Еврокомитет упрекнул Москалькову в искажении отчета о похищениях в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский комитет по предупреждению пыток опроверг заявление уполномоченной по правам человека России Татьяны Москальковой о том, что европейская делегация не нашла доказательств казней в Чечне. Властям не удалось убедить европейскую делегацию в том, что пыток в Чечне нет, считают российские правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", 6 декабря уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила о том, что представители Европейского комитета против пыток, проинспектировавшие тюрьмы в Чечне, не обнаружили свидетельств внесудебных расправ и незаконных задержаний.
Европейская делегация изучила жалобы жителей Чечни
Заявление Татьяны Москальковой о том, что делегация ЕКПП не нашла в Чечне свидетельств внесудебных расправ и незаконных задержаний, опровергли в Европейском комитете по предотвращению пыток.
По данным ЕККП, европейская делегация посетила следственный изолятор в Аргуне, изолятор отделения МВД в Ленинском районе Грозного, отделение полиции в Заводском районе Грозного, Шалинский районный отдел внутренних дел и его изолятор, участок полиции в Мескер-Юрте. Также были проверены штаб-квартира и казармы полицейского полка специального назначения имени А. Кадырова, СИЗО №1 в Грозном и республиканское судебно-медицинское бюро.
"В ходе визита в Чечню делегация встретилась с заместителем председателя СКР России Борисом Карнауховым и представителями ГСУ по СКФО. Также были изучены конкретные жалобы на незаконные задержания и жестокое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов Чечни", - говорится в релизе ЕККП, размещенном 7 декабря на сайте Совета Европы.
В релизе отмечается, что основные выводы по итогам визита в Чечню "обсуждались на конфиденциальной встрече с руководством МВД России". Российские власти уполномочили Татьяну Москалькову принять участие в этом заседании, заявили в ЕККП.
"После этой встречи в российских СМИ появились сообщения, в которых цитировалось заявление Москальковой о том, что делегация Комитета по предотвращению пыток не нашла подтверждения внесудебных казней/наказаний или пыток. Эти заявления вводят в заблуждение, и не нужно считать, что они отражают результаты работы Комитета в ходе этого визита", - подчеркивается в релизе.
Также в релизе говорится о том, что предварительные выводы по итогам поездки в Чечню "вскоре будут переданы в письменной форме правительству России". "Полный отчет КПП о визите будет представлен правительству России в установленном порядке", - отметили в ЕККП.
Пытки применялись не в СИЗО и изоляторах
В свою очередь руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин выразил сомнения в том, что члены ЕКПП поверили в то, что в Чечне нет пыток.
"Я сильно сомневаюсь, что комиссия ЕКПП поверила представителям чеченской власти. Их мандат дает право посещать официальные места содержания осужденных, подследственных и прочих лиц. Сотрудничество предполагает добросовестность со стороны государства. Действительно, ЕКПП показали камеры ИВС, СИЗО, где людей, к которым применялись пытки, нет. Однако в многочисленных обращениях, имеющихся на руках у правозащитников - ПЦ "Мемориал" и "Комитета против пыток", говорится, что пытки применялись не в камерах временного содержания или следственных изоляторах", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Каляпин.
"Пытки применялись в местах, не предназначенных для содержания людей, и содержание в которых уже само по себе является преступлением. Конечно, эти места ЕКПП не показывали", - добавил Каляпин.
По его словам, жалобы на содержание в пенитенциарных учреждениях Чечни правозащитникам не поступают. Однако, как подчеркнул Каляпин, "есть сотни жалоб на содержание в иных помещениях".
"Пожалуй, за все время правления Кадырова в наш Комитет по предотвращению пыток не поступило ни одной жалобы на пытки в пенитенциарных учреждениях. СИЗО и ИВС в Чечне сейчас совершенно замечательные, находятся в образцовом порядке. Другие российские регионы позавидовали бы Чечне. Но я указываю - имеются сотни жалоб на содержание и пытки, к примеру, в каком-то подвале на территории МВД, ППС, на базе ОМОНа. Естественно, что никто не повез представителей ЕКПП в эти места", - сказал Каляпин.
Правозащитник рассказал, что у Комитета по предотвращению пыток сейчас "нет ни одного заявления, автор которого готов выступить официально и заявить о пытках".
"Все боятся - кто за свою жизнь, кто за родственников. Не желают выступать с заявлением даже после того, как мы предлагали переселение в другой российский регион", - сказал Каляпин.
Ночью 22 ноября вооруженные люди увезли из дома Зелимхана Дикаева, заявили его родственники, обратившиеся в Правозащитный центр "Мемориал". По данным правозащитников, 21-22 ноября, кроме Дикаева, были похищены как минимум шесть мужчин, которых держат на территории силовой структуры в Старопромысловском районе Грозного в холодном помещении и почти не кормят. Информация о задержаниях семи человек в Грозном передана делегации Европейского комитета против пыток (ЕКПП), которая находилась в Чечне, сообщил 5 декабря источник "Кавказского узла".
Каляпин указал на игнорирование Россией международных конвенций
При этом у ЕКПП нет реальных рычагов воздействия на ситуацию в Чечне, считает Каляпин. "Для того чтобы на международном уровне поднимались проблемы пыток в России, необходимо сделать так, чтобы люди имели возможность безнаказанно обращаться с жалобами. Сейчас же жалобщиков в лучшем случае заставляют извиняться перед властями Чечни. Также необходимо добросовестное отношение России к международным механизмам. Сейчас же Россия - как нашкодивший школьник: мы вот тут "накосячили", но попробуйте, докажите", - заявил Каляпин.
Игорь Каляпин заметил, что "никто Россию не тащил подписывать Европейскую конвенцию по правам человека и Конвенцию против пыток ООН". Однако Россия, скорее всего, в скором времени выйдет из этих соглашений, считает правозащитник.
Вместе с тем ЕКПП имеет достаточный вес в Европе, продолжил Каляпин. ЕКПП может делать серьезные заявления и к ним будут прислушиваться, однако "ее необходимо "вооружать" фактами", подчеркнул правозащитник.
К примеру, ЕКПП удалось улучшить содержание осужденных в Польше, заметил Каляпин. "Практически все страны ЕС получают какую-то критику со стороны ЕКПП. Если жители Чечни не будут обращаться официально, то ЕКПП ничего сделать не сможет. Что касается России, то в 2012 году ЕКПП делала подробный доклад по делу похищенного Ислама Умарпашаева", - сказал Каляпин.
Игорь Каляпин заметил, что сейчас на международном уровне внимание приковано к судьбе людей, вошедших в "расстрельный список", опубликованный "Новой газетой" в материале о внесудебных казнях.
"Но недостаточно сообщений в СМИ - это не юридическая процедура. Для того чтобы на международном уровне заговорили не только о публикациях "Новой" и "Кавказского узла", нужны официальные обращения к следователям или в правозащитные организации, занимающиеся юридической работой", - указал Каляпин.
Журналист Елена Милашина сообщила в материале для "Новой газеты" 9 июля, что в Чечне в ночь на 26 января были казнены жители республики, задержанные в связи с нападением на полицейских в Грозном 17 декабря 2016 года. В распоряжении "Новой газеты" также оказались копии фототаблиц чеченского МВД с данными о задержании людей. По информации газеты, опубликовавшей 31 июля копии документов, 14 человек из числа задержанных были убиты.
Необходимо дождаться заключения ЕККП по итогам проверки в Чечне
С точкой зрения Игоря Каляпина согласился исполняющий обязанности главы представительства Amnesty International в России Иван Кондратенко. При этом он заметил, что "содержание заключенных в чеченских тюрьмах также вызывает опасение у правозащитников".
"Учитывая процесс по делу Клыха и Карпюка, нельзя сказать, что чеченские тюрьмы - это образец. Что касается ЕКПП, то вряд ли делегацию пускали в места, где люди удерживаются насильно", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Кондратенко.
Руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина подвергла критике само заявление Москальковой. При этом правозащитница раскритиковала заявление Москальковой еще до того, как в ЕККП опровергли утверждения о том, что европейская делегация не нашла доказательств казней в Чечне.
"Утверждение Москальковой создает впечатление, что комиссия отрицала наличие пыток. На самом деле это не так - комиссия сообщила, что ей не показали места, где совершаются пытки. То есть в тех местах, где была комиссия, пыток не было. Однако это совсем не означает, что пыток в Чечне нет. Мы прекрасно знаем, что пытают и даже убивают не в СИЗО, а в других местах, которые, безусловно, комиссия не могла найти", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Ганнушкина. По ее мнению, у ЕКПП есть рычаги для улучшения ситуации в Чечне. "Необходимо дождаться заключения ЕККП", - считает Ганнушкина.
Тренд времен военных кампаний в Чечне на похищения людей вновь стал актуальным в текущем году. В 2017 году ситуация с исчезновениями людей в Чечне стала напоминать обстановку во время второй чеченской кампании, сообщили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. По подсчетам "Кавказского узла", с начала 2017 года в Чечне родственники не менее чем 50 человек сообщили об их похищении.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов и похищений.