Силовики обновили тренд на похищения людей в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Похищение семи человек в Грозном возобновили тенденции, которые имели место во времена военных кампаний в Чечне, считают представители гражданского сектора и ожидают реакции на ситуацию со стороны международных организаций. Чеченские власти от похищений открещиваются, но упоминают о спецоперациях против боевиков и наркоторговцев.

"Кавказский узел" писал 1 декабря, что ночью 22 ноября вооруженные люди увезли из дома Зелимхана Дикаева, заявили его родственники, обратившиеся в Правозащитный центр "Мемориал". По данным правозащитников, 21-22 ноября, кроме Дикаева, были похищены как минимум шесть мужчин, которых держат на территории силовой структуры в Старопромысловском районе Грозного в холодном помещении и почти не кормят, заявил 5 декабря ПЦ «Мемориал».

Согласно сообщению "Мемориала", правозащитникам известны неполные данные лишь шести из задержанных мужчин - Зелимхана Дикаева, онкохирурга Алхазура, чья фамилия, предположительно, Сулейманов, Хусейна Ахматова, Шадида Шадаева и двух людей примерно 32-35 лет, чьи фамилии пока неизвестны, – Магомеда и Зейнди.

Житель поселка Войково в Октябрьском районе Хасан подтвердил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" информацию о задержании трех его односельчан. "В 20-х числах ноября в нашем поселке были задержаны три человека. Всех их забрали сотрудники структур, однако за что они задержаны, неизвестно, никто не знает", - сказал Хасан.

Отметим, что в релизе ПЦ "Мемориал" местом жительства трех человек из списка похищенных назван поселок Войково.

Задержания людей прошли по «стандартной схеме», сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник одной из местных неправительственных организаций Рамзан. "Есть у силовиков стандартная схема. Забирают человека, который, к примеру, связывался с кем-то из боевиков, находящихся в Сирии, и затем начинают отрабатывать круг его знакомых, проверяют телефонные номера, звонки. Под подозрение может попасть любой", - пояснил Рамзан.

Массовые задержания не уникальны в Чечне и в последнее время участились, сказала 5 декабря корреспонденту "Кавказского узла" руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "Никого уже не удивляет происходящее в Чечне", - отметила правозащитница.

По ее предположению, даже если власти России не прислушаются к мнению международных политических структур, то могут отреагировать на давление международных правозащитных организаций. «Было время, когда Владимир Путин  был чувствителен к влиянию Запада и прислушивался к мнению международных структур. Но это время прошло, и многое упущено.  Но все же необходимо продолжать и усиливать давление на российские власти, поскольку  основную ответственность за беззакония в Чечне несут именно они», - сказала она.

По мнению Светланы Ганнушкиной, на чеченские власти может повлиять только федеральная власть. «А на нее могут оказать давление правозащитные организации и такие международные структуры как ОБСЕ, ООН, Совет Европы. Соответственно, изменение установок скажется и на судьбах жителей Чечни", - подчеркнула она. 

Информация о задержаниях семи человек в Грозном передана делегации  Европейского комитета против пыток (ЕКПП), которая находилась в Чечне, сообщил 5 декабря источник "Кавказского узла". Члены комитета изучали ситуацию с нарушениями прав человека в республике, при этом в мандат делегации входило беспрепятственное посещение всех мест лишения свободы, как законных, так и незаконных, написала в тот же день "Новая газета".

Ганнушкина выразила сомнение, что делегаты ЕКПП вовремя получили сведения о похищенных. "Делегаты могли помочь, если бы им удалось вовремя направить информацию. Они бы стали задавать вопросы местным властям. Как результат, похищенные могли бы быть освобождены. В нашей практике в разных регионах не раз было так, что мы звонили в полицейские участки и справлялись о причинах задержания российских или иностранных граждан. Нам отвечали, что «их уже отпустили». На самом деле их отпускали сразу после звонка. Не исключаю, что интерес такой уважаемой международной организации сыграл бы такую же роль даже в Чеченской Республике", - сказала Светлана Ганнушкина.

Представители ЕКПП могут добиться результатов, если сообщат международным организациям о похищении людей и потребуют их освобождения, предположила Ганнушкина.

В 2017 году ситуация с исчезновениями людей в Чечне стала напоминать обстановку во время второй чеченской кампании, сообщили ранее опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. 

Похищения в Грозном произошли на фоне операции силовиков, которые в 20-х числах ноября получили информацию о готовящихся нападениях, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" источник в правоохранительных органах Чечни.

"Была конкретная информация, что готовились нападения на сотрудников органов с использованием ножей и заточенных отверток с целью завладения оружием. По этой информации велась соответствующая работа", - сказал он.

Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев не располагает данными о том, что жители Грозного были похищены, сообщила сегодня его пресс-служба.

"Возможно, что те лица, которые в сообщениях «Мемориала» значатся как похищенные, были задержаны в рамках полицейской спецоперации. Нам неизвестны факты похищения граждан, на которые ссылается «Мемориал». Если бы такие массовые похищения произошли на самом деле, то нам об этом было бы известно раньше, чем «Мемориалу», так как у нас налажено взаимодействие со всеми силовыми структурами и органами государственной власти в республике", - приводит слова Нухажиева сайт уполномоченного по правам человека в Чечне.

Республиканское управление Росгвардии не имеет отношения к задержаниям, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" представитель ведомства. "Сотрудники Росгвардии никого в Грозном не задерживали", - заявил он.

В Чечне массово задерживаются “наркоманы”, геи и предполагаемые боевики

Силовики в Чечне регулярно задерживают местных жителей, которых затем называют геями, “наркоманами”, “алкоголиками”, вербовщиками членов НВФ и боевиками. Об этом неоднократно сообщали жители Чечни.

Так, в октябре и ноябре сообщалось о массовых задержаниях подозреваемых в употреблении алкоголя, наркотических и психотропных веществ. Жители Чечни называли активизацию борьбы с наркоманией "кампанейщиной".

В октябре были подтверждены данные о массовых задержаниях геев в Чечне. Гей Максим Лапунов впервые выступил и публично рассказал о своем задержании в Чечне. При этом очередная волна задержаний геев началась в июне 2017 года, говорится в докладе, подготовленном "Российской ЛГБТ-сетью". Доклад основан на показаниях 33 человек из Чечни, отмечается в справке "Кавказского узла" "Кавказ без гей-парадов - как в Чечне притесняют "тех, кого нет".

Тренд времен военных кампаний в Чечне на похищения людей вновь стал актуальным в текущем году. По подсчетам "Кавказского узла", с начала 2017 года в Чечне родственники не менее чем 50 человек сообщили об их похищении. О массовой внесудебной казни жителей республики, задержанных силовиками в связи с нападением на полицейских в Грозном, 9 июля сообщила также "Новая газета". По данным автора материала Елены Милашиной, были казнены 27 человек.  Власти республики назвали эти сведения ложью. В августе десять жительниц Чечни составили коллективное обращение к правозащитникам Европы с просьбой оказать помощь в розыске их сыновей, предположительно, ставших жертвами внесудебной казни.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов и похищений.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"