Очевидцы рассказали подробности погромов в Батуми
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Погромами в Батуми занимались участники организованного митинга, считают опрошенные "Кавказским узлом" блогеры-очевидцы произошедшего, политологи и журналистка. При этом, по их словам, требования выдвигали участники первой - стихийной волны протеста, которая была спровоцирована действиями полиции.
Как сообщал "Кавказский узел", 11 марта перед зданием ГУВД Аджарии началась спонтанная акция протеста, ее участники потребовали освободить задержанных накануне во время столкновения с полицией местных жителей и отставки начальника патрульной полиции Малхаза Батиашвили. Противостояние полиции и митингующих переросло в уличные беспорядки. В Батуми горели автомобили, были повалены столбы электропередачи.
В результате беспорядков в Батуми пострадали 18 участников акции протеста и 15 полицейских, большинство из них уже выписаны из больниц. 12 марта на рассвете полиция с применением спецсредств разогнала акцию. Были задержаны около 40 человек. 12 марта суд в Батуми начал рассмотрение дел в связи с беспорядками в городе. Из зала суда были освобождены четыре человека: трое - по причине несовершеннолетия и один - по состоянию здоровья. 13 марта суд приговорил семерых из 40 задержанных при беспорядках в Батуми к административному аресту, остальные отпущены под расписку.
"Две группы протестующих вели себя по-разному"
Те, кто громил и переворачивал полицейские машины, не выдвигали никаких требований, в отличие от участников стихийной акции протеста, заявили очевидцы событий.
"Было ощущение двух митингов. Первый организовали те, кто пошли от супермаркета Гудвила (таксисты, маршрутчики и прочие недовольные). А потом уже прибежали какие-то деревенские - слаженно, с цепями, масками и капюшонами уже погромы устраивали. Как будто по команде", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" батумский блогер Андрей Ньюман.
По мнению еще одного батумского блогера Николай Рухадзе, фактически совпало проведение двух митингов. "Та протестная группа, которую я снял на проспекте Чечивадзе, была вполне мирная. Настойчивая, но мирная. А в это время уже собиралась молодежь в другом конце проспекта... у офиса МВД", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
На следующий день после митинга и погромов Николай Рухадзе в своем видеоотчете продемонстрировал, что ни одна панель стеклянных стен супермаркета "Гудвил" не пострадала, несмотря на то, что оно находится недалеко от полицейского участка, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Пострадали только полицейские автомобили, которые стояли в том районе, где проходил протест, а также - несколько гражданских", - отметил Николай Рухадзе.
"Первая волна протеста поднялась стихийно, сразу после ареста Джими Варшанидзе, поставившего автомобиль в неположенном месте. На митинг вышли и представители оппозиции. Впрочем, политических требований тогда никто не озвучивал", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" бывший член парламента Аджарии от Республиканской партии, профессор Батумского госуниверситета Георгий Масалкин.
По его словам, вторая волна протеста уже началась без присутствия политиков. "Еще не совсем понятно, кто были эти молодые люди - местные или приехавшие из регионов", - отметил Георгий Масалкин.
Группы протеста вели себя по-разному, утверждает и редактор газеты "Батумелеби" Этер Турадзе. "После того, как митинг закончился, перед зданием полиции остались уже другие люди, которые никаких речей не говорили. И вот они в два часа утра начали громить автомобили и здание полиции", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Этери Турадзе.
При этом, по ее словам, никаких попыток грабежа или мародерства не было. "Город не был в страхе", - отметила Турадзе.
По ее словам, неизвестно, кто из молодежи, из каких районов и по каким причинам пришел громить полицейские автомобили. "Ведется следствие, придется ждать официальных сообщений от МВД", - подчеркнула Этери Турадзе.
"Акцию спровоцировали излишне жесткие действия полиции в отношении водителя"
Первая волна была обусловлена действиями полицейских, которые чересчур строго относились к водителям в Аджарии, считает политолог Гела Васадзе.
"За нарушение в 25-50 лари брали 200-500 лари, и, естественно, росла критическая масса. И в этом плане митинг был подготовлен. Но когда лопнет терпение - это уже было непредсказуемо, так что митинг, я думаю, был полным экспромтом", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гела Васадзе.
При этом, по мнению Георгия Масалкина, действия полиции были достаточно логичны в том, что касается ужесточения контроля. "Движение автотранспорта в Батуми намного хуже, чем в Тбилиси. Это связано как с инфраструктурой - больше неотремонтированных и узких дорог, мало парковочных мест, так и с культурой вождения - очень часто образуются пробки, часто можно наблюдать неэтичное поведение водителей", - пояснил он.
По его мнению, было естественно, что власти решили навести порядок перед курортным сезоном.
Однако действия конкретных полицейских, задержавших человека в автомобиле, Масалкин считает излишне строгими. "Человек ехал с кладбища, у него в салоне сидела женщина, которой стало плохо. Он остановил автомобиль перед аптекой и при этом включил аварийные маячки на автомобиле. Полицейские должны были следовать статье 17 закона о полиции, которая предписывает оказание первой медицинской помощи, а вместо этого они проявили грубость в отношении водителя", - заявил Масалкин.
По словам Масалкина, митинг действительно вспыхнул внезапно. "На этом месте всегда много народа - там рядом находится супермаркет. Так что оказалось, что мимо проходили знакомы Варшанидзе, которые вступились за него", - пояснил он.
"Полиция начала разгон акции в Батуми слишком поздно"
Грузинская полиция не привыкла к подобным акциям протеста и начала действовать не сразу, упустив время, считают Георгий Масалкин и Гела Васадзе.
"В Грузии были и более многочисленные митинги, некоторые их которых закончились сменой правительства. Однако перевернутых машин, как это произошло на этот раз в Батуми, еще не было. Для нас это непривычно", - отметил бывший член парламента Аджарии от Республиканской партии, профессор Батумского госуниверситета Георгий Масалкин.
По его словам, в тот же день в Нидерландах также прошли столкновения во время которых переворачивались машины. "Но европейская полиция уже привыкла и выработала свою тактику для противодействия таким беспорядкам. У нас такого опыта еще не было", - пояснил он.
Политолог Гела Васадзе в свою очередь обратил внимание на то, что спецназ начал действовать не сразу.
"Погромы начались через несколько часов после митинга. К этому времени спецназ был уже мобилизован. Но прошло еще шесть часов, в течение которых молодчики изображали "майдан" в Батуми, и только потом полиция прекратила эти погромы", - отметил Гела Васадзе.
То, что полиция начала разгон достаточно поздно, отмечают и блогеры.
"Полиция работала слажено, держала оборону как могла, но я уверен, что запустили с разгоном. Жестче надо было и в самом начале", - уверен Андро Ньюмен.
"Власти смогли извлечь дивиденды из акции в Батуми"
Правящая партия сумела воспользоваться ситуацией - навести порядок, продемонстрировать свою силу, и в то же время упрекнуть оппозицию, считает Гела Васадзе.
"В результате выгодополучателями стали власти - "Грузинская мечта". Это не значит, что именно они все организовали, но они сумели воспользоваться ситуацией - навести порядок, продемонстрировать свою силу, и в то же время упрекнуть оппозицию", - отметил он.
По мнению Васадзе, несколько человек из главной оппозиционной партии ЕНД - действительно подались на провокацию.
"Они заявили о своей поддержке народному протесту, толком не разобравшись, что к чему. Естественно, это сыграло в пользу действующей власти", - заявил Васадзе.
"В Грузии из-за падения лари сложилась напряженная обстановка"
В Грузии сложилась достаточно сложная социальная ситуация, так как с декабря 2016 года сильно упал курс национальной валюты, что привело к падению доходов населения, считают Васадзе и Масалкин.
В ноябре-декабре 2014 года произошла резкая девальвация лари. Правительство представило антикризисный план для привлечения инвестиций, но оппозиция резко раскритиковала его. Девальвация лари сказалась на жителях Грузии, которые стали испытывать трудности с выплатой кредитов.
"Такая напряженная социальная среда благоприятна для всякого рода непредсказуемых выступлений. Так что я не исключаю, что это повторится и в других регионах Грузии", - уверен Гела Васадзе.
При этом Васадзе не исключает возможность влияния России. "Средства и умения у России для этого есть. Так что, я не исключаю повтора", - отметил он.
Георгий Масалкин в свою очередь считает, что подобные выступления вряд ли повторятся.
"Да, конечно, народ обвиняет власти во многих своих бедах, но предпосылок для того, чтобы это произошло еще где-то, я не вижу. Наверное, власти сделают технические выводы и переформируют работу правоохранительных органов", - заявил Масалкин.
Напомним, что ущерб от беспорядков был оценен мэрией Батуми в 60 тысяч долларов. В Батуми уже приступили к восстановлению инфраструктуры, отметил мэр города.