Жители Ингушетии сочли ошибочным решение о переносе празднования 25-летия республики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Перенос на 11 июля основных праздничных мероприятий в честь 25-летия республики раскритиковали опрошенные “Кавказским узлом” жители Ингушетии. Они назвали решение властей необоснованным и пообещали отпраздновать создание республики сегодня, 4 июня. После ликвидации Чечено-Ингушской АССР траектории развития Ингушетии и Чечни оказались разными, заметили историки и правозащитники.
По данным пресс-службы главы Ингушетии, основные праздничные мероприятия, посвященные 25-летию республики, перенесены на конец месяца Рамадан и пройдут 11 июля в Магасе и Назрани.
В 1921-1924 годах Ингушетия входила в состав Горской АССР. В начале 1934 года, без учета мнения народа, Ингушетия была присоединена к Чечне и образована Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. – Чечено-Ингушская автономная советская социалистическая республика). В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Осенью 1991 года Чечня отделилась от Ингушетии. Указ президента России "Об образовании Ингушской республики" был подписан 4 июня 1992 года, отмечается в размещенном на “Кавказском узле” в разделе “Справочник” материале “Общие сведения о Республике Ингушетия”.
“Никто не должен в угоду чиновникам жонглировать датами”
Перенос основных праздничных мероприятий на 11 июля назвал необоснованным правозащитник, председатель ингушской организации "Союз пострадавших от геноцида" Руслан Парчиев. Он напомнил, что в ноябре 1991 года состоялся всенародный ингушский референдум по вопросу восстановления ингушской государственности путем образования Ингушской Республики в составе РСФСР.
“Тогда из 92 тысяч человек - а это 70 процентов взрослого населения ингушей - за создание своей республики проголосовало 97,4 процента. 4 июня 1992 года Верховным Советом РФ принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации»”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Руслан Парчиев.
По его словам, жители Ингушетии на протяжении четверти века отмечали День республики именно 4 июня. Многие жители республики, несмотря на решение властей, сегодня в кругу родных и друзей отметят 25-летие создания Республики Ингушетия, подчеркнул Парчиев.
“Создание Республики Ингушетия - событие, может и не эпохальное, но достаточно знаменательное. Перенос празднования на удобную для начальства дату без видимых на то причин – действие неправомерное”, - привел свою точку зрения Руслан Парчиев.
В свою очередь ингушский писатель Исса Кодзоев отметил, что несмотря на решение властей, они именно сегодня, 4 июня, после вечерней молитвы и ифтара поздравит своих родных и друзей с 25-летием образования республики. “Мы соберемся за одним столом, нам есть о чем вспомнить”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Исса Кодзоев.
Празднование 25-летия республики нельзя было переносить на 11 июля, считает руководитель правозащитной организации "Машр" и автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов. Он заметил, что у “каждого народа есть своя, значимая для каждого гражданина, особая дата”.
“Для нас этой датой является день образования Ингушетии. Нельзя забывать, какие трудности пришлось преодолеть нашим ученым, политикам, юристам, чтобы был принят закон “Об образовании Ингушской Республики”. И случилось это именно 4 июня, а не в любой другой день. И никто не имеет права жонглировать датами в угоду чиновникам”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Магомед Муцольгов.
“Сегодня нашей Ингушетии, самой молодой республике в составе Российской Федерации, исполняется уже четверть века. И мы все равно соберемся все вместе – родные, друзья – и после молитвы и ифтара вспомним тяжелые дни, которые привели наш народ к образованию республики”, - сказал правозащитник.
Жительница Ингушетии Лида заявила корреспонденту “Кавказского узла”, что ее семья также будет праздновать 25-летие республики именно сегодня, 4 июня, а не 11 июля. “Мы с дочкой сегодня должны в два раза больше еды приготовить – муж сказал, что придут его друзья, те, кто готовил документы о создании республики. Жалко, что сегодня не будет общего праздника, как в прошлые годы, когда эту дату отмечали все вместе. А теперь вот праздновать будем каждый за своим столом”, - сказала корреспонденту “Кавказского узла” Лида.
“Очевидно, что 11 июля праздник будет организован только для высоких чиновников, а не для народа, как было раньше”, - добавила Лида.
"Период депортации послужил не раздроблению, а консолидации вайнахов"
Различия между ингушами и чеченцами подобны различиям между такими близкородственными народами как русские, украинцы и белорусы, считает российский этнолог и историк, член-корреспондент Российской академии наук профессор Сергей Арутюнов.
«В нынешнее время существует три нахских народа: два относительно больших - ингуши и чеченцы, один маленький - бацбийцы или цова-тушины, проживающие в одном селении в Грузии, они православные и сейчас сильно ассимилируются с грузинами, однако на нахском наречии они частично разговаривают в домашней обстановке. Но образование и официальное общение у них уже только на грузинском языке. Общность между ингушами и чеченцами подобна близости русских, украинцев и белорусов. Иногда бывает трудно разделить, и даже самому человеку трудно ответить на вопрос - к какому из этих народов он принадлежит. Но близость не мешает при этом каждому из народов иметь свои политические образования и враждовать между собой в некоторых случаях», - рассказал он.
По словам этнолога, до XVIII века на этих территориях жили отдельные нахские племена, которые часто перемещались. «Так, орстхоевцы жили на западе ареала обитания вайнахов, а потом часть их переселились далеко на восток, ближе к современному Дагестану. Тухумы и тейпы очень часто передвигались и смешивались друг с другом», - пояснил Сергей Арутюнов.
По его мнению, период депортации послужил не раздроблению, а скорее консолидации вайнахов - ингушей и чеченцев.
Из Чечни и Ингушетии во время депортации 1944 года было вывезено почти 500 тысяч человек. Подробности этих событий приведены в справке "Депортация чеченцев и ингушей" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
«Совместные тяготы, например, война, коллективизация, голодомор и пр. часто сплачивают людей, а не разъединяют. В постсоветскую эпоху, когда стало больше политической свободы, наоборот, произошло большее разделение между близкими народами. Представители каждого из них хотели использовать возможности, может быть и иллюзорные, приобрести самостоятельность, надеясь только самому взять свою часть пирога. Тем не менее, в ходе чеченской войны вновь происходит консолидация. Ингуши очень сочувственно отнеслись к страданиям близкого народа. А в настоящее время из-за того, что, вероятно, Чечня получает больше дотаций из госбюджета, опять возникла своеобразная конкуренция, соперничество, в какой-то мере зависть. Чувство солидарности сменилось чувством соперничества. Однако и Евкуров, и Кадыров сохраняют связи и имеют вполне приличные отношения», - полагает Арутюнов.
Макка Албогачиева: разные пути политического развития Чечни и Ингушетии отразились на этническом самосознании
До начала XIX века существовали разрозненные рода и племена, называвшиеся в литературе также «обществами», каждое из которых разговаривало на своем диалекте, отметила старший научный сотрудник отдела Кавказа Кунсткамеры Макка Албогачиева, говоря об истории формирования ингушского и чеченского народов.
«Например, в горной Ингушетии проживали Хатхоевское, Чоевское, Тиапинское общества. Собственно сословий среди них не было, но одни из них были слабее, другие - сильнее. Они, а также галга, орстхоевцы и другие говорили каждый на своем наречии. Ситуация коренным образом изменилась после строительства Кавказской разграничительной линии и особенно после завершения Кавказской войны в середине XIX века и окончательного присоединения территорий различных племен и родов к Российской империи», - сказала она.
"Кавказская война" - самый длительный военный конфликт с участием Российской империи, затянувшийся без малого почти на 100 лет и сопровождавшийся тяжелыми жертвами как со стороны русского, так и народов Кавказа.. В разделе "Справочник" "Кавказский узел" опубликовал статью "Кавказская война".
Тогда происходило перемещение части родов с гор на равнину, по завершении войны это стало правилом, пояснила Макка Албогачиева.
«Племена и роды были компактно поселены в одних крупных населенных пунктах. Власти это делали из политических соображений, чтобы усилить контроль над местными сообществами. Они были объединены в единых селениях, где и начал формироваться единый для всех язык. В итоге все племенные подразделения, которые жили в одной территориальной общине, теряли свои диалекты и приняли общий для той или иной новой группы язык. Родоплеменные отличия внутри новообразовавшейся ингушской народности почти стерлись уже в XIX веке. Возник единый ингушский язык, который сегодня не имеет диалектов. Именно так сложились ингуши и чеченцы, и появилась разница между двумя народами. Похожая ситуация была, кстати, у соседних карачаевцев и балкарцев», - рассказала она.
В то же время, отметила Албогачиева, представители одних и тех же сообществ, родовых союзов, оказавшись на разной территории, могли себя позиционировать как представители разных народов.
«К примеру, орстхоевцы (карабулаки) после окончания Кавказской войны вынуждены были бежать в Османское государство. Но в начале XX века часть из них получила возможность вернуться. Большинство их поселилось в селении Цагамши Малгобекского района нынешней Ингушетии. Места их исконного обитания к тому времени уже были заняты казаками. В настоящее время орстхоевцы (карабулаки), большая часть которых живет в Ингушетии, считают себя ингушами, а часть их, живущая в Чечне, в основном называют себя чеченцами. Из-за этого порой возникают споры. Но при этом орстхоевцы проводят общие съезды. Другой пример с кистинцами, проживающими в Панкисском ущелье Грузии. В свое время составляла историческую справку. В ней указывалось, что в 1920-е годы при образовании Ингушской автономной области говорилось, что границы Ингушетии должны пролегать по реке Кистинке, на которой живут ингуши. То есть в Панкиси жили ингуши. Но по ряду политических обстоятельств эту территорию передали Грузии. Еще в советское время все этнические группы в Грузии были переписаны как грузины и многие кистинцы почти утратили свое этническое самосознание, - рассказала Албогачиева.
Она отметила, что в конце XX - начале XXI века, когда после 1-й и 2-й чеченских кампаний десятки тысячи людей стали беженцами из Чечни и, в том числе, поселились в этих районах Грузии, местные жители в Кистетии вспомнили о своем происхождении.
Кистинцы переселились в Панкисское ущелье в 1830-х и 1870-х годах. Кроме кистинцев, здесь проживает большая группа чеченцев, которые покинули Чечню после второй военной кампании. Родным языком кистинцев является чеченский (кистинский диалект). Большинство кистинцев владеют грузинским языком, сообщается в статье "Кистинцы", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
«Однако они стали называть себя чеченцами, хотя за сто лет до этого они документировались как галгаи (ингуши)», - сказала Макка Албогачиева.
По словам Албогачиевой, последние 25 лет, когда у Чечни и Ингушетии обозначились разные пути политического развития, "отразились на этническом самосознании".
«Чеченцы выбрали поначалу путь отделения от России. Возможно, они все же сделали выбор неосознанно, следуя выбору политической элиты. В то же время ингуши решили остаться в составе России, полагая, что ельцинский закон о реабилитации репрессированных народов позволит им вернуть себе Пригородный район, где исконно жили ингуши. В первые годы правления Дудаева в Чечне существовала некая эйфория от того, что они почти добились независимости. Затем была некоторая обида на ингушей. После войн ситуация изменилась, Кадыров выстроил свою политическую вертикаль. В национальной идентичности чеченцев произошли сдвиги. Позитивной чертой можно считать то, что вновь распространилось знание чеченского языка. Даже в тех семьях, где ранее говорили только на русском, особенно элита в Грозном, произошло возвращение в чеченскую языковую среду. Язык ведь один из важнейших этномаркирующих признаков. А в Ингушетии все иначе. Знание родного языка ослабевает. Ингушский преподается несколько часов в неделю в школе фактически как иностранный. Несмотря на то, что у ингушей есть своя государственность, это не очень отразилось на изучении и статусе ингушского языка», - сказала Макка Албогачиева.
Она сослалась на мнение составительницы англо-ингушского словаря Джоханны Николс, которая предполагает, что при нынешних темпах ингушский язык может быть утерян. «Такое положение характерно в целом для большинства народов Кавказа, за исключением, как указывала я, Чечни», - считает Албогачиева.
Черкасов: траектории развития Ингушетии и Чечни оказались разными
Между тем председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов обратил внимание на другой аспект различий в политической ситуации в Ингушетии и Чечне.
«25 лет существования республики Ингушетия - достаточный срок, чтобы понаблюдать и понять, чем отличался ее путь от пути соседней Чечни. С самого начала национального движения в Чечено-Ингушетии ингушские и чеченские районы шли в разных направлениях. В Чечне сложилось, наверное, единственное не только на Северном Кавказе, но и по России организованное сепаратистское движение. В то время как Ингушетия тяготела к федеральному центру, рассчитывая получить помощь его в споре за Пригородный район Северной Осетии", - сказал Александр Черкасов.
Осетино-ингушский вооруженный конфликт произошел осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии, где совместно проживали представители обеих национальностей. Как писал "Кавказский узел", последствия конфликта окончательно не устранены, хотя часть ингушского населения смогла вернуться в населенные пункты района. Подробнее с обстоятельствами конфликта можно ознакомиться в статье "Осетино-ингушский конфликт" доктора исторических наук В. А. Тишкова, опубликованной в "Справочнике" "Кавказского узла".
Обе республики в разной мере пережили кровопролитные конфликты, отметил правозащитник. "В Ингушетии в 1992, в Чечне - две войны с федеральным центром. В целом же, траектория движения республик оказалась разной, хоть изначально каждую из республик возглавил генерал. Дудаев в Чечне, Аушев в Ингушетии. Но генералы вели себя не одинаково", - указал он.
По словам Черкасова, Аушев до самого конца своего пребывания на посту главы республики пытался удержать ее от войны и не позволял федеральным силовым структурам полную свободу действий против жителей. «За что, собственно, во время второй чеченской войны он и был снят с должности. Вместе с тем, Ингушетия и в первую и во вторую войну приняла сотни тысяч беженцев из Чечни. Однако и сейчас траектория развития Ингушетии отличается от Чечни», - сказал Александр Черкасов.
Политика сплошного подавления инакомыслия в любой сфере деятельности в Чечне разительно отличается от гражданского общества в Ингушетии, отметил он.
«В республике (Ингушетии) существует оппозиция власти. В отношении боевиков применяется политика «мягкой силы». Работают комиссии по адаптации боевиков. Легализованы приходы и духовные лидеры, которые имели разногласия с официальным духовным управлением. Я знаю единственный случай на Кавказе, когда людей похитили силовики и их удалось спасти буквально за минуты до казни. Это было в Ингушетии с братьями Аушевыми в 2007 году. И мы видим сколь много зависит от людей, и от отдельного человека, от коллективного разума и воли», - пояснил член ПЦ «Мемориал».
«А что касается того, что Ингушетия и Чечня вроде как неформально соревнуются в строительстве высоких зданий или комплексов, то это поверхностное, наносное, не имеющее отношения к сути различий между двум республиками, в том числе и в менталитете их жителей», - утверждает Черкасов.
По словам пресс-секретаря главы Ингушетии Мадины Галаевой, сегодня во всех районах и городах республики пройдет более 50 мероприятий, посвященных 25-летию Ингушетии. Галаева сообщила, что будут открыты три новых Дома культуры в селениях Кантышево, Галашки и Сагопши, а также пожарно-спасательный колледж в городе Сунжа. Вместе с тем она подчеркнула, что основные празднования Дня республики перенесены на конец месяца Рамадан и пройдут 11 июля в Магасе и Назрани, сообщает ТАСС.