Абдурахман Усманов обвинил следователя во лжи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Махачкалинский следователь на допросе в суде заявил, что обвиняемого в связях с ИГ Абдурахмана Усманова никто не пытал. Разные подписи в копиях протокола допроса он объяснил тем, что подсудимый одну копию нечаянно испортил. Усманов слова следователя опроверг и заявил, что тот присутствовал при его пытках.
Как писал "Кавказский узел", дело жителя Дагестана Абдурахмана Усманова рассматривается в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону. По версии следствия, Усманов выехал в Сирию, вступил в учебный центр "Исламского государства" (запрещено в России по решению суда. - Прим. "Кавказского узла"), и больше года занимался охраной позиций боевиков, тыловым обеспечением, оказывал финансовую и правовую поддержку семьям боевиков.
Усманов полностью отрицает свою вину, его алиби подтвердил целый ряд свидетелей. Подсудимый утверждает, что неоднократно подвергался пыткам. 6 января 2016 года он проглотил саморезы и вскрыл себе вены, и после этого поступка пытки, по словам Усманова, прекратились. Проверять его слова суд отказался.
Заседание 21 апреля началось с того, что адвокат Владимир Гладков потребовал признать недопустимым протокол допроса Усманова в качестве подозреваемого. Защитник заявил, что подписи под этим протоколом различаются в зависимости от копии документа. Подписи Усманова в той копии, что имеется в материалах дела, не совпадают с теми, которые стоят в копии, поступившей из Советского райсуда Махачкалы.
Защита настаивает, что 10 декабря 2015 года, когда состоялся допрос, Усманов документ не подписывал, а сделал это только 3 ноября 2016 года – под пытками и угрозами.
Прокурор Караев предложил для разрешения вопроса допросить по видеосвязи следователя, который в этот момент уже находился в Махачкалинском военном суде, передает корреспондент "Кавказского узла".
Следователь: Усманов добровольно признал вину
После долгой настройки связи на экране появился следователь УФСБ Магомед Газимагомедов. Он рассказал свою версию обстоятельств задержания и допроса подсудимого.
"Мне сообщили с проходной, что ко мне явился Усманов Абдурахман. Допрос проходил строго в рамках УПК, ему было разъяснено, что в отношении него было возбуждено уголовное дело, мы приступили к следственным действиям: допрос, задержание. Могу пояснить, что во время допроса, в присутствии защитника, Усманов Абдурахман дал свои показания, в которых признал свою вину, то есть подозреваемый давал показания добровольно", – утверждает Газимагомедов.
Разницу в подписях на разных копиях протокола он объяснил следующим образом: во время составления протокола, уже после того, как была сделана копия, Усманов, по словам следователя, попросил заново ознакомиться с документом.
"В конце мы обнаружили, что протокол поврежден. Усманов извинялся, говорил, что думал, что это черновик – и порвал машинально. Был распечатан ещё один экземпляр, который был приобщён к делу", – сказал следователь.
Что касается утверждений о пытках подсудимого, то Газимагомедов заверил суд: "на теле Усманова видимых повреждений не усматривалось". А поводом для задержания он назвал "достаточные данные, накопившиеся в результате проверки, и рапорт уполномоченного ФСБ по Республике Дагестан".
При этом следователь заявил, что ему неизвестно, где находился подсудимый с 7 декабря 2015 года до дня допроса (по рассказу Усманова, его задержали именно 7 декабря 2015 года, в Москве. - Прим. "Кавказского узла"). "Либо пошел домой, либо к друзьям и знакомым", – сказал он.
Газимагомедов также сообщил, что не уточнял, привел ли к нему кто-то Усманова или тот пришел сам. В здании управления ФСБ соблюдается пропускной режим, и, по словам следователя, у Усманова был пропуск, который сейчас уже не сохранился.
– То есть человек, подозреваемый в ряде преступлений террористической направленности, четыре дня гуляет по Махачкале, а потом просто так приходит? – спросил адвокат.
– Вы всё правильно понимаете… Так и получилось, – ответил Газимагомедов.
"А зачем вы носили мешок на голове?"
Во время допроса Газимагомедова сам подсудимый ходил по клетке-"аквариуму", смеялся и улыбался. Усманов спросил, кто именно вместе с ним был на допросе. Руководил пытками, по словам подсудимого, силовик по имени Заур. Но следователь возразил, что при допросе в кабинете были только он и адвокат, а никаких других сотрудников, в том числе какого-либо Заура, там не было.
– Я вас встретил на пропускном пункте. С момента, как я вас встретил, и до помещения в изолятор, в других помещениях вы не были, – заявил Газимагомедов.
- И вы не заходили в камеру, где я был с мешком на голове?! – возмущенно спросил Усманов.
– А зачем вы носили мешок на голове? Вы носили мешок на голове? Я такого не видел, – спокойно ответил следователь.
Что касается утверждений защиты о событиях 3 ноября 2016 года, то Газимагомедов заявил, что Усманова к нему не доставляли.
– А 3 ноября не вы играли со мной в русскую рулетку? Когда у следователя пистолет Стечкина, я - в клетке, а адвокат сидит пьяная?! – эмоционально спросил подсудимый.
– Я попрошу не оскорблять представителя власти в здании суда, – одернул его, изменившись в голосе, Газимагомедов.
Судьи попросили следователя все-таки ответить подсудимому, и Газимагомедов сказал: "Такого не было".
После допроса Абдурахман Усманов заявил суду, что копию протокола не повреждал.
"Данный документ я не подписывал! Может быть, тогда я подписал пустые листы, когда был с мешком на голове. 3 ноября 2016 года меня привезли, дали этот протокол и после очередных угроз заставили подписать", – сказал Усманов.
Прокурор попросил допросить по видеосвязи адвоката, указанную в оспариваемом протоколе допроса, а Усманов – другую защитницу, которая представляла его интересы в 2016 году. Коллегия судей согласилась на это, назначив новое заседание на 24 апреля.
Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" "Кавказский узел" опубликовал подробную справку "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ" (запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией. - Прим. "Кавказского узла").