Политологи критично оценили значимость "фактора Кадырова" в вопросах отношений Москвы и Пекина

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Призывы главы Чечни Рамзана Кадырова защитить народа рохинджа и массовые митинги в поддержку мусульман в Мьянме, которая входит в сферу влияния Китая, совпали с визитом Владимира Путина на саммит БРИКС в Сямэнь и его переговорами с Си Цзиньпином. Действия Кадырова и мусульманские митинги могли быть использованы как своеобразное предостережение в адрес Китая и предмет торга в переговорах, однако глава Чечни не интересен официальному Пекину и вряд ли сможет сыграть какую-либо роль в вопросах российско-китайских отношений, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи. 

Как информировал "Кавказский узел", 3 сентября в Махачкале около 2 тысяч человек приняли участие в шествии в поддержку мусульман Мьянмы, где в конце августа начали происходить столкновения между буддистами и мусульманами - представителями народа рохинджа, 5 сентября - в столице Карачаево-Черкесии. Самый массовый из митингов в поддержку  народа рохинджа прошел в Грозном 4 сентября. В нем, по данным МВД Чечни, приняло участие 1,1 млн человек. По подсчетам "Новой газеты", акция собрала около 100 тысяч человек. 

Ситуация в Мьянме, где конфликт между буддистскими и мусульманскими общинами, а также между центральными властями и сепаратистки настроенными штатами сохраняется на протяжении десятилетий,  обострилась в конце августа, когда начали происходить столкновения между буддистами и мусульманами - представителями народа рохинджа. По данным правозащитных организаций на 3 августа, в столкновениях и в результате действий армии погибли свыше 400 человек. Представители международных правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International, ранее заявлявших о нарушениях прав человека на Северном Кавказе, предложили не сравнивать размах репрессий на Северном Кавказе и в Мьянме.

Изменение риторики Москвы по поводу событий в Мьянме произошло в течение недели

28 августа департамент информации и печати МИД России в своем комментарии выразил решительное осуждение "вооруженной вылазки, направленной на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения" в Ракхайнской национальной области.

2 сентября  Кадыров разместил в своем "Инстаграме" видеообращение по поводу событий в Мьянме и сообщил о планируемой акции в Москве. При этом Кадыров пригрозил выступить против позиции России, если Москва займет сторону организаторов преследования мусульман в Мьянме.

3 сентября состоялась встреча президента России Владимира Путина и председателя Китая Си Цзиньпина. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, лидеры двух стран говорили о "намерении придерживаться линии на согласование действий на международной арене между Россией и Китаем, в том числе по делам Корейского полуострова", отмечает РИА "Новости".

Встреча лидеров России и Китая прошла на фоне акции в Москве у посольства Мьянмы. В ней приняли участие несколько сотен мусульман разных национальностей. Акция не была согласована, однако никаких мер к ее участникам полиция не предприняла. 

4 сентября состоялась массовая акция в Грозном. В этот же день 4 сентября президент России осудил преследование мусульман в Мьянме. Кадыров поблагодарил Путина за поддержку своей инициативы.

Макаркин: акции в поддержку мусульман в Мьянме связаны с переговорами лидеров Китая и России

Акции в поддержку мусульман в Мьянме спланированы в России как ответ Китаю за отсутствие поддержки по Крыму, считает политолог Алексей Макаркин.

В конце августа в Совбез безопасности ООН поступил проект резолюции по Мьянме, подготовленный Великобританией. В этом документе содержится призыв разрешить международным гуманитарным организациям доступ в районы компактного проживания мусульман для оказания помощи пострадавшим. На этапе предварительных консультаций этот проект резолюции был заблокирован двумя членами Совбеза ООН - Китаем и Россией, информирует "Коммерсант".

"Складывается ощущение, что решаются определенные проблемы в отношениях с Китаем. Так что, с одной стороны, Путин в очередной раз едет в Пекин, так что русский с китайцем, как и раньше, братья навек, а, с другой, Россия вполне может воздержаться при следующем голосовании по Мьянме в Совбезе ООН", - написал Макаркин на своей странице в Facebook.

При этом, по мнению политолога, на принятии резолюции позиция России не скажется.

"У Китая все равно остается право вето, так что сути дела это не меняет. А акцент можно расставить - мол, в 14-м году Китай за Крым не голосовал, ну и мы сейчас самость покажем по периферийному для Пекина вопросу. Тем более, что эта самость - следствие, разумеется, давления снизу, со стороны общества", - заявил Алексей Макаркин.

Москва ранее поддерживала Пекин в его политике в отношении Мьянмы. Так, в январе 2007 года в Совбезе ООН впервые с 1989 года было применено двойное вето. Проект резолюции по положению в Мьянме был представлен США и Великобританией. Его поддержали девять делегаций. Россия и Китай проголосовали «против». Проект содержал призыв к властям Мьянмы освободить всех политзаключенных, прекратить грубые нарушения прав человека, вооруженные нападения на представителей этнических меньшинств. Представители России и Китая заявили, что ситуация в Мьянме не представляет непосредственной угрозы ни региональному, ни международному миру и таким образом не подпадает под мандат Совбеза, говорится в сообщении, опубликованном на сайте "Центр новостей ООН".

"Смешно полагать, что Кадыров имеет какое-то значение для китайского руководства"

Значение Кадырова в деле российско-китайских отношений не может быть велико, считает профессор, руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко.

«Смешно полагать, что Кадыров имеет какое-то значение для китайского руководства и что оно всерьез может реагировать на его выступления по Мьянме. Как можно себе представить, что Путин на встрече с китайским лидером вдруг поминает недовольство Рамзана ситуацией в Мьянме, или как еще китайцам об этом дать знать?» - сказал он.

Китайцам «наплевать и на мнение мусульманской общественности», считает он.

«Они и о Чечне, и о Кавказе вообще не поминают. Это не сфера их интересов в отношениях с Россией», - отметил Малашенко.

По его словам, если кто-то в Кремле и режиссировал заявления по Мьянме, то этому есть, вероятно, внутриполитические причины.

Однако вряд ли высказывания Кадырова по Мьянме могут принести пользу Путину, считает он.

«Его [Путина] слова по поводу резких высказываний Кадырова по Мьянме, что это «личное мнение гражданина РФ», звучат неубедительно. В глазах какой-то части общества это выглядит так: ничего никому нельзя, а вот есть Рамзан, которому все прощается. Наоборот, в преддверие выборов такая интрига не добавляет авторитета самому Путину. Ведь много охотников потыкать пальцем: ага, боится Рамзана и тому подобное», - сказал Малашенко.

Он также не исключил, что активность Кадырова в вопросах поддержки народа рохинджа является "самодеятельностью". 

«По-моему, это самодеятельность Рамзана. Кадыров иногда переходит какие-то границы. Как, например, в случае со ставропольскими полицейскими, по которым он разрешил стрелять», - заявил Малашенко "Кавказскому узлу". 

Как сообщал "Кавказский узел", 19 апреля 2015 года в Грозном был убит Джамбулат Дадаев, находившийся в федеральном розыске по подозрению в обстреле предпринимателя в Ставрополе. Операцию проводили сотрудники МВД Ставропольского края. Глава Чечни Рамзан Кадыров после гибели Дадаева раскритиковал действия ставропольских оперативников, заявив, что никто не может проводить спецоперации в республике без согласования с местными властями. Он сказал, что против таких силовиков нужно открывать огонь на поражение. Подобные громкие заявления Кадырова связаны с его уверенностью в поддержке Кремля, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

Орешкин: митинги мусульман не нужны Кремлю в преддверии выборов

Проблему мусульман Мьянмы Кадыров мог использовать для поднятия своего престижа, полагает политолог Дмитрий Орешкин.

"Вот случилась эта ситуация, и Рамзан Кадыров чувствует, что он может поднять свой престиж в определенных кругах, и он яростно выступает. Многие воспринимают его после этого как якобы защитника исламского мира. Путин негласно приостанавливает его. Мол, все под контролем, не нервничайте. Кадыров после этого, говорит, что его неправильно поняли и вновь подтверждает, что он пехотинец Путина", - отметил Орешкин.

Он также обратил внимание, что в целом Кремлю выгодно использовать положение в Мьянме для отвлечения внимания от других внешнеполитических проблем, таких как события вокруг Крыма и Украины.

«Можно поговорить о том, что в сложившейся обстановке там виноват Запад и т. п. Хотя я не думаю, что акции в поддержку рохинджа хоть как-то нужны Кремлю накануне выборов. Это ведь создает дополнительное напряжение в обществе, появляются мысли - а кто прав, кто виноват там?", - считает он.

Орешкин не исключил, что с этим "потенциальным политическим ресурсом" играют и официальные власти в республиках с преимущественно мусульманским населением.

"Тот же Кадыров почувствовал потенциальный социальный рост исламских настроений, что есть довольно сплоченное меньшинство, которое входит в политику и нуждается в сильных лидерах. И он претендует на роль такого лидера. И эта ситуация пошла ему на пользу", - пояснил он.

В самой Чечне мусульмане, не придерживающиеся традиционного ислама, подвергаются преследованиям властей, которые открыто поддерживают представителей суфийского тариката в исламе и запрещают вести диалог с салафитами. Кроме того, находясь у власти, Рамзан Кадыров последовательно проводит курс на искоренение любых проявлений инакомыслия, шаг за шагом выстраивая режим личной тирании, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" докладе HRW "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных".

Между тем Орешкин сомневается, что ситуация с митингами пошла на пользу Путину.

«Вряд ли это пошло на пользу Путину. В Москве есть те, что говорят о том, что кадыровцы слишком много себе позволяют и не очень довольны реакцией власти. Ведь уличные протесты, как правило, происходят при расколе или обострении конкуренции в элитах», - полагает он. 

По мнению Орешкина, в ситуации возрастания активности мусульман играют роль не только амбиции и сиюминутные интересы Путина, Кадырова или их противников, но и более фундаментальные, базисные процессы.

"События эти показывают, что в споре условных либералов и государственников не заметили новую, социальную силу, умножающуюся физически - ислам. Вожди этого движения неявные, но с ними взаимодействуют официальные лидеры типа главы Чечни Кадырова. При отсутствии этого взаимодействия столь массовые акции трудно себе представить, хотя митинги были организованы самими людьми", - сказал он.

По его словам, исламская идеология будет играть в России все более усиливающуюся роль.

"Причин тому две. Во-первых, демографическая. В мусульманских семьях рождается больше детей, мусульманские мужчины меньше пьют водки, больше заботятся о семьях. И второе, ислам - более консервативная и монолитная религия, несмотря на все конфликты и расколы внутри, мусульмане консолидированнее. Роль ислама будет возрастать в российской политике и потому, что более 20% населения принадлежат к исламской культуре. Их число увеличивается в городах. Мусульмане привносят свою исламскую картину мира", - отметил Орешкин.

Говоря об отношениях российской власти и ислама Орешкин указал на их двоякость.

«Власть старается не только его подавить, но и в какой-то степени опереться на ислам и мусульман. В частности, использовать вооруженные отряды Кадырова для своей поддержки, так как она недостаточно уверена в своих силовиках в случае угрозы, к примеру, военного переворота. В нынешнее время Путин сильнее зависит о Кадырова, чем Ельцин от чеченских лидеров, а тот, в свою очередь, имеет больше полномочий, чем надеялся получить себе, к примеру, Джохар Дудаев", - считает политолог.

Чечня является символом победы российской государственности, отметил он.

"И несмотря на то, что Путин уступил больше, чем уступил Чечне Ельцин, он смотрится победителем. Виртуально победив Чечню, Путин однако де-факто ушел, оставил ее в управление своему вассалу. И исходя из этого Путину нет резона открыто ссориться с исламом и мусульманами. Так как все держится на личной преданности сюзерену, то ему не хочется ссориться с вассалом из-за религиозных вопросов", - подытожил Орешкин.

На "Кавказском узле" в разделе "Справочник" размещены статьи "Ваххабизм", "Суфизм", "Ислам в России".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"