Организатор летней школы в Карачаево-Черкесии рассказала о новом этапе проекта

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Более сотни детей в Карачаево-Черкесии записались в первую смену второй летней школы "Балапанлар", организованной командой молодых энтузиастов во главе с журналисткой Бэллой Шахмирза. Проект, призванный компенсировать недоступность качественного образования для детей из аулов и раскрыть их способности, оказался востребованным, но без поддержки властей увеличить число детей-участников не представляется возможным, рассказала организатор.

Как информировал "Кавказский узел", проект "Балапанлар", в рамках которого дети из Ногайского района Карачаево-Черкесии летом бесплатно учились родному языку, игре на народных инструментах и занимались джиу-джитсу, занял первое место в конкурсе Google "Вдали от столицы" в номинации "Обучение и развитие".

Проект журналистки и переводчицы Бэллы Шахмирзовой "Балапанлар" (в переводе с ногайского языка - "Детки") рассчитан детей из моноэтничной среды сельских районов, не имеющих доступа к качественному дополнительному образованию. Формат летней школы, где для детей все бесплатно, а преподаватели приезжают по своему желанию и без оплаты гонорара, оказался новым не только для района, но и для всей Карачаево-Черкесии. В августе 2017 года летняя школа проходила 11 дней, в ней приняли участие 87 детей из пяти аулов. Кроме ногайцев, в ней были также русские, абазины, черкесы, карачаевцы. В 2018 году журналистка планировала принять в школе 200 детей и составить программу занятий на 20-22 дней.

"Видя успех 2017 года, когда мы ждали 50 детей из одного аула, а пришли 87 из пяти разных аулов, мы решили сделать два потока по 12 дней. Набираем 200 детей от 6 до 15 лет. Смены будут проходить с 20 по 31 июля и с 3 по 14 августа", - рассказала

, корреспонденту "Кавказского узла".

Критерии отбора для участия детей в проекте минимальны, отметила она. "Это должны быть сельские дети, хотя пара детей из Черкесска к нам тоже записались. Важно, чтобы дети были готовы посещать школу во все дни в смене. Мы открыли онлайн-запись 20 июня, и на сегодня, 28 июня, уже 121 записанных, и мы набрали первую смену. Пока идет запись по сарафанному радио и по ссылкам в нашем Instagram. Если запишется чуть больше детей, мы и их возьмем, хотя 300 или 400 участников мы уже не потянем", - пояснила Бэлла.

Сообщение о набор в летнюю школу для преподавателей и детей поступило на SMS-сервис "Кавказского узла" 23 июня. "Бэлла Шахмирза 20 июня открыла набор в летнюю школу для преподавателей и детей в ауле Эркин-Халк. Уникальный авторский образовательный проект", - написал автор сообщения.

"Кавказский узел" проверяет поступающие на SMS-сервис сообщения и публикует их в соответствующем разделе форума. Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856. Кнопка работает при установленном приложении WhatsApp. Канал WhatsApp более безопасен для передачи информации, чем обычные SMS.

В программу летней школы включены математика, театр, языки, этнические занятия, музыка, спорт, астрономия и программирование.

"А также встречи с интересными людьми, мастер-классы, кинопоказы и различные студии, где подростки будут готовить свои проекты. Утром проходят занятия в группах по возрасту, после обеда - мастерские по выбору. Есть и отдельная программа для мам. Мы хотим обеспечить инклюзию - сделать так, чтобы особые дети приняли участие во всей программе, не чувствуя себя чересчур особыми, спокойно играли и общались со своими ровесниками. Это серьезный для нас шаг, учитывая, что часто помещения не приспособлены, а нашей команде предстоит пройти особую подготовку. С детьми будем обсуждать даже правильную терминологию – как правильно обращаться, как правильно говорить, чтобы никого не обидеть. Мы также будем обсуждать вопросы экологии, внедрять принципы экономии ресурсов и раздельного сбора мусора", - рассказала организатор летней школы.

Бэлла Шахмирза родилась и выросла в ауле Эркин-Халк в Карачаево-Черкесии. По образованию журналист, работала на трех итальянских телеканалах в Москве и Милане. Работает переводчиком. Вела лекторий о народах России “Лицом к лицу” с 2010 по 2014 в Москве и Санкт-Петербурге. Преподавала итальянский язык как волонтер в интернате. Много лет сотрудничала с московским центром «Дети Марии», ездила в детские дома и больницы, а также в школу Беслана, год работала в миланском центре для детей со СМА.

В число преподавателей и лекторов в этом году вошли географ, объездивший все северные моря, Арктику, Антарктику и Огненную землю, девушка, владеющая редким и сложным баскским языком, организаторы мероприятий, выпускники лучших вузов страны и мира, театральные режиссеры, триатлонисты и марафонцы.

"Они приезжают во время своих отпусков и каникул, делают это безвозмездно. Жить будут в ауле в обычных домах. Некоторые из них были у нас в прошлом году и возвращаются с новыми идеями этим летом. Им очень интересно увидеть, как проросли их идеи в детях за год, ведь они вложили свою энергию и силы в проект, в учеников", - отметила Бэлла Шахмирза.

Дети, посещающие летнюю школу, живут у себя дома, посещая занятия в течение дня. Программа является некоммерческой и полностью бесплатной, родители оплачивают только питание детей. "По практике прошлого года, было около 30% семей, у которых за питание мы не взяли денег", - отметила организатор.

Организатор "Балапанлар" рассказала о целях проекта

Цель программы - предложить детям из аула лучшие образовательные практики. Организаторы ищут возможности организовать, помимо летней школы, долгосрочные программы в течение года. "Для этого нужно много ресурсов и участие многих сторон – команды, спонсоров, родителей, района, министерств, региона в целом. С площадкой, транспортом, вопросами безопасности и медицинской помощью, нам в этом году окажут помощь, в том числе и власти", - добавила она.

По словам Бэллы, формат работы летней школы важно внедрить на постоянной основе и в республике, и в других регионах Северного Кавказа, чтобы поддерживать появившийся у детей интерес к учебе и внешкольным занятиям. "Мы, конечно, на связи со школьниками и их родителями, но на расстоянии сложно говорить о каких-то конкретных результатах. Первая летняя школа шла 11 дней, а весь год дети живут в ауле - даже если у них появляется особая мотивация к учебе и углублению знаний, это не всегда возможно. Где, например, заняться астрономией в ауле, если она тебе очень нравится? Мы думаем, как с этим быть и что можно сделать", - сказала Бэлла Шахмирза.

В 2017 году ученики летней школы, вопреки ожиданиям взрослых, отнеслись к занятиям ответственно, а уже после 11 дней занятий в характере детей были заметны изменения, считает она.

"Например, 87 детей в течение 11 дней играли в настольные игры, в паззлы. Мы их не контролировали, все в открытом доступе и никого из старших рядом. После закрытия я собрала игры, думая, что какие-то из них пришли в негодность, потерялись детали, но оказалось, что все на месте — ничего не порвано, не растеряно, не испорчено. Как после этого говорить, что дети несерьезно ко всему относились? Кто-то поначалу был насторожен и диковат, а к концу раскрылся и расслабился. Дети подружились со сверстниками из других аулов, с которыми раньше не могли познакомиться", - отмечает Бэлла.

Идею проекта она связала со своим давним желанием показать новые возможности детям из своего родного аула Эркин-Халк. Летняя школа призвана помочь детям из аулов раскрыть свои способности, увидеть новые горизонты и поставить цели, чтобы в дальнейшем сделать осознанный жизненный выбор.  

"Если ты хочешь учиться в МГИМО или Стенфорде – мы рады, если хочешь остаться в ауле и открыть ферму – мы рады. Главное, будь счастлив и успешен. И это должен быть осознанный выбор, за который ты несешь ответственность. Нам важно, чтобы аульские дети чувствовали себя комфортно и в иной среде, переезжая в другой город России, осознавали, что это их страна и они ее граждане. В прошлом году в программе у нас была музыка, языки, театр, спорт, этнические занятия. Они проходили в неформальной обстановке, и дети даже не понимали, что они учатся. Им казалось, они знакомятся, играют и веселятся. Они были мотивированы, вовлечены и много делали по своему желанию", - рассказала она

Участие в школе детей всех национальностей Карачаево-Черкесии Бэлла считает важным моментом. "Программа делалась и делается для местных детей в целом. Мы проводим летнюю школу в Ногайском районе, потому что мы оттуда, и большинство детей ногайцы - это вопрос логистики, а не особых условий отбора, мы не вывозим детей никуда, а проводим школу в их родном месте. Это рядом с их домом, они больше узнают о себе и о своем районе или месте. Это моя маленькая личная мечта – чтобы люди из сел или аулов гордились своим происхождением и тем, что они аульские. Нам важно, чтобы у детей была связь со своим родным местом, чтобы они знали культуру, традиции, язык. К нам приезжали историки, мы поставили спектакль по мотивам ногайских легенд, дети играли на домбре и доуле, разбирали обрядовые песни, лепили из глины родовые тамги", - пояснила организатор.

Участники проекта высоко оценили идеи летней школы

"Этот проект я поддержал материально - в первую очередь из-за того, что он помогает раскрыть таланты детей, особенно сельских, которые в Карачаево-Черкесии не всегда, к сожалению, могут получить качественное образование. Я сам педагог и работал раньше в школе. Если ребенку помогать от души, то маленький человек раскроется. Если не я, не мы, то кто может подержать такого рода проекты? Но без помощи местной власти такой проект не может расширяться, масштабироваться. Надеюсь, он станет крупным и полезным не только для Ногайского района, но и для всей Карачаево-Черкесии", - сообщил спонсор и участник команды Исса Кумуков корреспонденту "Кавказского узла".

Уроженец Ногайского района Руслан Найманов, студент Нефтехимического института имени Губкина в Москве, в этом году во второй раз примет участие в проекте. В прошлом году он обучал детей игре на гитаре, а в этом году планирует провести с ними опыты по химии и физике.

"На проекте я почти случайно оказался, Бэлла написала мне о нем, а я в это время был в Карачаево-Черкесии, она меня пригласила в команду. Для меня это было непривычно, первый опыт работы с детьми, но в коллективе привыкнуть было легче. Дети в целом более открытые, не стесняются спрашивать о том, что не понимают, поэтому преподавать оказалось не так страшно, как казалось. Я получил массу положительных эмоций и сам многому научился, даже у своих учеников", - сказал Руслан корреспонденту "Кавказского узла".

Сын Залины Эскиндаровой был учеником летней школы в 2017 году и изъявил желание посещать занятия снова.

"Мой сын с нетерпением ждет начала лагеря. В этом году, как и в прошлом, мы будем его возить из Черкесска. Он каждое утро просыпался с огромным желанием ехать в школу и у нас не возникало вопроса, возить или не возить. Родителям это и нужно, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он с охотой шел на учебу. В нашей республике такого полезного лагеря еще не было - с таким рвением, с каким Бэлла подходит к делу, в этом году лагерь будет еще лучше. Как мать я очень рада такому проекту", - подчеркнула она корреспонденту "Кавказского узла".

Проект летней школы в прошлом году был принят не всеми местными жителями - часть из них, по словам Бэллы, пыталась увидеть в этой инициативе личную выгоду, политический ход, способ заработать денег или другой скрытый мотив. Финансовую поддержку проекту оказали люди со всей России.

"Но мы с "Балапанлар" как раз ломаем стереотипы. Мы хотим помочь на деле, а не говорим, как все плохо и что надо ждать помощи откуда-то. Живя в селе, где нет спортивного центра, бассейна, театра, кружков, сложно развить свои таланты и способности. Иногда ты просто о них не догадываешься, потому что тебе негде и не с кем их проявить. А мы с нашей командой привозим им новые практики, интересных людей. Пожертвования на наш проект давали вовсе не только ногайцы, жители Карачаево-Черкесии, кавказцы или мусульмане, а самые разные люди, узнавшие о нас из соцсетей или через друзей", - отметила Бэлла.

В 2017 году помощь проекту оказала, в частности, администрация Агроколледжа в Эркин-Шахаре, разрешив детям рисовать на стене. "В наш проект поверили и поддержали, разрешили рисовать на стенах. Дирекция Агроколледжа консультировала нас, давала советы, помогала, потому что у них большой опыт в образовании, получилась такая связь поколений", - сказала она.

Основными недостатками местного школьного образования Бэлла назвала скучное для детей и скудное преподавание многих предметов, которые могли бы заинтересовать учеников. 

"Многие педагоги в школах очень хорошие, но есть предметы, которым не уделяется достаточно внимания: информатика, рисование, химия, физика. Эти предметы мало и скучно преподаются, в итоге физика и химия из учебника не имеют отношения к жизни и к миру вокруг, хотя это очень увлекательные науки о природе и явлениях. К сожалению, часто в сельские школы люди идут работать не из-за любви к работе, а по остаточному принципу, дети же готовы получать самые разнообразные знания и умения. В прошлом году весьма востребованным были, например, курсы джиу-джитсу у девочек, с большой охотой дети разных возрастов рисовали, хорошо пошел театр, отлично реагировали на уроки английского языка", - резюмирует организатор летней школы.

Благотворительному проекту важна не столько материальная поддержка, сколько личное участие людей, подчеркнула Бэлла. "Мы думаем, что мы никак не можем помочь, если у нас нет миллиона, но можно стать лектором – одна встреча может круто поменять жизнь, особенно, когда ребенку 10 или 12 лет. Если вы любите свою работу, у вас есть интересное увлечение, приезжайте рассказать о нем. Можно стать спонсором, 100 рублей – это обед для одного ребенка или набор карандашей к занятию рисованием, карандашей нам нужно много. Можно отдать материалы – нам всегда нужны книги, реквизит для театра, шахматы или настольные игры, - может, у вас дома пылится то, что очень пригодится нам. Или выбрать ребенка и сделать ему отдельный подарок за достижения", - пояснила Бэлла Шахмирза корреспонденту "Кавказского узла".

источник: корреспондент "Кавказского узла"