Али Инсанов заявил о фальсификации уголовного дела против него
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывший министр здравоохранения Азербайджана Али Инсанов на суде отверг обвинения в хранении психотропных веществ и нападении на сотрудника Пенитенциарной службы, заявив о фальсификации дела. Уголовное преследование связано с оппозиционными взглядами Инсанова, считают в Азербайджанском комитете по евроинтеграции.
Как сообщал "Кавказский узел", Али Инсанов, с 1993 года работавший министром здравоохранения Азербайджана, в 2005 году был обвинен во взяточничестве и экономических преступлениях. В 2007 году он был приговорен к 11 годам лишения свободы. В августе 2016-го Инсанову были предъявлены новые обвинения, после чего он был переведен из колонии в следственный изолятор. 7 марта Инсанову было объявлено о завершении предварительного следствия по новому делу. 7 апреля суд отклонил все ходатайства защиты. Инсанов заявил о политических мотивах его преследования.
Инсанову предъявлены обвинения в незаконном приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления (ст. 234.1 УК Азербайджана), в сопротивлении или применении насилия в отношении представителя власти, опасного для жизни или здоровья (ст. 315.2 УК), и в изготовлении, хранении, ношении или использовании заключенным в учреждении по отбыванию наказания запрещенных предметов (ст. 317-2.1 УК Азербайджана). Ему грозит до восьми лет заключения.
12 апреля в Гарадагском районном суде началось рассмотрение по существу дела против Али Инсанова. Прокурор Фараим Гусейнли огласил обвинительный акт, согласно которому в одном из помещений колонии были найдены психотропные вещества и установлено, что они принадлежат Инсанову.
По версии обвинения, когда был составлен протокол, Инсанов напал на сотрудника Пенитенциарной службы Анара Мамедова и нанес ему телесные повреждения.
"Как же я мог одновременно и порвать протокол, и схватить за горло майора, сорвать с него погон, толкнуть его – я Мохаммед Али, что ли?" - заявил Али Инсанов, комментируя версию обвинения.
Инсанов отверг все обвинения, заявив, что "это абсолютно вымышленное дело". При этом он напомнил, что на предыдущем заседании ни одно из его ходатайств, в том числе об освобождении под домашний арест, не было удовлетворено.
"В Азербайджане запрещена продажа моего лекарства "Инсановин" (при болезни легких). Таможня запретила ввоз моей научной монографии, изданной за рубежом. Заморожен 1 млн долларов гонорара от продажи моих лекарств и книг за рубежом. Члены моей семьи остаются как заложники, не могут выехать, работать", - утверждает Инсанов.
Он назвал обвинение "сфальсифицированным".
"Если у меня в колонии найдены наркотики, то, как они сюда попали? Почему не наказан начальник отдела по оперативному режиму? Напротив, после провокации против меня, его повысили в должности. Следствие написало, что психотропные вещества, якобы найденные у меня, были цветные. Но это еще одно свидетельство лживости обвинения. Психотропные вещества не бывают цветными, цветными бывают витамины", - сказал Инсанов.
Также он отметил, что не сожалеет о том, что "помогал Гейдару Алиеву (бывший президент Азербайджана, - прим. "Кавказского узла"), потому что он тогда был нужен народу". "Наконец, поймите, я не в оппозиции к государству, я в оппозиции к нынешней власти", - заявил Инсанов.
Потерпевший, майор Пенитенциарной службы Анар Мамедов заявил, что после нападения Инсанова лечился в больнице около месяца.
Жалоба на арест Инсанова находится на рассмотрении ЕСПЧ
На процессе выступили двое понятых из числа заключенных, еще пятеро свидетелей – сотрудники колонии №13 и центрального аппарата Пенитенциарной службы. Они подтвердили версию обвинения. На этом показания участников процесса завершились, и было объявлено, что следующее заседание состоится в 14.30 19 апреля.
"Ожидается, что через неделю суд приступит к исследованию документов дела. Защита изложит свою позицию, и она заключается в фальсификации уголовного дела. Пока не хочется подробно говорить об этом. На процессе мы выразим свою позицию", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Инсанова Тогрул Бабаев.
По его словам, жалоба Инсанова на арест по второму делу находится на рассмотрении Европейского суда по правам человека.
"К сожалению, правительство не выполнило решение по первому делу: был проведен повторный процесс, и суд оставил в силе приговор. Данный вопрос находится на рассмотрении Комитета министров Совета Европы в рамках механизма контроля за неисполнением решений Страсбургского суда", - сказал адвокат.
Гособвинитель Гусейнли воздержался от комментариев.
Член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрул Джуварлы склонен считать, что "преследования Инсанова могут быть связаны с его непокорностью".
"Али Инсанов был одним из близких соратников Гейдара Алиева, еще со времен, когда тот оказался в опале после смещения с постов члена Политбюро ЦК КПСС и первого зампредседателя Совета министров СССР. Впоследствии Инсанов был одним из основателей правящей партии "Ени Азербайджан" и после возвращения Гейдара Алиева к власти был назначен на должность министра здравоохранения. Во времена руководства Гейдара Алиева Инсанов относился к консервативной части руководства Азербайджана и был сторонником жестких мер против оппозиции. Он даже запретил продажу в учреждениях здравоохранения оппозиционных газет", - рассказал Джуварлы корреспонденту "Кавказского узла".
Он также отметил, что у Инсанова были разногласия с Ильхамом Алиевым, когда тот стал президентом.
"После того, как в 2003 году президентом стал Ильхам Алиев, судя по тогдашним сообщениям СМИ, Инсанов стал демонстрировать самостоятельность и подчеркнутое неподчинение молодому президенту и, по некоторым данным, даже был членом некоей тайной внутренней оппозиции. В преддверии парламентских выборов 2005 года, когда была вероятность "цветной революции" в Азербайджане, по обвинению в попытке госпереворота были арестованы ряд высокопоставленных лиц, в том числе Инсанов", - сказал Джуварлы.
Впоследствии, по его словам, их обвинили в экономических преступлениях и коррупции.
"Возможно, эти обвинения были небезосновательны. Другой вопрос - насколько профессионально сработало следствие, и были ли законно собраны доказательства. Бывшие высокопоставленные должностные лица стали отвергать обвинения. По делу бывших руководящих сотрудников Минздрава проводился отдельный процесс. Али Инсанов не только стал отрицать вину, но сам стал обвинять руководство страны в коррупции", - рассказал Джуварлы.
По его словам, арестованный тогда вместе с Инсановым бывший министр экономического развития Фархад Алиев "накануне президентских выборов 2013 года заявил о поддержке кандидатуры Ильхама Алиева и спустя несколько недель досрочно вышел на свободу по помилованию".
"Инсанов напротив распространил заявление о поддержке единого кандидата от оппозиции Джамиля Гасанли. Впоследствии в ходе повторного судебного процесса в связи с решением по его делу Страсбургского суда он вновь выступал в оппозиционном духе и с критикой руководства страны. В итоге не удивительно, что по завершению первого срока наказания ему выдвинули новые обвинения. То есть многие эксперты предсказывали возможность такого", - заявил Джуварлы.
Али Инсанов заявлял о присвоении президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым нефтяных доходов страны. Азербайджанские правозащитники признали Инсанова политзаключенным. Его имя вошло в список политзаключенных, обнародованный 17 октября 2016 года.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" освещает на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" опубликована справочная статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".