Суд отказался назначить новые экспертизы по делу "орджоникидзевского джамаата"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд по делу о создании в Ингушетии "орджоникидзевского джамаата" отклонил ходатайства защиты о проведении почерковедческих экспертиз документов, свое авторство записей в которых подсудимые отрицают. Багаудин Опиев, который жаловался на серьезные последствия для здоровья в результате пыток, попросил провести ему полную медэкспертизу, но получил от суда отказ.
"Кавказский узел" информировал, что дело в отношении девяти жителей Ингушетии, которых обвинение считает членами группы боевиков "орджоникидзевский джамаат", рассматривается Северо-Кавказском окружным военным судом в Ростове-на-Дону с 15 августа 2017 года. На заседаниях 9 января прокурор озвучил признательные показания подсудимых, которые рассказали о связи с одним из лидеров боевиков Ингушетии Бесланом Махаури и планах по проведению теракта с помощью квадрокоптера. После этого восемь из девяти подсудимых (кроме Акромана Бузуртанова, который в ходе предварительного следствия не давал признательных показаний) заявили, что подписывали документы под пытками.
На скамье подсудимых находятся Лечи Гадамаури, Асхаб Албаков, Зелимхан Амриев, Акроман Бузуртанов, Багаудин Опиев, Тимур Матиев, Илез Торчхоев, Джохар Цечоев и Илез Цечоев. По версии обвинения, подсудимые оказывали различную помощь боевикам - в частности, приобретали и хранили оружие и оборудовали схроны. Вину частично признали только Гадамаури, Албаков и Амриев, остальные подсудимые вину полностью отрицают. В рамках слушания по делу суд направлял заявления подсудимых о пытках для проверки в Следственный комитет, но в возбуждении уголовного дела было отказано.
10 января продолжился судебный процесс по делу "орджоникидзевского джамаата", передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Заседание началось с оглашения судьёй определений по заявленным ранее адвокатами ходатайствам. В ходе предыдущих заседаний защитники попросили назначить почерковедческую экспертизу подписей в протоколах обысков в «Исламском магазине» и на птицеферме, а также назначить почерковедческую экспертизу текста на двух листах, чьё авторство вменяется Багаудину Опиеву. Данное ходатайство было отклонено судом.
В материалах дела имеется рукописная записка со списком жителей Ингушетии, в отношении которых, по версии следствия, должны были осуществляться противоправные действия. Данный документ следствие вменяет Опиеву, сам подсудимый отрицает авторство записки. Также сообщалось, что в ходе обысков в «Исламском магазине» и на птицеферме было изъято оружие, однако подсудимые заявили, что подписи в протоколах обыска им не принадлежат.
Подсудимый Багаудин Опиев ходатайствовал о проведении ему полной медэкспертизы.
По его словам, в больницах ФСИН не оказалось травматолога и стоматолога. При этом подсудимый пожаловался, что у него воспалились дёсны, и в связи с острой болью он «может не присутствовать на следующем заседании».
"Кавказский узел" писал, что на заседании 21 ноября 2017 года суд удовлетворил ходатайство Опиева о проведении комплексного медицинского освидетельствования. Опиев пожаловался, что в ходе пыток у него были сломаны рёбра, а после подключения тока он потерял зрение на одном глазу на 80%, также у него раскрошились зубы.
Однако суд отклонил ходатайство подсудимого. Помимо этого, суд отказал в назначении молекулярно-генетической экспертизы цинков с патронами, изъятых с помещения птицефермы, принадлежащей отцу подсудимого Албакова. Судья отметил, что данные определения могут быть обжалованы только с итоговым решением.
Коллегия судей также отклонила просьбы подсудимых и защитников о вызове сотрудника полиции, который, согласно материалам дела, присутствовал при обыске птицефермы, и одного из силовиков, которых Опиев обвинил в причастности к пыткам. Ходатайства с просьбой исключить из доказательств видеозаписи, на которых Опиев и Гадамаури зачитывают с листа признательные показания, судьи пообещали разрешить в совещательной комнате.
По ходатайству прокурора к делу приобщены новые документы. В частности, ответ из управления ФСБ по Белгородской области, в котором говорится, что местные сотрудники ФСБ не привлекались для задержания Джохара и Илеза Цечоевых в июне 2016 года.
На заседании 10 октября 2017 года свидетели защиты заявили, что Джохар и Илез Цечоевы были задержаны неизвестными в масках 2 июля 2016 года в Белгороде, а не 4 июля в Ингушетии, как указано в материалах дела. Двое свидетелей сообщили, что были избиты в ходе задержания подсудимых.
Приобщение постановлений о прекращении уголовных дел в отношении Рамзана Гагаева, Амирхана Аматханова, Рамзана Махаури, Бекхана Солтукиева, Микаила Чербижева и Хасана Хациева возмутило подсудимых, так как гособвинитель не объяснил, как боевики относятся к подсудимым. Они также выступили против приобщения к делу рапортов начальника Ингушского ЦПЭ о причастности к вооруженному подполью Зелимхана Амриева и Тимура Матиева.
Рассмотрение дела продолжится 12 января в 10.00 мск. Как ожидается, в этот день показания даст Акроман Бузуртанов, который не давал признательных показаний на предварительном следствии, но упоминается как активный член незаконного вооруженного формирования в признательных показаниях других подсудимых, которые заявляли о пытках. После этого суд может назначить дату прений.