Организатор летней школы в Карачаево-Черкесии рассказала о новом этапе проекта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Более сотни детей в Карачаево-Черкесии записались в первую смену второй летней школы "Балапанлар", организованной командой молодых энтузиастов во главе с журналисткой Бэллой Шахмирза. Проект, призванный компенсировать недоступность качественного образования для детей из аулов и раскрыть их способности, оказался востребованным, но без поддержки властей увеличить число детей-участников не представляется возможным, рассказала организатор.
Проект журналистки и переводчицы Бэллы Шахмирзовой "Балапанлар" (в переводе с ногайского языка - "Детки") рассчитан детей из моноэтничной среды сельских районов, не имеющих доступа к качественному дополнительному образованию. Формат летней школы, где для детей все бесплатно, а преподаватели приезжают по своему желанию и без оплаты гонорара, оказался новым не только для района, но и для всей Карачаево-Черкесии. В августе 2017 года летняя школа проходила 11 дней, в ней приняли участие 87 детей из пяти аулов. Кроме ногайцев, в ней были также русские, абазины, черкесы, карачаевцы. В 2018 году журналистка планировала принять в школе 200 детей и составить программу занятий на 20-22 дней.
"Видя успех 2017 года, когда мы ждали 50 детей из одного аула, а пришли 87 из пяти разных аулов, мы решили сделать два потока по 12 дней. Набираем 200 детей от 6 до 15 лет. Смены будут проходить с 20 по 31 июля и с 3 по 14 августа", - рассказала
Критерии отбора для участия детей в проекте минимальны, отметила она. "Это должны быть сельские дети, хотя пара детей из Черкесска к нам тоже записались. Важно, чтобы дети были готовы посещать школу во все дни в смене. Мы открыли онлайн-запись 20 июня, и на сегодня, 28 июня, уже 121 записанных, и мы набрали первую смену. Пока идет запись по сарафанному радио и по ссылкам в нашем Instagram. Если запишется чуть больше детей, мы и их возьмем, хотя 300 или 400 участников мы уже не потянем", - пояснила Бэлла.
Сообщение о набор в летнюю школу для преподавателей и детей поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 23 июня. "Бэлла Шахмирза 20 июня открыла набор в летнюю школу для преподавателей и детей в ауле Эркин-Халк. Уникальный авторский образовательный проект", - написал автор сообщения.
"Кавказский узел" проверяет поступающие на SMS-сервис сообщения и публикует их в соответствующем разделе форума. Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856. Кнопка работает при установленном приложении WhatsApp. Канал WhatsApp более безопасен для передачи информации, чем обычные SMS.
"А также встречи с интересными людьми, мастер-классы, кинопоказы и различные студии, где подростки будут готовить свои проекты. Утром проходят занятия в группах по возрасту, после обеда - мастерские по выбору. Есть и отдельная программа для мам. Мы хотим обеспечить инклюзию - сделать так, чтобы особые дети приняли участие во всей программе, не чувствуя себя чересчур особыми, спокойно играли и общались со своими ровесниками. Это серьезный для нас шаг, учитывая, что часто помещения не приспособлены, а нашей команде предстоит пройти особую подготовку. С детьми будем обсуждать даже правильную терминологию – как правильно обращаться, как правильно говорить, чтобы никого не обидеть. Мы также будем обсуждать вопросы экологии, внедрять принципы экономии ресурсов и раздельного сбора мусора", - рассказала организатор летней школы.
Бэлла Шахмирза родилась и выросла в ауле Эркин-Халк в Карачаево-Черкесии. По образованию журналист, работала на трех итальянских телеканалах в Москве и Милане. Работает переводчиком. Вела лекторий о народах России “Лицом к лицу” с 2010 по 2014 в Москве и Санкт-Петербурге. Преподавала итальянский язык как волонтер в интернате. Много лет сотрудничала с московским центром «Дети Марии», ездила в детские дома и больницы, а также в школу Беслана, год работала в миланском центре для детей со СМА.
"Они приезжают во время своих отпусков и каникул, делают это безвозмездно. Жить будут в ауле в обычных домах. Некоторые из них были у нас в прошлом году и возвращаются с новыми идеями этим летом. Им очень интересно увидеть, как проросли их идеи в детях за год, ведь они вложили свою энергию и силы в проект, в учеников", - отметила Бэлла Шахмирза.
Организатор "Балапанлар" рассказала о целях проекта
Цель программы - предложить детям из аула лучшие образовательные практики. Организаторы ищут возможности организовать, помимо летней школы, долгосрочные программы в течение года. "Для этого нужно много ресурсов и участие многих сторон – команды, спонсоров, родителей, района, министерств, региона в целом. С площадкой, транспортом, вопросами безопасности и медицинской помощью, нам в этом году окажут помощь, в том числе и власти", - добавила она.
В 2017 году ученики летней школы, вопреки ожиданиям взрослых, отнеслись к занятиям ответственно, а уже после 11 дней занятий в характере детей были заметны изменения, считает она.
"Например, 87 детей в течение 11 дней играли в настольные игры, в паззлы. Мы их не контролировали, все в открытом доступе и никого из старших рядом. После закрытия я собрала игры, думая, что какие-то из них пришли в негодность, потерялись детали, но оказалось, что все на месте — ничего не порвано, не растеряно, не испорчено. Как после этого говорить, что дети несерьезно ко всему относились? Кто-то поначалу был насторожен и диковат, а к концу раскрылся и расслабился. Дети подружились со сверстниками из других аулов, с которыми раньше не могли познакомиться", - отмечает Бэлла.
Идею проекта она связала со своим давним желанием показать новые возможности детям из своего родного аула Эркин-Халк. Летняя школа призвана помочь детям из аулов раскрыть свои способности, увидеть новые горизонты и поставить цели, чтобы в дальнейшем сделать осознанный жизненный выбор.
Участие в школе детей всех национальностей Карачаево-Черкесии Бэлла считает важным моментом. "Программа делалась и делается для местных детей в целом. Мы проводим летнюю школу в Ногайском районе, потому что мы оттуда, и большинство детей ногайцы - это вопрос логистики, а не особых условий отбора, мы не вывозим детей никуда, а проводим школу в их родном месте. Это рядом с их домом, они больше узнают о себе и о своем районе или месте. Это моя маленькая личная мечта – чтобы люди из сел или аулов гордились своим происхождением и тем, что они аульские. Нам важно, чтобы у детей была связь со своим родным местом, чтобы они знали культуру, традиции, язык. К нам приезжали историки, мы поставили спектакль по мотивам ногайских легенд, дети играли на домбре и доуле, разбирали обрядовые песни, лепили из глины родовые тамги", - пояснила организатор.
Участники проекта высоко оценили идеи летней школы
Уроженец Ногайского района Руслан Найманов, студент Нефтехимического института имени Губкина в Москве, в этом году во второй раз примет участие в проекте. В прошлом году он обучал детей игре на гитаре, а в этом году планирует провести с ними опыты по химии и физике.
"На проекте я почти случайно оказался, Бэлла написала мне о нем, а я в это время был в Карачаево-Черкесии, она меня пригласила в команду. Для меня это было непривычно, первый опыт работы с детьми, но в коллективе привыкнуть было легче. Дети в целом более открытые, не стесняются спрашивать о том, что не понимают, поэтому преподавать оказалось не так страшно, как казалось. Я получил массу положительных эмоций и сам многому научился, даже у своих учеников", - сказал Руслан корреспонденту "Кавказского узла".
Сын Залины Эскиндаровой был учеником летней школы в 2017 году и изъявил желание посещать занятия снова.
Проект летней школы в прошлом году был принят не всеми местными жителями - часть из них, по словам Бэллы, пыталась увидеть в этой инициативе личную выгоду, политический ход, способ заработать денег или другой скрытый мотив. Финансовую поддержку проекту оказали люди со всей России.
"Но мы с "Балапанлар" как раз ломаем стереотипы. Мы хотим помочь на деле, а не говорим, как все плохо и что надо ждать помощи откуда-то. Живя в селе, где нет спортивного центра, бассейна, театра, кружков, сложно развить свои таланты и способности. Иногда ты просто о них не догадываешься, потому что тебе негде и не с кем их проявить. А мы с нашей командой привозим им новые практики, интересных людей. Пожертвования на наш проект давали вовсе не только ногайцы, жители Карачаево-Черкесии, кавказцы или мусульмане, а самые разные люди, узнавшие о нас из соцсетей или через друзей", - отметила Бэлла.
Основными недостатками местного школьного образования Бэлла назвала скучное для детей и скудное преподавание многих предметов, которые могли бы заинтересовать учеников.