Тарикат
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Тарикат - термин, принятый в исламе для обозначения суфийского ордена или школы, практикующих особое мистическое учение и духовные практики для сокровенного постижения божественной истины и достижения хакиката - духовного самосовершенствования.
Сущность тариката
Тарикат (от طريقة араб. "дорога", "путь") - суфийское братство, практикующее особый метод сокровенного познания – "тарика" - путь сокровенного познания Бога.
Суфийский путь разделяется обычно на три этапа: шариат (соблюдение всех правил и предписаний в исламе), тарикат (собственно путь суфийской практики) и хакикат (плод практики, достижение поставленной цели и познание истины). Различные этапы пути тщательно детализированы и подробно описаны в суфийских трактатах.
Прежде всего выделяют так называемые "стоянки" - макамат и "состояния" - ахвал. Первые относятся к области опыта, достигаемого суфиями своими собственными усилиями; а вторые представляют собой трансперсональные переживания, которые, по учению суфизма, ниспосланы суфию Богом. Предполагается, что суфия ведет по пути шейх, который имеет духовных учителей, восходящих к временам пророка Мухаммада. Бесшейховых суфиев ведет Хизир (Хидр или Хидир; Коран 18: 60-82).
Если одно "состояние" отрицает другое, то качества, приобретаемые на низших "стоянках", сохраняются и на высших. Суфий должен последовательно переходить от одной "стоянки" к другой, и только полное овладение той или иной "стоянкой" позволяет осуществить этот переход. "Состояния" отличаются неустойчивостью, однако они закрепляются по мере приближения суфия к цели. Характерно, что к "состояниям" иногда относили момент, когда суфий живет как бы вне времени, одним мгновением, здесь и сейчас, забыв о прошлом и будущем и сосредоточившись исключительно на Боге (вакт).
При вступлении на Путь у части суфийских орденов существовал обряд инициации. Посвящаемый произносил байа - клятву верности. Ему вручалась хирка - суфийское облачение. Ученик вкладывал руку в руку шейха, таким образом происходила передача барака - благодати. Другая важная часть - дарование таджа (колпака дервиша).
История тариката
Тарикат появился в IX-XI веках. С появлением тариката его знаменитые шейхи открыто выступали против шариата, потому что некоторые положения тариката не могут быть приняты шариатом. Исламские ученые доказывали, что шейхи тариката вышли за пределы ислама и являются муртадами, следовательно, они подлежат соответствующему наказанию. По фетвам алимов, некоторые такие шейхи тариката были в разное время казнены 1. Сторонники тариката считают эти казни несправедливыми и беззаконными с точки зрения ислама. Алимы утверждают, что разговоров этих шейхов им не понять, так как они изъясняются собственными терминами. Они вроде бы и не выступают против шариата, но и не придерживаются всех его положений.
В суфийском исламе существуют тарикаты: Кадирийа, Накшбандийа, Мавлавийа и другие. И хотя у каждого из них свои основатели, но все они считают пророка Мухаммеда основателем своего тариката. Утверждают, что пророк Мухаммед наставил разных людей на Путь Истины. В свою очередь, они открыли Путь своим последователям, передавая наставления из поколения в поколение. Правда, ученые-алимы не находят подтверждений этому факту. У шейхов тариката нет ни одного достоверного доказательства, что их учения основал именно пророк Мухаммед.
Первый тарикат в Дагестане
В Дагестане учение тариката было известно почти 900 лет назад. Мусульманский теолог и мистик, живший в Дербенте Абу Бакр Мухаммад аль-Дарбанди (1058-1145), в 1098 году написал книгу "Райхан аль хакаик" - о шейхах и мюридах, а также их деяниях 2. Это не был тарикат Накшбандийа, поскольку его основатель Бахауддин Накшбанди родился только через 200 лет. Неизвестно, как долго просуществовал в Дербенте описанный Мусой ибн Фараджем тарикат. Известно лишь, что после него, вплоть до ХIХ века, в Дагестане не обнаружено следов других шейхов и их мюридов.
Тарикат Накшбандийа
Считается, что тарикат Накшбандийа был основан Мухаммедом Бахауддином (1318-1389) из Бухары 3. Накшбанди - псевдоним, означает – "чеканщик". Бахауддин Накшбанди принял тарикат от своего учителя Амира Кулала, впоследствии развил его, фактически разработал принципиально новую систему. Шейхи тариката Накшбандийа считают его самым высоким, чистым и единственно соответствующим шариату.
Вот Путь тариката от пророка Мухаммеда: Абу-Бакр, Салман аль Фариси, Касым бин Мухаммад, Джафар Садык, Баязид Бистами, Абу Аль Хасан Харакани, Абу Али Фармади, Йусуф Хамадани, Абдулхалик Гудждувани, Ариф Ривегери, Махмуд Фагневи, Али Рамитани, Мухаммад-баба Саммаси, Амир Кулал, Шах Накшбанд Мухаммед Бахауддин Бухари, Аляуддин Аттар, Якуб Черхи, Убейдуллах Ахрар, Кади Мухаммад Захид, Дервиш Мухаммад Самарканди, Хаджеги Мухаммад Имканаги, Мухаммед Баки Биллях, Имам Раббани Ахмад Фаруки, Мухаммад Маъсум Серхинди, Мухаммад Сейфуддин Серхинди, Нурмухаммед Бедаюни, Мирза Мазхард Джан Джанан, Абдуллах Дехлеви, Мавляна Халид Багдади, Исмаил аль-Курдамирли аль-Ширвани, Мухаммед аль-Яраги, Джамалуддин аль-Гази-Гумуки.
Тарикат Накшбандийа в Дагестане
В Дагестане тарикат Накшбандийа первым принял житель Юхари-Ярага Кюринского округа, ученый-алим Мухаммад-эфенди аль-Яраги (1771-1838) 4. Он был известным учителем арабского языка и религиозных дисциплин. Учился у Саида Араканского. Кюрдамирский алим Исмаил-эфенди выехал в Дамаск и принял тарикат от самого известного багдадского шейха Халида, который был родом из Сулеймании. После этого Исмаил стал распространять тарикат Накшбандийа среди ширванцев. В Ширване жил ученик Мухаммеда Яраги Хас-Мухаммед. Он пришел к Исмаилу-эфенди и принял тарикат. Позже Исмаил-эфенди сделает его устазом и направит в Дагестан. Там Хас-Мухаммед рассказал обо всем случившемся и пережитом своему наставнику Мухаммеду-эфенди аль-Яраги, который принял тарикат. Так, Хас-Мухаммед принял в мюриды своего наставника и назначил его устазом тариката, даровав ему право самому обучать и воспитывать других мюридов.
Исследователи подчеркивают, что значительной остается степень влияния тариката как исламского мистицизма на развитие духовной культуры и общественно-политическую жизнь, как в мусульманских странах, так и республиках Северного Кавказа - Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Это обусловлено тем, что Северный Кавказ, Россия переживают в настоящее время переломный момент, происходят кардинальные изменения в различных сферах жизни общества. Под воздействием этих причин происходит распространение мистических идей, рост влияния тарикатских общин, числа их последователей.
В конце XIV века на Северном Кавказе насчитывалось 12 тарикатов. Сегодня ведущими среди них считаются накшбандийя, кадирийя и шазилийя, которые широко распространены в Чечне, Ингушетии и Дагестане. В свою очередь тарикаты делятся на братства - в Дагестане существуют около 15 мюридских братств, в Чечне и Ингушетии - более 30 вирдовых братств.
Примечания
- Каяев З.-А. Тарикат и мюридизм в Дагестане // Советский Дагестан, 1990, №4.
- Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына Мусы, сына ал-Фараджа ад-Дербенди "Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" ("Базилик истин и сад тонкостей") // Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей. Махачкала, 1991. С.24–47.
- Бахауддин Накшбанд — основатель ордена Накшбандийа // Дагестан Post, 24.11.2014.
- Албанви А. Верховный мюршид Мухаммад-Эфенди Ярагский // Проза.ру, 2011; Неверовский А.А. О начале беспокойств в Северном и Среднем Дагестане // Восточная литература, 2012.