Экономисты связали долги Кабардино-Балкарии с сокращением производства алкоголя

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

К дефициту бюджета Кабардино-Балкарии и большой кредитной нагрузке привело как закрытие легальных и нелегальных предприятий по производству алкоголя, так и действия властей. Новому министру финансов Кабардино-Балкарии необходимо тесное взаимодействие с Минфином и привлечение инвестиций, чтобы выровнять ситуацию, считают опрошенные "Кавказский узлом" экономисты.

Как сообщал "Кавказский узел", 4 декабря министром Кабардино-Балкарии финансов республики был назначен Жыр-Аслана Бештокова.

23 ноября депутаты парламента Кабардино-Балкарии приняли в первом чтении бюджет на 2018 год, профицит которого составил 184 миллиона рублей. Документ представлял Жыр-Аслан Бештоков. "Прогнозный объем поступлений федеральных средств в республиканский бюджет в 2018 году на текущий момент составляет 15 млрд 628,5 млн рублей. Из них более 11 млрд - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности", - заявил он. При этом в конце сентября власти Кабардино-Балкарии отчитались о снижении доходов бюджета, заявив, что его дефицит по итогам первого полугодия составил 2,8 миллиарда рублей, а план по доходам выполнен всего на 37,8%.

Стародубровская: Кабардино-Балкария живет не по средствам

Проблемы с бюджетом в масштабах государства или его региона сопоставимы с проблемами бюджетов семьи. Кабардино-Балкария "живет не по средствам", считает руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института Гайдара Ирина Стародубровская.

"Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами. То есть, если речь идет о региональном бюджете, это значит, что регион живет не по средствам. По-хорошему, чтобы не допускать дефицита, регион должен грамотно управлять бюджетом - в частности, стремиться к тому, чтобы расходы, которые нельзя сократить в следующем финансовом году, покрывались за счет устойчивых доходных источников. В Кабардино-Балкарии все непросто было. Там значительная часть бюджета наполнялась за счет водочного производства. Потом чуть ли не все производство закрылось", - рассказала она.

28 апреля 2016 года премьер-министр Кабардино-Балкарии Алий Мусуков объявил, что из-за проблемы с выплатами доначисленных акцизов на алкоголь в размере более 23 миллиардов рублей приостановлено производство на 11 предприятиях республики. Убытки от приостановки производства алкоголя в Кабардино-Балкарии составили 3,3 млрд рублей.

Стародубровская отметила, что северокавказские регионы в первую очередь зависят от дотаций из федерального бюджета. "Снижать расходы в ответ на возникновение дефицита - наиболее правильный, но и наиболее болезненный путь. Обычно регионы стремятся привлечь какие-то финансовые источники покрытия дефицита, чаще всего - кредиты. Если вызвавшее дефицит снижение доходов краткосрочное, ничего страшного в этом нет. Но если это хроническое превышение расходов над доходами, этот путь ведет регион в долговую яму", - пояснила она.

По словам Стародубровской, так как речь идет о региональном бюджете, то обязательства федерального уровня - будь то пенсионный фонд или финансирование силовиков - пострадать не должны. "В первую очередь будут, по идее, сокращаться капитальные расходы региональных бюджетов - например, строительство дорог или школ. Зарплату учителей и врачей будут резать вряд ли - тем более в этой сфере есть обязательства перед Федерацией. А вот зарплату чиновников вполне могут уменьшить. В результате чего, я не удивлюсь, если еще сильнее вырастет коррупция", - подчеркнула она.

Проценко: новому министру финансов Кабардино-Балкарии необходимо тесно взаимодействовать с Минфином
 
Значительная часть доходов бюджета Кабардино-Балкарии на протяжении многих лет формировалась за счет производства алкоголя, однако эти предприятия были остановлены и сейчас для покрытия долгов новый министр должен активно взаимодействовать с Минфином, считает специалист по экономическим проблемам Северного Кавказа, редактор отдела экономики Eurasia Daily Николай Проценко.

"В прошлом году стало известно, что практически все производства остановлены в связи с рядом выявленных нарушений законодательства, и это, конечно, сразу дало негативный эффект для бюджета", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

По мнению Проценко, сейчас сложилась очень тяжелая ситуация с долгом Кабардино-Балкарии. "По данным "РИА "Рейтинг", на 1 сентября текущего года соотношение долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 120,7%, это четвертое от конца место в России. По этому показателю Кабардино-Балкария опередила даже Северную Осетию, которая давно была на первом месте по нему среди регионов СКФО", - отметил он.

Между тем, по словам Проценко, еще сравнительно недавно именно в Кабардино-Балкарии ситуация с бюджетом была существенно лучше, чем в других республиках СКФО. "Бывший глава республики Арсен Каноков одним из главных своих достижений называл снижение дотационности регионального бюджета. С 2005 по 2013 год она сократилась с 65,5% до 49%", - пояснил он.

Редактор отдела экономики Eurasia Daily уверен, что жить и развиваться можно и с большой удельной долговой нагрузкой, однако в Кабардино-Балкарии существует проблема коммерческих кредитов. "Специфическая проблема КБР заключается в том, что в структуре ее долга абсолютно преобладают коммерческие кредиты - 78% по итогам девяти месяцев - один из самых высоких показателей в России. Эти кредиты дороги в обслуживании, что ложится на бюджет особенно тяжким бременем в условиях сокращения доходов", - отметил Проценко.

По его словам, новому министру нужно более активно заниматься взаимодействием с Минфином. "Потому что ситуация в самом деле плохая", - пояснил Проценко.

Он также предположил, что возможно необходимо личное участие главы республики Юрия Кокова, так как без федеральных вливаний бюджет республики не обойдется. "Здесь стоит посмотреть на опыт, опять же, Северной Осетии, глава которой - Вячеслав Битаров смог подключить федеральных чиновников к решению финансовых проблем республики", - отметил Проценко.

"Доля трансфертов (федеральной помощи) в первом полугодии 2017 года составила 52% от всех доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарии, их объем сократился на 8% по сравнению с первым полугодием 2016 года. В целом за 2016 год доля трансфертов была выше, она составила 56%. Видимо, республику наказывают за плохое бюджетное поведение", - заявила ранее в интервью "Кавказскому узлу" "Зубаревич: На Кавказе Кремль считает не рубли, а риски" профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

Дробиз: при возобновлении производства алкоголя Кабардино-Балкария смогла бы закрыть кредиты
 
Кабардино-Балкария с 1995 по 2010 год была одним из анклавов масштабного производства нелегальной водки в России. После сворачивания этих производств, возникли проблемы и с легальными заводами, заявил руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

"После появления Росалкогольрегулирования нелегальное производство спиртного поприжали. А потом как-то само по себе умерло и легальное производство. В настоящее время небольшое производство алкоголя осталось, но оно уже в десятки раз меньше, чем ранее", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, в 1990-е годы водочные заводы "кормили" республику". "Ничего иного в республике и не развивалось. Вопрос еще в том, что не только региональный бюджет имел пополнение за счет продаж водочной продукции, но и том, что население жило за этот счет. Очень много жителей республики были задействованы в этом производстве, содержали семьи на эти деньги. В нынешнее время вряд ли стоит ожидать возрождения масштабного производства. Хотя завод по легальному производству водки сейчас вновь запускается, но прежних доходов уже не будет", - полагает он.

Сегодня невозможно еще говорить об инвестиционной привлекательности Северного Кавказа, считает Дробиз. "Увы, ни один предприниматель не поедет туда со стороны открывать производство. Это до сих пор считается опасным, рискованным делом", - отметил он.

Однако, по мнению руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, без инвестиций улучшить финансовую ситуацию, дефицит бюджета, сбалансировать долги никакой новый министр финансов КБР не сможет.

"Министру необходимо решить три задачи. Первая - найти новые деньги. Чтобы обеспечить жизнедеятельность региона: платить зарплаты и прочее. Вторая – требуется гасить предыдущие кредиты. Третья – найти способ привлечь деньги: или для развития курортного бизнеса и туризма, или для производства сельхозпродукции. И, наверное, прежде всего, вынудить местных состоятельных людей вкладываться в республику. Конечно, последнюю задачу без вмешательства главы республики трудно будет решить одному министру", - считает Дробиз.

Он также подчеркнул, что есть очень своеобразный шанс превратить дефицит в профицит за один год. "Для того, чтобы преодолеть дефицит нужно погасить долг в 2,8 млрд рублей и еще заработать сверху хотя бы 200 миллионов рублей. 2,8 млрд рублей - это годовой доход одного очень крупного алкогольного завода. Если бы он выпустил более 60 млн бутылок водки при стоимости бутылки 50 рублей, то покрыл бы с излишком дефицит бюджета. Но это теоретически. А практически такого завода в КБР нет и не будет", - констатировал эксперт по алкогольному рынку России.

Напомним, что в феврале 2016 года в Кабардино-Балкарии после проверки, инициированной Росалкогольрегулированием, было приостановлено действие лицензии трех производителей алкоголя. Проверки участников алкогольного рынка в КБР были вызваны тем, что Федеральная налоговая служба доначислила акциз в отношении 19 производителей алкогольной продукции в республике за 2015 год.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"