети выехали в Дагестан, а позже и сам мужчина покинул Чечню из-за угроз со стороны силовиков, говорится в материале "Кавказского узла" "Как Рамазан Джалалдинов рискнул жаловаться Путину и Кадырову".

Правозащитница также указала на прозвучавшие в августе угрожающие слова Рамзана Кадырова о правозащитниках - глава Чечни заявил, что в скором будущем не будет пускать правозащитников на территорию республики, а те, кто нарушит его запрет, будут приравнены к террористам и экстремистам.

Ганнушкина подчеркнула, что это заявление касалось "людей, которые имеют законные основания находиться и вести свою деятельность по всей территории России". "И никто его (Кадырова) не одернул, что уж после этого говорить", - посетовала правозащитница.

По словам Ганнушкиной, новое заявление Кадырова дает повод насторожиться всем активистам, которых тем или иным образом могут счесть причастными к конфликту вокруг границы Ингушетии и Чечни. 

"Те, кто снимал видео о строительных работах, тоже должны принять во внимание это заявление. Всем, кто наблюдал пристально за происходящим в Чечне, нужно воспринимать его всерьез. Любой человек, который захочет освещать ситуацию не так, как хотели бы Рамзан Кадыров и его окружение, находится в опасности, потому что это люди "без тормозов" и они имеют возможность так себя вести. Возможность эту им предоставляет Москва", - заявила глава комитета "Гражданское содействие".

Эскалации конфликта из-за границ послужили работы чеченцев в Ингушетии

Слова Кадырова могут обещать проблемы для противников соглашения о границе Ингушетии и Чечни, предположил председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Заявление прозвучало из уст главы Чечни, и учитывая современную богатую российскую практику преследований за высказывания, есть почва для продолжения практики в отношении тех, кто будет занесен в реестр провоцирующих. Но это, мягко говоря, непродуктивно [...] Эскалация произошла еще до подписания соглашения о границах Чечни и Ингушетии, когда начались строительные работы в Сунженском районе", - сказал Черкасов корреспонденту "Кавказского узла".

В конце августа активисты движения "Опора Ингушетии" сообщили о дорожной технике чеченских строительных организаций под охраной чеченских силовиков и работах по прокладке дороги в лесной части Сунженского района Ингушетии. "Были произведены работы по вырубке ценных пород деревьев, уничтожению плодородного слоя почвы, изменению природного ландшафта территории ФГБУ "Государственный природный заповедник "Эрзи", - говорится в заявлении движения, поступившем 29 августа "Кавказскому узлу". В соцсетях появились видеозаписи передвижения строительной техники в лесу.

Вместе с тем Черкасов признает реальную опасность призывов к переделу границ на современном Северном Кавказе, указывая, что они в действительности могут спровоцировать конфликт.

"[Авторы таких призывов] апеллируют к состоянию границ на какой-то определенный момент времени, который выгоден для одной стороны, но невыгоден для другой. И это вызывает цепную реакцию: если можно пересматривать одни границы, то почему нельзя другие? Дискуссии об истории на Кавказе полезны, но в них всегда будут моменты, которые кому-нибудь не понравятся", - отметил правозащитник.

Он привел в пример появившиеся после подписания соглашения Кадырова и Евкурова инициативы о передаче Ставропольскому краю Наурского и Шелковского районов Чечни. Введение темы передела границ между регионами в политическую повестку Черкасов назвал деструктивным. 

"Карт расселения народов на Кавказе много и границы на них разные, эта множественность моментов истории создает возможность для массы конфликтов. Даже если нынешние границы не идеальны, переход к их переделу опасен. 30-летний опыт позднесоветской и постсоветской истории, начиная с карабахского конфликта, который в 1988 году стал первым спором такого рода, свидетельствует об опасности такого пути", - подчеркнул председатель совета Правозащитного центра "Мемориал".

Виновные в давлении на активистов не понесут наказания

Поездки в Чечню, Ингушетию, или на приграничные территории этих республик на сегодняшний день небезопасны, особенно для журналистов и правозащитников, считает координатор северо-кавказского отделения "Комитета против пыток", старший юрист организации Альберт Кузнецов.

"Собственно уже был один прецедент — с Олегом Козловским, который обратился в "Комитет против пыток" с жалобой задержание и пытки. Мы предполагаем, что на него напали в связи с его профессиональной деятельностью, схожей с журналистской и правозащитной. Козловский присутствовал в Ингушетии в качестве наблюдателя, и не принимал активного участия в акциях, фактически был сторонним человеком в этом споре, и тем не менее это закончилось неприятностями для него", - сказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".

15 октября Amnesty International сообщила о похищении и избиении своего сотрудника Олега Козловского, который прибыл в Магас для наблюдения за акцией протеста противников соглашения с Чечней. По данным организации, похитители назвались сотрудниками органов безопасности и подвергли Козловского инсценировке казни, пытаясь заставить его стать информатором. Сам Козловский рассказал, что похитители угрожали убить его жену и детей.

По словам Кузнецова, правоохранительные органы не среагировали должным образом на инцидент с Козловским, и это вызывает опасения.

"Мы можем сказать, что правоохранительные органы не сработали должным образом и в настоящее время нет шанса, что виновные будут установлены и понесут ответственность, так как прошло безвозвратно много времени", - отметил он.

Аналогичным образом любой человек, будь то журналист или правозащитник, предприняв поездку, к примеру, на границу Чечни и Ингушетии, рискует столкнуться с давлением и насилием, "в том числе опасным для жизни", полагает правозащитник.

"Даже люди, не связанные напрямую с нынешней конфликтной ситуацией, например, те, кто снимал видео в заповеднике, могут столкнуться с проблемами в связи с заявлением Кадырова. При этом виновные не понесут наказания", - заключил юрист "Комитета против пыток".

На "Кавказском узле" размещен полный текст Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией с приложениями к нему (карта и геодезическое описание границы). Анализ новой линии чечено-ингушской границы картографами дан в справке "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов". "Кавказский узел" также ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней".

источник: корреспондент "Кавказского узла"