Абдурахман Усманов сообщил о подписании протокола допроса "задним числом"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уроженец Дагестана Абдурахман Усманов, обвиняемый в оказании помощи боевикам в Сирии, на допросе в суде в Ростове-на-Дону заявил, что протокол с признательными показаниями подписал "задним числом" в результате применения пыток к нему и угроз в адрес гражданской жены. Защита просила провести экспертизу с целью установления даты подписания протокола, но суд отклонил это ходатайство.

Как информировал "Кавказский узел", дело жителя Дагестана Абдурахмана Усманова рассматривается в Северо-Кавказском окружном военном суде. Следствие считает, что летом 2014 года Усманов выехал в Сирию и вступил в террористический учебный центр "Исламского государства" (запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией), и до октября 2015 года занимался охраной позиций боевиков, тыловым обеспечением, сбором денег на нужды вдов и детей боевиков, а также нанимал адвокатов и подкупал правоохранителей в Турции, чтобы помогать задержанным террористам. На заседании суда 6 марта начался допрос Усманова, который заявил, что признательные показания дал под пытками.

Усманов рассказал на допросе в суде, что после отказа от предложения силовиков участвовать в опознаниях подозреваемых в терроризме и пособничестве терроризму пытки возобновились. По словам подсудимого, в итоге он 6 января 2016 года проглотил саморезы, вскрыл себе вены и попал в первую городскую больницу Махачкалы, где ему сделали операцию. После этого поступка и личного вмешательства заместителя начальника СИЗО пытки, по словам Усманова, прекратились.

15 марта в суде в Ростове-на-Дону продолжился допрос Абдурахмана Усманова, который был начат на предыдущем заседании, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

По словам Усманова, после лечения в больнице Махачкалы 24 января 2016 года он был вновь помещен в СИЗО. Он пояснил, что о его состоянии здоровья знали прокурор, который посетил его в изоляторе, начальник исправительной колонии, общавшийся с Усмановым в больнице, и заместитель начальника СИЗО, которому подсудимый жаловался на пытки и избиения.

По словам подсудимого, он неоднократно обращался с заявлениями к следователю, в прокуратуру, а также к президенту с просьбой расследовать применение пыток к нему и привлечь виновных к ответственности.

В ответе из администрации президента сообщалось, что жалоба направлена в ФСБ России, которое в свою очередь спустило ее в республиканское управление ФСБ, которое сообщило, что в результате проверки факты пыток Усманова не подтвердились, рассказал подсудимый.

Он отметил, что несколько раз объявлял голодовку с требованием прекратить фальсификацию уголовного дела против него, но не смог добиться своих целей. Также, по его словам, он отказался сотрудничать со следствием и давать показания на основании статьи 51 Конституции России.

В подтверждение слов Усманова адвокат Владимир Гладков огласил протокол его допроса от 6 января 2016 года, в котором тот написал, что сущность предъявленного обвинения не признает и давать показания не желает.

Подсудимый рассказал, что в конце октября 2016 года дело было закрыто, после чего пытки и давление на него вновь возобновились. По его словам, силовики 3 ноября 2016 года потребовали от него подписать новый вариант протокола своего допроса, датированный 10 декабря 2015 года, в противном случае пригрозив подкинуть наркотики гражданской жене подсудимого и посадить ее.

На заседании 6 марта Усманов заявлял в суде, что 10 декабря 2016 года в присутствии адвоката по назначению Светланы Музалевой, но без понятых, он подписал первоначальный вариант протокола допроса, в котором было написано, что он пробыл в Сирии всего неделю. Тот протокол, который в деле есть сейчас, подсудимый назвал "фальсификацией доказательств".

По словам Усманова, он очень переживал за свою супругу и ему пришлось подписать протокол.

В новом протоколе уже было написано, что Усманов летом 2014 года приехал в Сирию и проходил 25-дневное обучение в лагере террористов под руководством Абу-Закарии, а после материально обеспечивал жен и детей боевиков, занимался охраной. Затем, согласно этому протоколу, с разрешения амира Шишани переехал в Стамбул и с помощью денежных средств, полученных от боевиков, подкупал турецких судей и адвокатов, рассказал подсудимый.

В связи с показаниями своего подзащитного адвокат Гладков заявил ходатайство о проведении судебно-химической экспертизы с целью определить, когда была сделана Усмановым подпись в протоколе допроса: 10 декабря 2015 года или 3 ноября 2016 года. Он указал, что временной разрыв в год достаточно большой, чтобы можно было провести экспертизу, а суд обязан проверить показания подсудимого и дать им соответствующую оценку.

Прокурор Караев в свою очередь заявил, что "в целях объективности" просит суд приобщить к делу справку из санчасти СИЗО, в котором содержался Усманов. Согласно этой справке, датированной 10 декабря 2015 года, состояние здоровья арестованного удовлетворительное и следов повреждений у него не имеется.

Суд приобщил справку прокурора к материалам дела, а в проведении судебно-химической экспертизы отказал. "Доводы защиты не убеждают суд в необходимости удовлетворения ходатайства", - заявил судья.

Следующее заседание назначено на 11.30 20 марта.

"Непонятно, на каком основании суд отклонил ходатайство... Также не ясно теперь, как он будет без экспертизы давать оценку показаниям подсудимого", - заявил после заседания корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Гладков.

Комментариями от остальных участников процесса относительно хода слушаний "Кавказский узел" пока не располагает.

Материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликована подробная справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ" (запрещено в России по решению суда и признано террористической организацией).

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"